Анализ задач и механизмов информационного сопровождения реализации Стратегии национальной политики города Москвы

Авторы: Велькина Зинаида Владимировна

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 88-92

Объём: 0,36

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5(33), май 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Велькина З.В. Анализ задач и механизмов информационного сопровождения реализации Стратегии национальной политики города Москвы // Наука без границ. 2019. № 5(33). С. 88-92.

Аннотация: В статье рассматривается направление информационного сопровождения Стратегии национальной политики Москвы. Проведен сравнительный анализ задач и механизмов данного направления в Стратегии и предшествующей ей Концепции. Проведен анализ понятия «информационное пространство», которое играет ключевую роль в определении направления информационного сопровождения.

Информационное сопровождение – одно из направлений Стратегии национальной политики Москвы, прописанных в разделе 4 «Основные направления и задачи национальной политики города Москвы». В соответствии со структурой документа каждое направление имеет определенные задачи, которые необходимо выполнить для эффективной реализации национальной политики. Информационному сопровождению соответствуют следующие задачи:

- «создание в сфере национальной политики новых, отвечающих требованиям современного информационного общества понятийно-категориального аппарата, смыслов и образов;

- развитие московского информационного пространства на основе идей духовного и культурного единства российского народа, патриотизма, межнационального согласия, противодействия этническому и религиозному экстремизму, любым формам дискриминации;

- распространение печатной рекламной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач национальной политики города Москвы;

- организация выступлений в средствах массовой информации руководителей государственных органов города Москвы, представителей институтов гражданского общества, национальных общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией национальной политики города Москвы;

- осуществление органами государственной власти города Москвы с участием институтов гражданского общества, экспертного и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации национальной политики города Москвы, а также проведение регулярных семинаров для журналистов по повышению их квалификации в данной сфере»[1].

Кроме того, направлениям соответствуют определенные механизмы, перечисленные в разделе 5 «Механизмы реализации национальной политики города Москвы». Исследование показало, что информационному сопровождению соответствует всего один механизм: «информационная и аналитическая поддержка реализации национальной политики в городе Москве осуществляется посредством привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений, экспертного и журналистского сообщества»[2].

Интересен тот факт, что в Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве, существовавшей до Стратегии, наблюдается абсолютно противоположная ситуация: информационное сопровождение представлено в виде только лишь одной задачи, вместе с тем предлагается целый ряд механизмов для ее реализации.

Информационное сопровождение, сформулированное в разделе 5 «Цели и задачи реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве», представляет собой задачу в культурной и информационной областях: «формирование и развитие общемосковского информационного пространства, способствующего утверждению идей духовной и культурной общности российского народа, патриотизма, межнационального согласия, профилактике экстремизма на этнической и религиозной почве, любых форм дискриминации»[3]. Перечень механизмов, соответствующих реализации задачи, в разделе 6 «Механизмы реализации Концепции» объединен в один пункт «Формирование благоприятной информационной среды» и выглядит следующим образом:

- «содействие производству информационных продуктов (телепередач, шоу, фильмов, роликов, публикаций, интернет-проектов), пропагандирующих и закрепляющих в общественном сознании консолидирующие символы, идеи и установки в сфере межэтнического и межрелигиозного взаимопонимания и взаимодействия;

- соблюдение сотрудниками печатных и электронных средств массовой информации этических норм в вопросах освещения межэтнических и межрелигиозных отношений;

- использование ресурсов сети Интернет в целях профилактики распространения ксенофобии и идей агрессивного национализма;

- освещение проведения национальных и этнических праздников, а также мероприятий, связанных с сохранением традиций и культур, уникальных явлений этнокультурного и духовного наследия народов России, популяризацией этнокультурного многообразия России, доведение до жителей столицы информации о вкладе представителей разных национальностей, в том числе мигрантов, в социально-экономическую и культурную жизнь города Москвы, развитие межрелигиозного диалога;

- информирование общественности о реализации политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве, миграционной политики, правовых и бытовых аспектов миграционных процессов, о мирном сосуществовании в столичном мегаполисе лиц с различными этнокультурными укладами и традициями;

- оперативное реагирование на появление публикаций, способствующих разжиганию межнациональной розни, дискриминации и ксенофобии;

- информирование об основах социального поведения, правах и обязанностях лиц, находящихся на территории города Москвы;

- освещение работы государственных органов власти Российской Федерации и города Москвы по реализации городских целевых программ в области развития межнациональных отношений, миграционной политики, этнокультурного развития, поддержки и развития межрегиональных связей и межэтнических отношений, а также мероприятий федеральных программ аналогичной направленности и правоприменительной практики миграционного законодательства;

- формирование в Российской Федерации и за рубежом позитивного образа города Москвы как столицы многонационального государства, где недопустимы шовинизм, экстремизм, национализм, ксенофобия и любые формы дискриминации»[4].

Думается, в Концепции информационному сопровождению было уделено больше внимания, чем в Стратегии, и она логичнее отражала необходимые для формирования эффективного информационного сопровождения требования.

Для подтверждения предположения оттолкнемся от понятия «информационное пространство», которое в Концепции играет главную роль в информационном сопровождении, а в Стратегии перемешано с другими задачами.

По мнению И.А. Добровольской, это понятие изучается в двух аспектах – техническом и гуманитарном. Наше исследование проводится с точки зрения гуманитарных наук, поэтому кратко осветим первый подход и подробно остановимся на втором. В рамках технического подхода информационное пространство представляет собой систему, осуществляющую передачу, обработку и хранение информации с использованием технических средств и других ресурсов, объектами которой являются «информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура». Кроме того, структуру информационного пространства определяют информационные технологии и материальные носители информации: базы и банки данных, технические средства хранения, передачи и обработки информации, коммуникационные сети [1, с. 142].

В гуманитарном подходе информационное пространство в общих чертах – это совокупность знаний и информации, формирующаяся и постоянно изменяющаяся в процессе эволюции общества [1, с. 142]. По мнению Б.Н. Лозовского, существование информационного пространства возможно при наличии следующих элементов:

- территории с оптимальным для исчерпывающего информирования населения количеством периодики и эфирных каналов;

- аудитории, представители которой имеют одинаковые возможности для коммуникации со средствами массовой информации;

- норм и правил конструктивного взаимодействия СМИ и населения;

- правового сопровождения информирования граждан и функционирования СМИ;

- интегрирующей системы ценностей, которые позволяют продвигать государство, общество и граждан к общественному согласию» [2, с. 94-95].

Также, исследуя мнения других экспертов, он приходит к выводу, что главные компоненты информационного пространства – это информационные ресурсы; информационно­-телекоммуникационная инфраструктура; система массовой информации; рынок информационных технологий, средства связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; сопряженность с мировыми открытыми сетями; система информационного законодательства [2, с. 95-96].

Можно сделать вывод, что субъектами и объектами информационного пространства являются производители и потребители информации, в частности ньюсмейкеры, эксперты, лидеры мнений, производители информации конкретной сферы деятельности [1, с. 143].

Если совместить техническое и гуманитарное определение информационного пространства, получится, что это совокупность объектов, которые вступают друг с другом в информационное взаимодействие, а также сами технологии, обеспечивающие это взаимодействие; эта совокупность образуется с помощью вышеперечисленных объектов, а именно информационных ресурсов, средств информационного взаимодействия и информационной инфраструктуры.

Что касается механизма информационного сопровождения, то, по нашему мнению, он отвечает не всем поставленным в Стратегии национальной политики Москвы задачам. Одного привлечения субъектов поддержки информационного сопровождения недостаточно, думается, необходимо также регулирование их деятельности. В московской национальной Концепции в механизмах реализации по этому поводу прописан соответствующий пункт, который не вошел в действующий документ: «соблюдение сотрудниками печатных и электронных средств массовой информации этических норм в вопросах освещения межэтнических и межрелигиозных отношений»[5]. Несмотря на то, что в пункте 4.9.5 Стратегии есть формулировка о проведении для журналистов регулярных специализированных семинаров[6], эта задача малоэффективна ввиду малой заинтересованности журналистов профессионально освещать межэтническую тематику.

Таким образом, все задачи по информационному сопровождению, перечисленные в Стратегии, являются основой для устроения информационного пространства и никак не могут находиться с ним наравне, т.е. распространение рекламной продукции, выступление представителей власти, профильных институтов и экспертов в СМИ, осуществление мониторинга публикаций по вопросам реализации национальной политики и проведение специализированных семинаров для журналистов являются компонентами для формирования информационного пространства.

Механизм информационного сопровождения реализации Стратегии национальной политики Москвы не достаточно полно отвечает всем задачам по информационному сопровождению, ввиду того, что для его осуществления необходимо не только привлечение профильных субъектов, но и регулирование их деятельности.

Список литературы
1. Добровольская И.А. Понятие «информационное пространство»: различные подходы к его изучению и особенности / И.А. Добровольская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2014. № 4. С. 140-147.
2. Лозовский Б.Н. Журналистика и средства массовой информации : крат. словарь / Б.Н. Лозовский. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2007. – 306 с.
3. Информационное пространство. Термины [Электронный ресурс]. Всероссийский специализированный журнал «Пресс-служба». Режим доступа: http://press-service.ru/terms/143/

Материал поступил в редакцию 14.05.2019
© Велькина З.В., 2019



[1] Постановление Правительства Москвы от 06.06.2016 № 312-ПП «О Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года». – Официальный сайт Мэра Москвы https://www.mos.ru/ 06.06.2016

[2] Там же

[3] Постановление Правительства Москвы от 22.06.2010 № 522-ПП «О Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве». – Официальный сайт Мэра Москвы https://www.mos.ru/ 22.06.2010

[4] Там же

[5] Там же

[6] Постановление Правительства Москвы от 06.06.2016 № 312-ПП «О Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года». – Официальный сайт Мэра Москвы https://www.mos.ru/ 06.06.2016