Опыт использования мобильного комплекта наглядных пособий при организации занятий по профессиональной ориентации школьников

Авторы: Черкаева Маргарита Юрьевна, Гридчина Анастасия Валерьевна

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 73-77

Объём: 0,31

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6(34), июнь 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Черкаева М.Ю., Гридчина А.В. Опыт использования мобильного комплекта наглядных пособий при организации занятий по профессиональной ориентации школьников // Наука без границ. 2019. № 6(34). С. 73-77.

Аннотация: В статье дано описание опыта использования мобильного комплекта наглядных пособий, используемого для организации занятий по профессиональной ориентации школьников 8-9 классов, в выездных мероприятиях. Приведено краткое описание мобильного комплекта.  Представлено описание порядка проведения занятия со школьниками по теме использования средств индивидуальной защиты органов дыхания.

При проведении выездных занятий по профессиональной ориентации школьников основной проблемой является отсутствие возможности использования компьютерной техники и систем проецирования изображений в полевых условиях [1, 2]. Отсутствие возможности наглядной демонстрации изучаемого материала, усугубленное сложностью учебных занятий, проводимых со школьниками, приводит к достаточно слабому усвоению предлагаемого материала, даже касающегося достаточно простых тем, связанных с получением первичных навыков по предполагаемому виду деятельности [3].

Наглядные пособия позволяют значительно помочь в общении и могут предоставить еще одну платформу для обмена мыслями и идеями с аудиторией. Гораздо интереснее для аудитории, если она может видеть и понимать то, что говорится, не только через речь. Наглядные пособия, такие как графики, диаграммы и фотографии, также помогают лаконично отображать информацию и помогают аудитории сохранять информацию после мероприятия. Другими словами, та сложная идея, которую вы пытаетесь объяснить обучающемуся несколькими подробными предложениями, на самом деле может быть лучше прояснена с помощью одной единственной картинки. Есть много преимуществ визуальной коммуникации, и именно поэтому визуальная коммуникация, которая является самым ранним методом коммуникации, используемым людьми с доисторических времен, сохраняется как одна из наиболее эффективных форм обмена информацией [4].

Каждый день мы видим и используем визуальную коммуникацию, чтобы донести свои идеи до других, в школе, на работе или дома. Использование изображений в газетах, блогах и социальных сетях или диаграммах и графиках на презентациях – это некоторые примеры визуальных средств, с которыми мы сталкиваемся и используем для обмена информацией в нашей повседневной жизни [5].

Визуальная коммуникация, основанная на использовании визуальных элементов, таких как рисунки, иллюстрации и электронные изображения, безусловно, позволяет нам легко объяснить, понять и запомнить важную для нас информацию.

Аналогичным образом, иногда без помощи каких-либо визуальных средств мы склонны тратить время, если не терпеть неудачу. Вот почему визуальная коммуникация является весьма эффективной.

Одним из выходов из сложившейся ситуации является применение при таких занятиях специализированных мобильных комплектов наглядных пособий [6]. Для решения этой задачи в Тамбовском государственном техническом университете разработан мобильный комплект наглядных пособий, позволяющий упростить школьникам восприятие преподаваемых в полевых условиях тем [7].

На рис. 1 представлена общая схема мобильного комплекта. Мобильный комплект включает в себя 1 - магнитный планшет формата А2, имеющий регулируемую по высоте и углу наклона систему позиционирования, состоящую из штанг 2, 3; пенал для временного хранения карточек наглядных пособий по выбранной для полевого выхода темы 4, пенал для хранения набора магнитов и фломастеров разного цвета 5, карман для хранения методической литературы 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Общая схема мобильного комплекта

Приведем пример перечня карточек наглядных пособий, применяемых для полевых занятий со школьниками по теме использования средств индивидуальной защиты органов дыхания

Комплект карточек включает:

1. Схема марлевых повязок,

2. Фотографии марлевых повязок,

3. Схема респиратора,

4. Фотографии основных российских респираторов,

5. Схема противогаза,

6. Фотографии основных российских противогазов,

7. Порядок надевания противогаза,

8. Нормативы надевания противогаза,

9. Основные ошибки при надевании противогаза,

10. Специальные устройства современных противогазов.

Приведем пример порядка проведения занятия со школьниками по теме использования средств индивидуальной защиты органов дыхания. Сначала необходимо дать краткую информацию об индивидуальных средствах защиты органов дыхания.

Противогаз используется для того, чтобы защитить человека от вдыхания воздушных поллютантов и токсических газов. Маска образует герметичную крышку над носом и ртом, но может также закрывать глаза и другие уязвимые мягкие ткани лица. Большинство противогазов также являются респираторами, хотя слово противогаз часто используется для обозначения военной техники (например, полевая защитная маска). Человек в противогазе не защищен от газа, который может поглотить кожа.

Летучие токсичные материалы могут быть газообразными (например, сернистый горчичный газ и газообразный хлор) или частицами (например, биологические агенты). Многие противогазы включают защиту от обоих типов. Противогазы используются в строительстве для защиты от сварочных паров, при сносе зданий для защиты от асбеста или других опасных частиц, а также в химической промышленности при обращении с опасными материалами, например, при ремонте протекающего оборудования или очистке после разливов рабочим обычно выдают противогазы в качестве меры предосторожности против утечек.

Во время демонстраций протеста, когда полиция использует слезоточивый газ, противогазы обычно используются как полицией, так и демонстрантами.

Традиционный тип противогаза с двумя малыми круговыми окулярами для глаз возник, когда единственным соответствующим материалом для этих целей было стекло. Позже открытие поликарбоната позволило использовать противогазы с большим анфас-визиром. Некоторые из них имеют один или два фильтра, прикрепленные к лицевой маске, в то время как другие имеют большой фильтр, соединенный с лицевой маской шлангом, который иногда путают с респиратором с подачей воздуха, в котором подается альтернативный приток свежего воздуха.

В заданном месте проведения занятия устанавливается планшет. При этом необходимо закрепить его в наиболее удобном для преподавателя и обучающихся положении.

Важным моментом является объем целевой аудитории. Слишком много студентов приводит к тому, что ситуация в классе не будет хорошей, и студенты не будут сосредоточены на учебе, а преподавателю будет трудно контролировать состояние класса. По нашим оценкам, оптимальным количеством обучающихся с использованием мобильного комплекта является не более 5-7 человек, расположенных в непосредственной близости от планшета.

В процессе изложения темы на поверхности планшета располагают учебные карточки. Карточки можно располагать либо одна на другой, либо рядом, например, для непосредственного разбора устройства противогаза.  

Преимущества применения мобильного планшета:

1 – усиливается ясность изложения материала,

2 – повышается динамичность подачи информации,

3 – увеличивается качество воспринимаемой информации,

4 – увеличивается количество воспринимаемой информации,

5 – планшет хорошо подходит для сравнительной демонстрации различных типов противогазов,

6 –  легкость для преподавателя в изложении новых тем,

7 – повышается достоверность излагаемого и воспринимаемого материала.

Недостатки применения мобильного планшета:

1 – технические сложности разработки наглядных пособий,

2 – малая аудитория слушателей,

3 – дороговизна,

4 – определенная трудоемкость изготовления и подбора материалов,

5 – требуется определенная аккуратность при работе в полевых условиях.

На рис. 2. приведен пример расположения элементов на мобильном комплекте в процессе проведения занятия.

Рис. 2. Пример расположения элементов на мобильном комплекте

По окончании изложения темы занятия на планшете остаются все каточки, что позволяет быстро и наглядно, в непосредственном контакте преподавателя и обучающегося, разобрать возникшие вопросы.

Список литературы

1. Пахомов А.Н. Исследование характера кипящего слоя в сушилке с инертными телами / А.Н. Пахомов, С.Г. Скрипникова, А.О. Сироткин, Р.С. Загребнев // Инженерный вестник Дона. 2016. Т. 40. № 1 (40). С. 13.

2. Пахомова Ю.В. Основы технического творчества и научных исследований. Учебное пособие. / Ю.В. Пахомова, Н.В. Орлова, А.Ю. Орлов, А.Н. Пахомов. – Тамбов. 2015. 80 с.

3. Пахомов А.Н., Комбарова Е.Ю., Позднышева И.Г. Визуализация процесса формирования фонтанирующего слоя в щелевой установке // Наука без границ. 2017. № 6 (11). С. 62-65.

4. Пахомов А.Н. Некоторые особенности сушки пастообразных материалов на подложках / Пахомов А.Н., Пахомова Ю.В., Хатунцева Е.А., Елизарова В.А. // Инженерный вестник Дона. 2015. Т. 36. № 2-2. С. 91.

5. Пахомов А.Н. Опыт использования влагомера в исследованиях кинетики сушки жидкого лигносульфоната / А.Н. Пахомов, С.В. Васенина, И.А. Бирюкова, Е.Ю. Комбарова, И.Г. Позднышева // Инженерный вестник Дона. 2018. № 3 (50). С. 16.

6. Пахомов А.Н. Некоторые проблемы моделирования процессов сушки от органических растворителей / А.Н. Пахомов, С.В. Васенина, И.А. Бирюкова, Е.Ю. Комбарова, И.Г. Позднышева // Инженерный вестник Дона. 2017. № 4 (47). С. 14.

7. Пахомов А.Н., Гатапова Н.Ц., Пахомова Ю.В. Геометрия неподвижной капли жидкости, лежащей на наклонной поверхности // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2018. Т. 24. № 4. С. 628-634.

Материал поступил в редакцию 01.06.2019

© Черкаева М.Ю., Гридчина А.В., 2019