Проблема мотивация студентов к спорту и возможные пути ее решения

Авторы: Орлова Олеся Васильевна, Налимова Марина Николаевна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 109-112

Объём: 0,23

Опубликовано в: «Наука без границ» № 5(33), май 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Орлова О.В, Налимова М.Н. Проблема мотивация студентов к спорту и возможные пути ее решения // Наука без границ. 2019. № 5(33). С. 109-112.

Аннотация: В данной статье рассмотрена такая проблема, как мотивация студентов занятиям спорта. Выделены основные причины данной проблемы, также основные выводы и возможные пути решения.

Спорт является неотъемлемой частью жизни каждого человека, а в особенности он максимально важен в юном возрасте. Но, к сожалению, каждое последующее поколение все в меньшей степени уделяет внимание физическим нагрузкам. В настоящее время проблема мотивации занятий физической культурой и спортом очевидна. Студентам рекомендуется заниматься физическими упражнения в связи со слабым здоровьем. Также это необходимо не только для здоровья, но и для отличной физической формы, для полноценного физического развития и уверенности в себе. Во всем этом может помочь физическая культура, возможности которой очень широки.

Одной из самых главных причин отсутствия мотивации к физическим занятиям является именно отношение к спорту и к его пользе. Формирование положительного отношения к спорту должно начинаться с самого детства, здесь же огромную роль играют родители. От того, насколько положительно родители настроят ребенка на спортивные занятия, зависит вся последующая жизнь и здоровье их ребенка. Но, к сожалению, в большинстве случаев родители даже не знают о важности прививания ребенку культуры спорта.
Если же родители не смогли приучить ребенка к спорту, то на втором плане должны работать образовательные учреждения. Но и здесь не всегда возможна правильная мотивация, учителя и преподаватели в силу нехватки времени не могут уделить каждому индивидуальный подход и пользуются общими методами, которые не могут подействовать на каждого.

Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью молодых людей, т.к. они начинают сталкиваться с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, слабой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Между тем, нынешние студенты - это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации. В связи с выше сказанным огромную роль может играть изучение мотивов, интересов и потребностей современной молодежи в занятиях физическими упражнениями.

Причины, которые явно влияют на интерес к занятиям спортом, по своему характеру, можно разделить на три группы:

1. Причины организационного характера

2. Причины методического характера

3. Причины личного характера

Изучение данной проблемы проводились разными авторами и их мнение показало, что в среднем среди причин методического характера примерно с 41% составляет несоответствие предлагаемых нагрузок физическим возможностям, среди личностных причин 37% - это низкий уровень собственной физической подготовленности, а также среди причин организационного характера - отсутствие занятий по интересам  составляет 42%.

И если на две первые группы причин еще можно повлиять, то на причины личностного характера может повлиять только сам человек. Многочисленные результаты научных и практических исследований говорят о том, что спортивная деятельность до сих пор не стала для студентов, да и для большинства людей, насущной потребностью и не превратилась в личный интерес.

Согласно этому можно сказать, что существуют субъективные и объективные факторы, которые определяют потребности, мотивы и интересы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относится: уровень требование в учебной программе, состояние здоровья студентов, частота проведения занятий и их длительность, эмоциональная атмосфера занятий, состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий.

Мотивы занятий физической культурой можно условно разделить на общие и частные. К общим можно отнести желание студентов заниматься физической культурой в общем, к частным можно отнести желание заниматься любимым видом спорта и определенными упражнениями, которые интересны студенту.

Также мотивы посещения занятий физкультуры студентов существуют негативные и положительные: как правило, положительные-это тогда, когда студенты довольны занятиями и ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а к отрицательным мотивам относится желание студентов получить зачет и избежать неприятностей в случае прогулов.

На основе всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что низкий уровень мотивации к занятиям спорта и не состоятельность потребности к занятиям у студентов вызваны слабой и не разнообразной организацией физкультурно- оздоровительной и спортивной работы в вузах. В связи с этим важное искать новые организационные формы, методы и средства, позволяющих более эффективно реализовывать должное направление в вузах.

Так что необходимо сделать для того, чтобы у студентов появилось желание с удовольствием заниматься спортом и не воспринимать физические занятие как нечто скучное?

Во-первых, необходимо усовершенствовать ценностное отношение к физическому воспитанию. Для этого необходимо:

  • У каждого студента должна быть возможность выбрать область спортивной деятельности, которая наиболее соответствует его интересам, физическому развитию и склонностям.
  • Проведение комплексной диагностики индивидуальных и личностных качеств студентов, которая позволит определить предрасположенность каждого к овладению определённых видов спортивной деятельности.
  • Также необходимо поменять атмосферу во время занятий спорта, привести ее в более дружелюбное русло и пытаться заинтересовывать студентов, а не принуждать.

Во-вторых, для того, чтобы удовлетворить потребности занимающихся физкультурой, нужно учитывать также особенности предмета физической культуры от других важных дисциплин в высшем учебном заведении. Учитывая все это появляется необходимость проведения физической культуры во вне учебное время, или же во второй половине дня.

В-третьих, нужно с начального момента учебы правильно настраивать студентов на занятие спортом, внести позитивный характер занятий, а также максимально убедительно вложить ценностные предназначения о пользе спорта и его действии не только на внешние качества, но и на внутренние. Для этого иногда необходимо проводить не только практические, но и теоретические занятия, которые смогут в полной мере раскрыть пользу и эффективность занятия спортом. Например, устраивать раз в месяц «День здоровья», приглашать специалиста, который подробно расскажет студентам все нюансы. Благодаря таким дням можно рассказать и наглядно показать, что такое спорт и как правильно его использовать.

В итоге хочется сказать, что здоровье в широком смысле — это состояние организма не только отдельного индивида, но и всего общества в целом. А в нашей экологической ситуации на планете, здоровье является максимально необходимым для полноценной и насыщенной жизни. Именно поэтому необходимо с юного возраста правильно настраивать на занятие спортом, правильно организовать физкультурную деятельность в школах и вузах, чтобы обеспечить студентам наиболее здоровую будущую взрослую жизнь.

Список литературы
1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студентов Высших учебных заведений. – 3-е изд-е, испр. и доп. – М.: Гума- нит.-изд. центр «Владос», 2004. – 624 с. 
2. Гончарова С.А. Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/fizichieska iakulturaisportvprofilaktikiezabolievaniiiukrieplieniiz dorovia
3. Шустин Б. Тенденции развития современного спорта // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. – М., 1998. Т. 2. С. 355-356.

Материал поступил в редакцию 19.05.2019
© Орлова О.В., Налимова М.Н., 2019