Разработка методики самооценки для системы качества метрологического обеспечения

Авторы: Доронькина Елена Сергеевна

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 27-32

Объём: 0,33

Опубликовано в: «Наука без границ» № 6(34), июнь 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Доронькина Е.С. Разработка методики самооценки для системы качества метрологического обеспечения // Наука без границ. 2019. № 6(34). С. 27-32.

Аннотация: В статье рассмотрена разработка модели и методики проведения самооценки для системы качества метрологического обеспечения на промышленном предприятии. Сформированная модель предоставляет объективную оценку и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы. Результаты самооценки являются механизмом для постоянного внутреннего улучшения.

Существует много способов контроля качества продукции, одним из которых является самооценка. Она позволяет рассмотреть результаты работы и узнать удовлетворённость потребителей и персонала, а также выявить сильные и слабые стороны компании.

Зачем организации необходимо метрологическое обеспечение (МО), почему нельзя обойтись без него и что мешает организации добиться успеха без его участия? Да, компания может завоевать большие рейтинги и продажи, однако не сердца потребителей. Ведь людям, в первую очередь, важно качество продукта, а не строчка рейтинга, которую он занимает. Потребитель не готов отдавать большие деньги за некачественный товар.

В этом и заключается суть МО, оно позволяет добиться выпуска продукции надлежащего качества. Это достигается путем контроля оборудования и нормативной документации. Метрологическое обеспечение помогает в создании и проведение испытаний, объединяет процессы воедино и автоматизирует их[1].

Сам термин «метрологическое обеспечение» означает совокупность установленных требований к МО объекта, выполнение которых необходимо для удовлетворения потребности в информации, получаемой посредством измерений, испытаний и контроля[2].

Анализ и идентификация процессов системы качества метрологического обеспечения – один из этапов создания модели и методики самооценки.

Работа по анализу и идентификации процессов завершается формированием реестра процессов. Реестр процессов по отдельному виду работ представляет собой их перечень, составленный исходя из специфики деятельности и основанный на выбранной классификации процессов [1].

При проведении анализа и идентификации процессов метрологического обеспечения необходимо обеспечить выполнение ключевых задач:

1)       определение основных целей и задач МО;

2)       выполнение требований стандарта ИСО 9001:2015;

3)       выполнение требований стандарта ГОСТ Р ИСО 10012-2008.

Другим важным моментом является выбор модели самооценки, по которой будет проводиться работа. При ее разработке для оценки системы качества метрологического обеспечения необходимо учитывать многие аспекты, она должна быть [2]:

-          лёгкой в понимании;

-          нацеленной на изучения процессов МО;

-          легкодоступной для персонала;

-          воспроизводимой как группой подготовленных лиц, так и одним рабочим.

Для создания модели системы качества метрологического обеспечения в основу была положена модель, основанная на процессном подходе и включенная в ГОСТ Р ИСО 9004-2010.

После выбора модели необходимо разработать методику проведения самооценки. Существуют различные формы её проведения [3]:

-          метод имитация участия в конкурсе;

-          метод проформы;

-          метод матричных диаграмм;

-          метод анкетирования;

-          метод рабочего совещания;

-          метод равного участия.

При определении метода важно учитывать степень сложности работы и эффективность результата. Анкетирование является одним из наиболее простых в воспроизведении и наименее затратным, однако он дает рассмотреть многие этапы и помогает выявить существующие проблемы.

Приняв решение о необходимости проведения самооценки системы качества метрологического обеспечения, предприятие должно сформировать этапы ее выполнения (табл. 1), распределить обязанности и ответственность, закрепить их за определенными сотрудниками и установить сроки выполнения.

Таблица 1

Алгоритм проведения самооценки

Этап проведения самооценки

Сопроводительная документация

 

  • ·приказ о проведении самооценки;
  • ·план проведения самооценки;
  • ·руководство по проведению самооценки

 

 

 

 

  • ·распоряжение о назначении ответственного;
  • ·план-график проведения самооценки

 

 

 

  • ·матрица ответственности персонала;
  • ·должностная инструкция

 

 

 

  • ·анкета-опросник;

 

  • ·заполненная анкета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • ·лепестковая диаграмма;
  • ·отчет по результатам проведенной самооценки

 

 

 

 

  • ·план-график по улучшению;
  • ·отчет-листок по устранению несоответствий

После формирования рабочей группы для проведения самооценки также необходимо разработать сопровождающие материалы, основываясь на выбранной модели и методике:

-          формируется анкета-опросник (табл. 2), которая помогает выявить уровень зрелости системы метрологического обеспечения и результат работы отдельных блоков;

-          определяются уровни зрелости;

-          предлагается форма, по которой будут отображать отчет и т.д.

Таблица 2

Анкета - опросник

Вопрос

Ответ

1

Ознакомлены ли сотрудники метрологической службы «Политикой в области качества»?

 

2

Сформулированы и утверждены ли цели в области качества и необходимые мероприятия по их достижению в метрологической службе на текущий год с учетом задач по реализации Целей Общества?

 

3

Обеспечено ли доведение Целей Общества до сведения работников метрологической службы?

 

4

Подготовлен ли отчет по достижению Целей в области качества за прошлый год?

 

5

Имеются ли заверенные копии положения об отделе и структурной схемы?

 

6

Имеются ли в отделе заверенные копии должностных инструкций работников с подписями и датами ознакомления?

 

7

Проводится ли периодически внутренний аудит МО?

 

8

Необходима ли актуализация стандартов организации?

 

9

Осуществляется ли планирование работ в соответствии с требованиями стандартов?

 

10

Осуществлялся ли в предыдущем году пересмотр перечня записей СМК метрологической службы?

 

11

Разработаны ли отделом перечни (или перечень с отдельными разделами) стандартных образцов и средств контроля?

 

12

Содержат ли абонентная карта, которая заводится на сотрудника метрологической службы, эксплуатирующего средство измерений, следующие данные:

  • учётный номер карты;
  • фамилия, имя, отчество абонента;
  • подразделение, телефон, должность абонента;
  • наименование, тип, инвентарный и заводской номера средства измерения;
  • дата и роспись абонента?

 

13

Ведется ли учет абонентных карт и присвоение учетных номеров?

 

14

Соблюдаются ли сроки предъявления на входной контроль средств измерений в метрологическую службу?

 

15

Разработан ли метрологической службой график (государственной) периодической поверки СИ на текущий год?

 

16

Разработан ли метрологической службой график (ведомственной) периодической поверки рабочих СИ на текущий год проводимой метрологической службой предприятия?

 

17

Разработан ли план метрологического обеспечения на текущий год?

Содержит ли он следующие разделы:

  • метрологическая экспертиза технической документации;
  • метрологический надзор за средствами измерений и испытательным оборудованием;
  • внедрение новой измерительной техники;
  • внедрение нормативно-технической документации по метрологическому обеспечению;
  • организационно-технические мероприятия и разработка планов;
  • разработка графиков поверки средств измерений и аттестации испытательного оборудования на следующий календарный год?

 

18

Разработан ли перечень документов, которые должны подвергаться метрологической экспертизе в отделе?

 

19

Оформлялись ли в предыдущем году заключение по результатам метрологической экспертизы?

 

20

Ведется ли журнал проведения метрологической экспертизы в отделе?

 

Общий балл:

100

(1) -        Нет

(2) -        Немного

(3) -        Частично

(4) -        Значительно

(5) -        Да, в полной мере

Каждый вопрос имеет весомость в 5 баллов, максимальное количество по всей анкете – 100 баллов, а сама анкета разделена на 3 блока:

                                 -          работа руководства службы качества (вопросы 1-5);

                                 -          работа с внутренними документами и проверками (вопросы 6-10);

                                 -          основные направления деятельности (вопросы 10-20).

Оценивать результат деятельности можно как по блокам, так и в целом. Анкетирование должно задействовать руководство (не менее 60%) и работников метрологической службы (не менее 50%), на основании их ответов выявляют уровень зрелость системы качества метрологического обеспечения и результат работы каждого блока (табл. 3).

Уровень зрелости системы качества метрологического обеспечения определяется за счет общей оценки, путем её сопоставления с диапазонами, перечисленными в табл. 3 [4].

Таблица 3

Уровни зрелости системы качества метрологического обеспечения

Уровень

Общая оценка, баллы

Описание уровня

I

0-20

Бессистемное управление, нет сформулированных целей и задач. Для дальнейшей работы нужно полностью пересмотреть подход к ведению системы

II

21-40

Система метрологического обеспечения развита не в полной мере. Необходимо четко определить цели и задачи, а также разработать стратегию развития системы

III

41-60

На предприятии существует сформированная система метрологического обеспечения. На данном уровне необходимо направить свое внимание на улучшение основных процессов, опираясь на требование потребителей и работников

IV

61-80

При работе большая часть задач выполняется, для достижения наивысших результатов необходимо учитывать и вносить исправления по всем выявленным несоответствиям

V

81-100

Все намеченные результаты выполнены, управление ведется на высшем уровне, постоянно происходит обновление процессов и корректировка несоответствий

При формировании отчета используется лепестковая диаграмма, которая позволяет сравнить между собой блоки, а в дальнейшем отчетливо видеть изменения (рис. 1) [5].

Рис. 1. Лепестковая диаграмма для самооценки системы метрологического обеспечения

Так же при необходимости можно выявлять результат по конкретному интересующему вопросу. Оценка и формирование отчета оформляется подобно предыдущему случаю.

Список литературы

1. Леонов О.А. и др. Разработка системы менеджмента качества для предприятий технического сервиса. – М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2016. – 161 с.

2. Степанов С.А. Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности, 2005. – 86 с.

3. Салимова Т.А., Бирюкова Л.И. Самооценка деятельности в системе менеджмента качества организации. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. – 268 с.

4. Ефимов В.В. Внутренний аудит качества и самооценка организации, учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 130 с.

5. Беляев М.А., Лысенко В.В., Малинина Л.А. Основы информатики. – Неоглори, 2006. – 510 с.

  

Материал поступил в редакцию 31.05.2019

© Доронькина Е.С., 2019



[1] ГОСТ Р 51672-2000. Метрологическое обеспечение испытаний про-дукции для целей подтверждения соответствия. Основные положения. – М. : Стандартинформ, 2008. 17 с.

[2] ГОСТ Р 8.892-2015 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Метрологическое обеспечение. – М. : Стандартинформ, 2015. 31 с.