Задачи, способы и средства научно-творческой и самостоятельной работы студентов

Авторы: Рахманова Юлдуз Кахрамановна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 103-106

Объём: 0,25

Опубликовано в: «Наука без границ» № 4(32), апрель 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Рахманова Ю. К. Задачи, способы и средства научно-творческой и самостоятельной работы студентов // Наука без границ. 2019. № 4(32). С. 103-106.

Аннотация: В статье освещаются основные задачи научно-творческой деятельности студентов технических вузов, способы и средства научной творческой самостоятельной работы, отвечающие требованиям современной системы образования.

Научно-творческая деятельность в вузе является непременной составляющей частью процесса подготовки специалистов инженерных и экономических профессий. Научное творчество – это один из видов творческой деятельности, направленной на производство нового знания. По мнению ученых, в трудах которых выявлена природа научного творчества, основной характеристикой выступают творческий процесс и творческая личность [1; 2; 4].

Современные требования, предъявляемые к высшему инновационному образованию, указывают на необходимость привлечения студентов к научно-творческой деятельности.

В качестве основных задач научно-творческой деятельности по предмету «Русский язык» в национальном техническом вузе обозначены:

- развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

- привлечение молодёжи к научно-творческому процессу не только в период обучения русскому языку, но и на всех этапах обучения в вузе;

- привитие устойчивых навыков к самостоятельному научному творчеству;

- формирование мотивации к изучению русского языка и творческому усвоению учебного материала;

- воспитание творческого отношения к изучению дисциплин «Русский язык» и «Культура речи» через участие в научно-творческой и проектной деятельности;

- привлечение наиболее одарённых студентов к систематической и целенаправленной деятельности в различных научных и творческих коллективах;

- осуществление сотрудничества кафедры русского языка с кафедрами специальных дисциплин вуза;

- использование результатов научного творчества студентов в их будущей практической деятельности;

- обучение и вовлечение студенческой молодежи в формы и методы инновационной деятельности, ориентированной на рынок высоких технологий.

Система современного образования и его содержание постоянно эволюционируют, как и само общество. В настоящее время возникает необходимость создания образовательных стандартов третьего поколения, подразумевающих компетентностный подход. Поэтому образовательные учреждения должны быть нацелены на подготовку новой формации. За последнее десятилетие заметно увеличилось значение социальной активности, личностных качеств, организаторских и коммуникативных способностей специалистов. Сегодня специалист должен обладать навыками инновационной деятельности и при необходимости оперативно менять направленность своей деятельности.

В процессе научного творчества и самостоятельной работы добываются новые знания. Творческая деятельность в любой области – языковой, художественной, научной, производственной – предполагает необходимость непрерывного повышения уровня научных знаний и сопровождается развитием творческого мышления и самостоятельной работы.

Специфика обучения в национальном техническом вузе не предполагает научного изучения дисциплин «Русский язык» и «Культура речи», поэтому научное творчество не замыкается в рамках внеучебного процесса. На занятиях первокурсники читают, переводят и изучают научные тексты на русском языке, задания к текстам носят творческий, инновационный характер. Изучают смысловые типы текстов, составляют описательный текст по картине. Пишут сочинение-рассуждение, в котором одним из основных требований является изложение собственного отношения к той или иной теме. Учатся писать рефераты не путем скачивания темы из интернета, а использовать несколько разных источников. Оценивается лишь тот реферат, который отвечает требованиям.

Учитывая специфику высшего учебного заведения, педагоги стремятся по максимуму использовать в своей работе такие способы и средства творческой самостоятельной работы, которые бы отвечали требованиям современной системы образования.

Способы и средства научной творческой самостоятельной работы:

1) Чтение научной литературы:

- виды и правила чтения;

- способы маркировки в книге;

- процессуальная структура работы с книгой, научным журналом, сборником научных статей, тезисов.

2) передача информации в устной форме:

- научный стиль речи и его особенности;

- выступление с докладом;

- презентация (сообщение).

3) Передача информации в письменной форме:

- виды научных текстов и смысловая направленность;

- план;

- конспект;

- реферат;

- эссе;

- рекомендации по написанию текстов научного стиля.

4) Способы и средства наглядного представления аналитической информации: графические органайзеры:

- «Кластер», «Как?», «Почему?», «Рыбий скелет», «Каскад», «Пирамида», «Цветок лотоса» и др.

5) Способы и средства структурирования и реструктурирования информации, установление взаимосвязей между изучаемыми понятиями (явлениями, событиями, темами):

- Таблицы «Инсерт», 3ХУ, Т-схема, категориальные и концептуальные таблицы, диаграммы Венна.

6) Способы и средства организации обучения в сотрудничестве:

- принципы и правила;

- организация работы в сотрудничестве по выполнению учебного задания.

7) Способы и средства коллективного решения проблемы, оценки и выбора приоритетных идей:

- дискуссия;

- дебаты;

- диспут;

- мозговой штурм;

- графические органайзеры – способы решения проблем.

8) Способы и средства решения практической ситуации:

- внедрение кейс–стади в процесс подготовки специалиста;

- рекомендации по выполнению самостоятельной научно-творческой работы по анализу и решению практической ситуации.

9) Способы и средства проектной деятельности:

- учебное проектирование – общее понятие;

- типы учебных проектов;

- инструкция и правила, которыми следует пользоваться в процессе проектной деятельности;

- критерии оценки проектной деятельности.

В процессе обучения русскому языку необходимо формировать и развивать творческое мышление студента, обучать умению анализировать. Практическая (коммуникативная) образовательная и воспитательная цели являются общей целью обучения русскому языку студентов нефилологических вузов, которые находятся в тесном взаимодействии с задачами подготовки квалифицированных специалистов. Необходимо подготовить студентов к работе с общественно-политической, научно-популярной, публицистической, художественной литературой, а также литературой по избранной специальности. Метод проекта, который направлен на выработку у будущего специалиста самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ результатов), является одним из эффективных методов обучения коммуникативной деятельности в рамках межкультурных связей и международного сотрудничества.

Учебное проектирование «обеспечит подготовку студентов к жизнедеятельности в профессиональном сообществе» [3], поможет  развить творческие способности и логику мышления, объединить знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщить к конкретным жизненно важным проблемам, обучит находить выход из самых нестандартных ситуаций. И что самое важное – раскрепостит студента, даст возможность выйти за рамки традиционных учебных правил, тем самым стимулируя активное взаимное общение и обмен информацией. Данный метод нацелен на достижение результата в обучении с помощью выполнения некоторого набора действий. Поэтому он позволяет правильно направить свои способности и возможности, мотивировать потребность обучающихся в знаниях и развить наиболее активные формы обучения.

Применение различных форм организации научно-творческой работы студентов является одним из основных компонентов методической системы развития у студентов технических вузов творческой активности, способствует повышению интереса к избранной специальности и формированию так необходимой в настоящее время способности к инновационной инженерной деятельности.

Список литературы

1. Полонский В. М. Научно-методическая информация. Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995. – 286 с.
2. Сумбаев И. С. Научное творчество. – М.: Наука, 1978. – 276 с.
3. Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П. Способы и средства самостоятельной учебной деятельности. – Ташкент: ТГЭУ, 2010. – с. 83-85, 109-111.
4. Матерова А. В. Творчество как основа научно-исследовательской работы студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusnauka.com/2_KAND_2011/Pedagogica/77997.doc.htm

 Материал поступил в редакцию 23.04.2019
© Рахманова Ю. К., 2019