Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов и средства их реализации

Авторы: Алимханов Аслан Абдурахманович

.

Рубрика: Юридические науки

Страницы: 92-95

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6(34), июнь 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Алимханов А.А. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов и средства их реализации // Наука без границ. 2019. № 6(34). С. 92-95.

Аннотация: Рассмотрены основные полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов, определены способы и средства их реализации, проведена их классификация.

Надзор за исполнением законов является одной из важнейших функций российской прокуратуры, выражающих ее основное государственно-правовое сущностное предназначение. Надзорные средства определяют современную суть прокуратуры и, как показывает практическая деятельность, носят наиболее действенный характер в обеспечении режима законности.

Как отмечает М.В. Маматов, еще в начале 90-х гг. XX в. на заре становления современной российской демократии ряд государствоведов видели в прокурорском надзоре за исполнением законов (на профессиональном сленге, именуемом с советских времен «общим надзором») рудимент дальнейшего общественного развития, который якобы закономерно теряет былую значимость и вовсе претендует уйти в небытие [3, с. 1].

На современном этапе развития России прокурорский надзор выступает как важнейшая гарантия обеспечения законности в государстве. Реализация надзорных полномочий наряду с другими формами деятельности способствуют созданию в современной российской прокуратуре большого потенциала возможностей, которые позволяют ей в силу своего высокого предназначения выступать специализированным фильтром качества действующего и вновь принимаемого законодательства, арбитром практики его применения. Высокий уровень включенности в процесс обеспечения законности и правопорядка также позволяют прокуратуре участвовать в мониторинге применения права, то есть оценивать эффективность каждого конкретного правового акта по результатам его фактического действия.

Успешное решение этих задач имеет фундаментальное значение для повышения уровня правосознания и правовой культуры общества в целом и преодоления правового нигилизма.

В соответствии с законодательством полномочия прокурора заключаются в осуществлении надзора за соблюдением законов.

Прокурорские полномочия в рассматриваемой сфере включают в себя следующие:

- беспрепятственное вхождение на территории и в помещения поднадзорных органов, т.е. фактически речь идет о территориях и помещениях любых государственных или муниципальных органов, юридических лиц различных организационно-правовых форм; для входа прокурору достаточно предъявить служебное удостоверение (независимо от правил пропускного режима на соответствующем объекте); лишь для входа на территорию секретных объектов (связанных с государственной тайной) прокурору дополнительно требуется наличие допуска к такого рода сведениям [1, с. 120];

- доступ к их документам и материалам, находящимся на территории (в помещении) указанных органов (организаций), что подразумевает право прокурора знакомиться с указанными материалами; при этом не является препятствием для доступа к таким документам отнесение их к коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайне (исключение составляют сведения, составляющие государственную тайну, для ознакомления с которыми прокурору необходим специальный допуск)[1];

- получение от должностных лиц конкретных документов (их копий), а не ознакомление с документами по месту их нахождения; обычно такое полномочие используется, если прокурору точно известно о наличии у органа соответствующего документа либо если данный документ был обнаружен в ходе других надзорных мероприятий (и данный документ необходим в качестве подтверждения факта нарушения закона); указанные документы (их копии) предоставляются прокурору безвозмездно;

- вызов должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; данные лица обязаны являться по вызову прокурора и дать объяснения по указанному поводу; объяснения могут получаться как в устной, так и в письменной форме.

Формой реализации полномочий прокурора являются законодательно закрепленные правовые средства прокурора, которые определены в ст. 23-25.1 Федерального закона  «О прокуратуре Российской Федерации»[2].

Акты реагирования включают в себя меры, применяемые как в надзорной сфере деятельности прокуратуры, так и ненадзорной [2, с. 41].

К актам реагирования, применяемым в надзорной деятельности, отнесены протест на противоречащий закону правовой акт, представление об устранении нарушений закона, предостережение о недопустимости нарушения закона, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и др.

К актам реагирования, применяемым в ненадзорной деятельности прокуратуры, относятся апелляционные, кассационные, надзорные представления прокурора на судебные решения, а также апелляционные и кассационные жалобы прокурора на решения арбитражных судов.

Выбор применяемых средств прокурорского надзора зависит от ряда обстоятельств:

- содержания нарушенного закона;

- характера его нарушения;

- вида установленной за нарушение ответственности;

- порядка рассмотрения или разрешения споров.

При необходимости возможно применение к лицу сразу нескольких мер воздействия, вынесение нескольких актов прокурорского реагирования.

Эффективность применения указанных актов возможна лишь при условии, что они будут отвечать следующим требованиям:

- своевременность вынесения акта (как правило, пока нарушение не произошло либо его последствия являются устранимыми);

- соответствие фактическим обстоятельствам, которые установлены надлежащим образом и достоверно;

- соответствие выводов прокурора выявленным нарушениям закона;

- юридическая обоснованность предъявленных прокурором требований (соответствие их нормам закона, компетенции поднадзорного субъекта и т.п.), мотивированность вынесенных предложений;

- правильность выбора акта прокурорского реагирования (адекватность выявленным нарушениям);

- наличие необходимых реквизитов, соответствие установленной форме.  

Необходимо отметить, что прокурорами в борьбе с нарушениями законов проводится емкая, целенаправленная и в тоже время разноплановая работа. Высокий профессионализм сотрудников ведомства, все возрастающий интерес к процессам обеспечения законности ученых и представителей прогрессивной общественности, их заинтересованность в вопросах модернизации и укрепления российской государственности, а зачастую и богатый личностный опыт, обобщение и распространение которого не только ширит возможности его использования в практической деятельности, но и дает пищу для новых раздумий и выводов теоретического характера, - все это предопределяет состояние современной надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации, указывает на перспективы ее развития.

Имеющиеся недостатки правового регулирования, отсутствие длительное время стабильности в экономике, дисбаланс в материальной обеспеченности граждан, низкий уровень правовой культуры широких масс населения России, включая представителей властных структур и бизнеса, коррупция, отсутствие действенной системы контроля, не всегда эффективная работа правоохранительных органов препятствуют тому, чтобы борьба с нарушениями еще приобрела подавляющий характер. Сложившиеся негативные факторы, обуславливающие совершение правонарушений, в настоящее время сохраняются, наблюдается тенденция их продуцирования.

Таким образом, складывающиеся условия требуют реализации зачастую еще более сложных и совершенных научно-обоснованных подходов к решению ответственных задач в сфере надзорных отношений, а потому важным является правильное интерпретирование реальных тенденций и потребностей прокурорского надзора.

Инициированные в течение последних лет организационные меры способствовали интенсификации надзорной деятельности, в том числе обеспечив рост эффективности работы прокуроров. Однако задействованные таким образом внутрисистемные ресурсы не безграничны. Трудно обеспечивать устойчивую позитивную динамику с выходом на уровень управляемого снижения нарушений законности при отсутствии других «резервов», в том числе активных мобилизационных механизмов предупреждения правонарушений, неразвитости автоматизированных форм мониторинга нарушений и особенно на фоне закономерного движения в сторону все большей правовой определенности и процессуализации надзорного процесса [3, с. 4-6].

Изложенное настоятельно указывает на необходимость скрупулезной ревизии существующей концепции прокурорского надзора и правозащитной деятельности надзорного ведомства, большего переориентирования прокуроров на обеспечение устранения факторов, способствующих нарушениям, а также внедрение новых стандартов высокой правовой защиты публичных интересов, действенной системы оценки результатов соответствующей работы прокуроров при надлежащем моральном и адекватном материальном их стимулировании за образцовое исполнение служебного долга.

Список литературы

1. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016.

2. Агамов Г.Д. Практикум по прокурорскому надзору и методические рекомендации / Г.Д. Агамов, А.К. Романов. – М.: Дело, 2018.

3. Маматов М.В. Прокурорский надзор за исполнением законов: актуальные проблемы и перспективы развития // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11.

Материал поступил в редакцию 31.05.2019

© Алимханов А.А., 2019



[1] Федеральный закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/10102673/

[2] Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1  «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.