Особенности таможенно-тарифного регулирования в агропромышленном комплексе на примере стран МЕРКОСУР

Авторы: Федорчук Мак-Эачен Ана Исабель

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 47-52.

Объём: 0,23

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5(33), май 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Федорчук А. Особенности таможенно-тарифного регулирования в агропромышленном комплексе на примере стран МЕРКОСУР // Наука без границ. 2019. № 5(33). С. 47-52.

Аннотация: Таможенно-тарифное регулирование Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая определяется договоренностями в рамках МЕРКОСУР. Страны образовывают единый внутренний рынок и применяют единый внешний тариф при торговле со странами, не входящими в интеграционную группу. В работе проводится анализ размера и динамики применяемых странами МЕРКОСУР таможенных пошлин в части продукции АПК.

Асунсьонское соглашение, ставшее стартовой точкой МЕРКОСУР,  подразумевало создание таможенного союза и полную отмену таможенных пошлин на торговлю внутри региона, начиная с 1995 г. Однако каждая из стран-членов сохранила на определенное время импортные пошлины на определенные группы товаров во внутрирегиональной торговле [1]. В соответствии с соглашениями 1994 г. импортные пошлины на эти товарные группы должны постепенно снижаться и быть полностью сняты к 1999 г. в Аргентине и Бразилии и к 2000 г. в Парагвае и Уругвае. Помимо этих списков из планов по снятию таможенных пошлин были исключены сахар и автомобили. По этим товарным группам страны могли проводить независимую тарифно-таможенную политику при торговле как внутри региона, так и с остальным миром.

Параллельно со снижением внутренних таможенных пошлин проводилась работа по внедрению единых импортных пошлин из стран, не входящих в МЕРКОСУР. Средний целевой тариф должен был составить 11% с допустимой вариацией от 0 до 20% [2]. Допускались отдельные исключения из политики общих тарифов до 2001 г. для Аргентины, Бразилии и Уругвая (по 300 наименований товаров) и до 2006 г. – для Парагвая (399 наименований товаров).

Для достижения согласованности таможенно-кредитной политики странам МЕРКОСУР пришлось осуществлять значительные изменения в существовавшей ранее системе торговых барьеров. Рассмотрим изменения, произошедшие в каждой из стран за период с 1998 по 2017 г., в разрезе товарных групп, соответствующих двухзначному коду ТН ВЭД[1].

В Аргентине произошло снижение средних импортных пошлин по всем рассматриваемым товарным группам, за исключением группы 06 (живые растения, цветы) (рис. 1).

Средние импортные пошлины на сельскохозяйственные товары, установленные Аргентиной по режиму наибольшего благоприятствования, %, 1998 и 2017 гг.

Рис. 1. Средние импортные пошлины на сельскохозяйственные товары, установленные Аргентиной по режиму наибольшего благоприятствования, %, 1998 и 2017 гг.

Составлено по данным [3]

Наиболее крупные падения составили 3,76 п.п. (группа 21, разные пищевые продукты) и 3,47 п.п. (группа 35, белковые вещества). Самые высокие импортные пошлины как в начальный период анализа, так и в конечный, были установлены для групп 22 (алкогольные и безалкогольные напитки) и 17 (сахар и кондитерские изделия). Наиболее низкие значения импортных пошлин сохранились в группах 01 (живые животные) и 41 (кожи животных).

В Бразилии средние импортные пошлины уменьшились по всем рассматриваемым товарным группам, за исключением группы 52 (хлопок) (рис. 2).

Средние импортные пошлины на сельскохозяйственные товары, установленные Бразилией по режиму наибольшего благоприятствования, %, 1998 и 2017 гг.

Рис. 2. Средние импортные пошлины на сельскохозяйственные товары, установленные Бразилией по режиму наибольшего благоприятствования, %, 1998 и 2017 гг.

Составлено по данным [3]

Наибольшее абсолютное снижение составило 4,91 п.п. (группа 22, алкогольные и безалкогольные напитки) и 4,13 п.п. (группа 35, белковые вещества). Самые высокие импортные пошлины как в начальный период анализа, так и в конечный, были установлены для групп 22 (алкогольные и безалкогольные напитки), 19 (готовые продукты из зерна злаков) и 04 (молочная продукция). Наиболее низкие значения импортных пошлин, как и в случае с Аргентиной, сохранились в группах 01 (живые животные) и 41 (кожи животных).

В Парагвае произошло снижение средних импортных пошлин по всем рассматриваемым товарным группам, за исключением четырех групп: 06 (живые растения, цветы), 22 (алкогольные и безалкогольные напитки), 17 (сахар и кондитерские изделия) и 29 (растительные спирты) (рис. 3). Наиболее крупные падения составили 6,07 п.п. (группа 52, хлопок), 4,34 п.п. (группа 02, мясо и мясные пищевые субпродукты) и 4,13 п.п. (группа 35, белковые вещества). В 1998 г. самые высокие импортные пошлины были установлены для групп 16 (готовые продукты из мяса и рыбы) и 19 (готовые продукты из зерна злаков), а в 2017 г. – для групп 17 (сахар и кондитерские изделия) и 22 (алкогольные и безалкогольные напитки). Наиболее низкие значения импортных пошлин, как и в Аргентине и Бразилии, сохранились в группах 01 (живые животные) и 41 (кожи животных).

Средние импортные пошлины на сельскохозяйственные товары, установленные Парагваем по режиму наибольшего благоприятствования, %, 1998 и 2017 гг.

Рис. 3. Средние импортные пошлины на сельскохозяйственные товары, установленные Парагваем по режиму наибольшего благоприятствования, %, 1998 и 2017 гг.

Составлено по данным [3]

В Уругвае средние импортные пошлины уменьшились абсолютно по всем рассматриваемым товарным группам (рис. 4).

Наибольшее абсолютное снижение составило 4,64 п.п. (группа 18, какао и продукты из него) и 4,56 п.п. (группа 35, белковые вещества). Самые высокие импортные пошлины как в начальный период анализа, так и в конечный, были установлены для группы 22 (алкогольные и безалкогольные напитки). Самые низкие значения импортных пошлин, как в остальных странах МЕРКОСУР, сохранились в группах 01 (живые животные) и 41 (кожи животных).

Средние импортные пошлины на сельскохозяйственные товары, установленные Уругваем по режиму наибольшего благоприятствования, %, 1998 и 2017 гг.

Рис. 4. Средние импортные пошлины на сельскохозяйственные товары, установленные Уругваем по режиму наибольшего благоприятствования, %, 1998 и 2017 гг.

Составлено по данным [3]

В некоторых странах МЕРКОСУР применяются экспортные пошлины: в Аргентине на многие сельскохозяйственные продукты, в Бразилии – на меха, в Уругвае – на туши крупного рогатого скота и овечьи шкуры.

Создание единого рынка товаров, в т.ч. сельскохозяйственных, является еще одним важным соглашением, достигнутым в рамках МЕРКОСУР. Страны, входящие в эту интеграционную группировку, сняли почти все таможенно-тарифные ограничения на движение сельскохозяйственных товаров между ними.

На 2017 г. сохранились единичные случаи наличия импортных пошлин на торговлю продукцией сельского хозяйства в пределах МЕРКОСУР (семена дыни, сахар и др.) (табл. 1).

Таблица 1

Импортные пошлины, применяемые странами МЕРКОСУР на торговлю сельскохозяйственными товарами внутри блока, 2017 г.

Код

Наименование товарной группы

Аргентина - Бразилия

Аргентина - Парагвай

Аргентина - Уругвай

Бразилия - Парагвай

Бразилия - Уругвай

Парагвай - Уругвай

Прямое*

обратное

прямое

обратное

прямое

обратное

прямое

обратное

прямое

обратное

прямое

обратное

120770

Семена дыни

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

120799

Прочие семена масл. культур

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

170112

Свекловичный сахар

0

0

10

28

14

5

0

28

12

5

26

5

170113

Тростниковый сахар

0

0

10

28

14

5

0

28

12

5

26

5

170114

Прочий тростниковый сахар

0

0

10

28

14

16

0

28

12

16

26

16

170191

Сахар-сырец с добавками

0

0

10

28

14

31

0

28

12

31

26

23

170199

Прочий сахар-сырец

0

0

10

30

14

35

0

30

12

35

30

30

080111

Орехи кокосовые высушенные

0

55

0

0

0

0

55

0

55

0

0

0

100829

Просо (кроме семенного)

0

8

0

0

0

0

8

0

8

0

0

0

Составлено по [4]

* Под прямым направлением понимается импорт товаров в страну, указанную первой, из страны, указанной второй. Под обратным направлением понимается импорт товаров в страну, указанную второй, из страны, указанной первой.

Две основные цели, сформулированные в начале существования МЕРКОСУР, – формирование единого внутреннего рынка и единых внешних тарифов – в части сельскохозяйственных товаров были достигнуты, если не брать в расчет небольшое количество исключений и отклонений. Это позволяет говорить, что таможенно-тарифная политика стран, входящих в МЕРКОСУР, синхронизирована. Основным направлением дальнейшей работы по облегчению внешнеэкономической деятельности в регионе должно быть снижение и снятие существующих нетарифных мер регулирования.

Список литературы
1. Bouzas R. El Mercosur: Una Evaluación sobre su Desarrollo y Desafíos Actuales. – Buenos Aires: BID-INTAL, 1997. 164 p.
2. Martins F., Oliveira L.R. Agribusiness in Mercosur: transformations of the past and promises for the future. Rio de Janeiro: BAIN & COMPANY, 2016. 24 p.
3. International Tariff Database // World Trade Organization. Available at: http://tao.wto.org/ (accessed 14 May 2019).
4. Market Access Map // International Trade Center. Available at: http://www.macmap.org/ (accessed 11 May 2019).

Материал поступил в редакцию 21.05.2019
© Федорчук Мак-Эачен Ана Исабель, 2019



[1] Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза // Приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54.