Биоэтика в структуре медицинской этики

Авторы: Осипова Анна Леонидовна, Гайдай Александр Валерьевич, Мурзин Иван Сергеевич, Соколов Сергей Валентинович

.

Рубрика: Народное образование

Объём: 0,26

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7(35), июль 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Биоэтика в структуре медицинской этики / А.Л. Осипова, А.В. Гайдай, И.С. Мурзин, С.В. Соколов // Наука без границ. 2019. № 7(35). С.

Аннотация: В статье рассматривается биомедицинская этика в структуре профессиональной медицинской этики. Обозначена проблематика исследования. Определены основные понятия работы. Дан анализ развития этики и ответвления биоэтики. Представлены тренды развития биомедицинской этики в зарубежных и российском обществах.

Сегодня как никогда особую остроту приобретает этическая проблематика, которая, кажется, охватывает все сферы общественной жизни. Применительно к российскому социуму обострение таких проблем связываем с кризисным характером, отраженным во множестве конкретно-научных дискуссий. Говоря о нашей профессиональной сфере, можно утверждать, что медицинская деятельность находится в синкретическом, даже витальном, единстве с этическими и деонтологическими нормами поведения. Вся деятельность врачей и других работников здравоохранения связана с принятием этически окрашенных решений.

Восприятие статуса врачей определяет почву для применения этических и деонтологических норм. Конечно, можно согласиться с мнением, что «заботы об этической стороне медицинской помощи стали неотъемлемой частью медицины с самого её зарождения, однако медицинская этика появилась в качестве самостоятельной области академического и профессионального интереса в конце 1960-х начале 1970-х годов. Прогресс в науке и социальной сфере вызвали не только бурное развитие медицинской деятельности (трансплантация органов, клонирование человека, суррогатное материнство), но и  беспокойство общественности по поводу соблюдения норм закона и морали. Эти изменения в медицинских науках и в обществе создали необходимость корректировки традиционных концепций моральных обязательств медиков и общества» [2, с. 4].

Прежде чем приступить к продолжению исследования, дадим определение основным понятиям. В частности, медицинская этика может категоризироваться как раздел философской практики, связанный с применением норм морали и нравственности, принципов поведения медицинских работников в процессе их профессиональной деятельности. В свою очередь медицинская деонтология рассматривается нами как совокупность теоретических конструктов о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного, что также указывает на их практическую ориентированность.

Обращаясь к истории заявленного в названии вопроса, обнаруживаем, что врачевание со времен Древнего мира является институтом этического и морального общества. Об этом, например, свидетельствует общеизвестная клятва Гиппократа. В ней содержится множество принципов этики и морали: «будь всегда справедливым», «никогда не причиняй вреда», «делай только добро и во благо выздоровления», а также ряд других императивов [7]. Вполне логично, что анализ приведенных тезисов позволяет воспринимать этого античного врача как основоположника медицинской этики, образующих фундамент кодекса моральных норм. Коммуникативные аспекты взаимодействие врача и больного представляют собой особые отношения, акцент в которых сделан на этических и моральных параметрах.

Формирование профессиональной медицинской  этики приходится на XX в., под которой понимается определенный неписаный свод правил, обладающий пользой для больного и врача. На начальном этапе данные правила наиболее ярко проявились в милосердии, помогая больным приобретать уверенность на скорейшее выздоровление. Во второй половине XX в. возрастает эффективность врачевания, которое поднялось на качественно новую ступень развития. В мировом сообществе происходят значительные перемены, обратившие внимание на необходимость пересмотра принятых ранее положений об этических положениях. В частности, увеличилось обращение к правовому регулированию не только ряда медицинских положений, но и отношений в области «врач – больной».

Сегодня развитая медицина немыслима без синтеза профессиональной этики, культуры и компетентности, что определяет «”лицо” здравоохранения <…> особенно в процессе бурного развития современного здравоохранения как отрасли, где на первый план выходят экономика, фармакотерапия, научные исследования, современные медицинские технологии» [6, с. 312]. Общепринятая медицинская этика может быть представлена следующими научным и практическим аспектами, а основными принципами, согласно Т. Фаллеру, являются автономия, милосердие, справедливость и полнота медицинской помощи [3].

Предметное поле современной медицинской этики представлено в трех взаимоувязанных измерениях: «медицинский работник – пациент, медицинский работники – родственники пациента, медицинский работник – медицинский работник» [4, с. 56].

Трансформации, свойственные любой деятельности на практике, приводят к появлению такого ответвления как «биомедицинская этика», чему способствуют «развитие медицинской этики, медицинских исследований, изменения в ценностных ориентациях в сфере здравоохранения, изменения взаимоотношений “медработник-пациент”, нравственные аспекты взаимоотношений людей в процессе исследовательских работ и их практического применения, этика научных исследований на живых объектах – человеке и животных. Также это связано с развитием фармацевтической индустрии, необходимостью испытания лекарственных средств. Это затрагивает жизненные интересы каждого человека, чем и определяется острота проблем биомедицинской этики» [1, с. 2-4].

Генезис биоэтики приводит к тому, что в европейских и североамериканских государствах создаются этические комитеты для обсуждения и решения соответствующих проблем, которые, как правило, связаны с защитой пациентов и их интересов при осуществлении не только лечения, но и медицинских исследований. Биоэтика в России способствует привнесению гуманизации для отечественной медицины, а также формирует качественно иное этическое самосознание у представителей профессионального сообщества. Становление биоэтики в российском социуме идет по ряду направлений. Среди них основные акценты, которые, в том числе, должны закрепить связь между законодательным регулированием здравоохранения и медицинской практикой. При этом стоит указать и проблемные области, где законодательство нуждается в этическом компоненте: «трансплантология, определение момента смерти, пределы жизнеподдерживающего лечения безнадежно больных, использование новых методов вмешательства в репродукции и лечении человека» [5, c. 288].

Вне сомнения, развитие биоэтики и медицинской этики в целом способствует адаптации различных обществ адаптироваться к качественно новой системе медицины, позволяет выработать ценностные ориентации личности, соответствующие правам человека, жизни и достоинству граждан, фундаментальным гуманистическим ценностям человечества. Развитие биоэтики как направления профессиональной медицинской этики предполагает осмысление существовавших традиций, анализ их философских оснований и той панорамы исследований, которые они открываются в новой системе координат человеческих взаимоотношений.

Список литературы
1. Абдуллаходжаева М.С. Этика в науке и национальный этический комитет при Минздраве Республики Узбекистан // Медицинский журнал Узбекистана. – Т., 2005. № 4. С. 2-4.
2. Баклушин А.Е. и др. Актуальные вопросы этики и деонтологии в медицине на современном этапе. – Иваново, 2014. – 85 с.
3. Самойленко В.В. Профессиональная этика: проблемы нового времени // Сестринское дело. 2009. № 6. С. 13-16.
4. Теория и концептуальная модель сестринского дела / Под общ. ред. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР МЕД, 2005. – 56 с.
5. Хрусталев Ю.М. Основы биомедицинской этики. – М.: Профессионал, 2010. – 288 с.
6. Шерова З.Н. Развитие этики и деонтологии / Д.М. Маматова, А.С. Каттабеков, Г.Х. Ахатова // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 312-316.
7. Hippocratis jus-jurandum (Клятва Гиппократа) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.su/10_90080_Hippocratis-jus-jurandum.html

Материал поступил в редакцию 13.07.2019
© Осипова А.Л., Гайдай А.В., Мурзин И.С., Соколов С.В., 2019