Коллективизация и проблемы эволюции форм земельной собственности

Авторы: Ойсунгуров Ибрагим Магомедович

.

Рубрика: Юридические науки

Объём: 0,62

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7(35), июль 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Ойсунгуров И.М. Коллективизация и проблемы эволюции форм земельной собственности // Наука без границ. 2019. № 7(35). С.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности коллективизации земельной собственности в советском государстве. Эволюция земельной собственности играет чрезвычайно важную роль в историческом аспекте, а также для современного государства, что обусловило выбор темы исследования. Внимание уделяется предшествующему коллективизации этапу – реформированию, проводимому Александром II, а также сопутствующими за этими процессами в стране, которые и привели к Октябрьской революции 1917 г. В рамках исследования отражаются вопросы периодизации в проведении коллективизации, а также сопутствующим таким периодам преобразованиям в нормативно-правовой базе. Установлено, что основу коллективизации положил Декрет о земле, отменивший частную собственность на землю. В результате проводимых преобразований, в 1936 г. коллективизация была завершена. Рассматриваются вопросы положительных и отрицательных последствий коллективизации, а также ее влияние на эволюцию форм земельной собственности.

Введение.

Период коллективизации – важный этап в отечественной истории 20-30-х гг. XX века в Советской России. Связано начало данного этапа с Октябрьской революцией 1917 года, которой предшествовала отмена крепостного права и масштабные размеры проводимой земельной реформы во второй половине XIX века. Несомненно, отмена крепостного права стала важным этапом в развитии отечественного законодательства в части пользования земли. Посредством переходных форм собственности (общинная, коллективная), возник массово распространившийся институт частной собственности, на основе перераспределения земельных ресурсов. Большую значимость приобретает закрепление за крестьянами личных прав, которые также с течением времени совершенствовались и становились реальными в практическом применении. Данная ступень в отечественной истории представляется переходной, далее в связи с общеизвестными историческими фактами страна берет курс в новом направлении.

По мнению Г.Н. Барсуковой: «Проблему окончательного формирования частного крестьянского землевладения должна была решить уже следующая реформа – Столыпинская. Современные авторы считают сельскую общину конца XIX века, основным фактором сдерживания капитализма в деревне. На наш взгляд, община сыграла свою роль в развитии земельных отношений в ходе крестьянской реформы, как некое централизующее объединение крестьян, вышедших из крепостного гнета и организации их хозяйственной жизни. Однако скоро крестьяне захотели свободы в распоряжении землей, ведении хозяйства» [1].

Итак, переходный этап в развитии государства связан с революцией и ее последствиями. Данный этап неоднократно освящался в специальной литературе, неоднозначно трактуется различными исследователями, но, тем не менее, их мнение сводится к тому, что произошел ощутимый структурный сдвиг во всей системе политической и социально-экономической жизни страны. Так, П.Н. Савилов отмечает следующее: «…в феврале 1917 года смена монархического строя буржуазным не только не привело к смене общественно-экономической формации в России, но и к выходу России из, ставшей к этому времени ненавистной всему русскому народу, войны с Германией. Тем более, что основную массу солдат русской армиисоставляли мобилизованные крестьяне. При этом сохранялась частная собственность на землю, а в ответ на самовольный захват крестьянами помещичьих земель в марте 1917 года, Временное правительство направило войска для охраны имений и земельных владений помещиков» [6, с. 122]. Таким образом, к моменту осени 1917 г., крестьянскими волнениями была охвачена вся центральная Россия, и это стало причиной скорейшей подготовки революции большевиками. И уже 25 октября (7 ноября) 1917 г. принимается «Декрет о земле»[1], в котором была отменено право помещичьей собственности на землю и отмена выкупных платежей.

С этого момента и далее происходила коллективизация земель, что предопределило принципиально новый путь развития страны. Режим коллективного пользования землей просуществовал долгие годы, вплоть до распада Советского государства. И до настоящего времени с момента образования Российской Федерации происходят изменения в формах земельной собственности, особенностях реализации частной собственности на землю. Все вышеизложенное определило актуальность выбранной темы исследования, так как исторический опыт позволяет учесть все положительные и отрицательные характеристики для применения опыта своего народа для будущих поколений.

Методика.

В исследовании использованы общие методы познания, среди которых системное и комплексное исследование, сравнительный метод, дедукция и индукция, анализ и синтез; а также специальные методы, применяемые в области правоведения, среди которых толкование закона, сравнительный анализ, исторический метод.

Основная часть.

Прежде всего, необходимо рассмотреть те этапы коллективизации, которые имели место в процессе проведения земельной реформы, их несколько. В 1917-1919 годах формируется новая правовая система, появляется значительное количество правовых актов, устанавливающих особенности возникшего режима, формируются новые подходы к определению земельных и кооперативных правоотношений. Нововведением, ставшим основой для формирования всей системы нового законодательства выступает отмена частной собственности на землю. После революции 1917 г. особую значимость приобретает принятие Декрета о земле, о котором уже упоминалось выше. При этом нельзя не отметить и еще один важный нормативный акт, определяющий важнейшие вопросы коллективизации сельского хозяйства – Декрет ВЦИК «О социализации земли»[2], именно он стал основополагающим началом для закрепления приоритетного пользования землей коллективно.

Далее в период 1919 – начало 1921 гг. происходит окончательное закрепление системы коллективного пользования землей. Кроме декларированного характера такого пользования разрабатывается обоснованная организационно-правовая характеристика и особенности ведения коллективных хозяйств, вводятся обязательные требования к кооперативным организациям, осуществляющим заготовку и переработку продукции в секторе сельского хозяйства. Формируется приоритетное направление в виде коллективного землепользования (Положения о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию 1919 г.[3]). Актуальным вопросом в данное время выступает правовая регламентация хозяйственных форм коллективных коопераций. В частности, выделяются:

- советские хозяйства;
- сельскохозяйственные коммуны;
- трудовые артели;
- трудовые товарищества.

Немаловажным является и то, что в Положении 1912 г. (ст. 69) была закреплена обязанность по передаче тех излишек сельскохозяйственной продукции, которые образовывались в советских хозяйствах и производственных сельскохозяйственных коммунах. Такие излишки на общегосударственном уровне подлежали распределению. Указанное нововведение для системы коллективных хозяйств было закреплено в Декрете СНК РСФСР от 11.01.1919 г.[4].

В период 1921-1925 гг. произошли следующие изменения:

- кооперации стали независимыми от государственных органов;
- сформирован принцип добровольного волеизъявления для вступления в кооперативные организации крестьян;
- происходит разработка экономических методов по привлечению граждан в кооперативы;
- сформирован принцип самоуправляемости кооперативов;
- становится возможной аренда земли;
- официально разрешается наемный труд и его применение на практике.

Декрет «О сельскохозяйственной кооперации»[5], закрепляет добровольность права для населения по вступлению в сельскохозяйственные кооперативы, отменяет всеобщую обязанность совершения данного действия. Фактически была введена новая экономическая политика, т.к. продразверстка себя изжила, и на смену ей пришел земельный налог.

Вводится в действие ЗК РСФСР 1922 г.[6], право на пользование землей возникало у всех граждан, которые желали трудиться на земле. В ЗК появляется раздел, посвященный регулированию арендных правоотношений. Закрепляется ранее действовавшее право на использование наемного труда без каких-либо ограничений.

Вместе с изменениями в земельном законодательстве происходили и соответствующие изменения в системе налогового законодательства, в период 1925-1927 годов начинает применяться новый принцип, заключающийся в налогообложении земель, исходя из принципа доходности, так называемые «зажиточные» хозяйства облагались налогом в индивидуальном порядке (по повышенной налоговой ставке в виде прогрессивных надбавок). Важным является то, что для бедных крестьян была установлена система льгот по налогообложению, которая позволяла выйти из данного бедственного положения. Конкретизируются данные вопросы в Постановлении ЦИК СССР, СНК СССР от 21.10.1927 г.[7].

В 1927-1929 годах законодательство, регламентирующее деятельность сельскохозяйственных коопераций, меняется и формируется приоритет по их существующим формам. Утверждены Общие начала землепользования и землеустройства от 15.12.1928 г.[8], нововведением выступает то, что получить землю с этого момента можно было исключительно посредством вступления в объединение землепользователей или путем образования новых объединений землепользователей. Соответственно, можно говорить об установлении курса на укрепление сельскохозяйственных объединений граждан.

При этом декларирование данного принципа было сформировано в конкретных актах, подлежащих правоприменению, в частности, формировались календарные акты по оказанию помощи бедным слоям населения и их привлечению в систему коопераций с установлением предельных требований по срокам к такому привлечению[9]. Полномочия по контролю и надзору за деятельностью сельскохозяйственных коопераций концентрируются у государственных органов, возникает плановый характер развития сельского хозяйства и пользования землей, в связи с чем принимается целый ряд нормативных правовых актов, в частности, Постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах укрепления колхозной системы» от 1929 г.[10].

В период с 1929 по часть 1932 годов происходит формирование правовых основ раскулачивания, формируются репрессивные меры коллективизации, на что было принято целый ряд актов. Данные действия провозглашаются под лозунгом укрепления института общественной собственности. По мнению Е.В. Королевой: в партийных документах конца 1932-1934 годов оформляется процесс коллективизации [3, с. 169].

И, наконец, в 1934-1936 годах отмечается завершение коллективизации, происходит оформление системы управления сельским хозяйством, имеет место широкий охват единоличных хозяйств, разрабатываются вопросы существования и правовой регламентации такой формы объединений как сельскохозяйственная артель. Представляется, что итоги коллективизации земель получили свое закрепление в Конституции 1936 г.[11], где были отражены важнейшие положения по данному вопросу.

Итак, коллективизация привела к новым формам образования земельной собственности, чем изменила всю систему общего уклада в данной сфере. По этому поводу, в научной литературе, отмечаются и положительные, и отрицательные стороны коллективизации. Так, по мнению И.П. Назаровой, А.Р. Нугайгуловой: «Вследствие политики коллективизации были уничтожены высокотоварные крестьянские хозяйства и сформированы колхозы, которые формальносчитались кооперативными, но фактически являлись государственными. На сельское хозяйство были распространены методы подчинения и хозяйствования в государственномсекторе: директивность, плановость, жесткая централизация. За счет коллективизации промышленность приобрела рабочую силу, техническое сырье, а городское население – минимум продовольствия. В ходе коллективизации оказался сокрушенным традиционныйуклад жизни крестьян, это нашло отображение и в сегодняшних бедах сельского хозяйства, которое пройдя через коллективизацию, «модернизации», оказалось отметенным назад» [5, с. 95].

Негативно оценивает процессы коллективизации и Х.У Белхароев, отмечая следующее: «К концу 1932 насильственная коллективизация была в основном завершена. Создание формально самоуправляемых коллективных хозяйств колхозов, которые наряду с государственными хозяйствами совхозами стали основными производителями сельскохозяйственной продукции, позволило советскому государству значительно увеличить объём принудительных заготовок продовольствия и сырья, хотя сельскохозяйственное производство к 1940 оставалось на уровне 1924-28 гг. Насильственное изъятие сельхозпродукции без учёта потребностей самой деревни привело в 1932-33 гг. к массовому голоду на Украине, в Поволжье, на Северном Кавказе; жертвами голода стали миллионы человек.

Создание колхозов не привело, вопреки ожиданиям, к росту сельскохозяйственного производства. В 1936-1940 гг. валовая продукция сельского хозяйства осталась на уровне 1924-1928 гг. а на исходе первой пятилетки она оказалась ниже, чем в 1928 г. Резко снизилось производство сельскохозяйственной продукции. Курс на максимальное извлечение сельхозпродукции из деревни привел в 1932-1933 гг. к смертному голоду во многих сельскохозяйственных районах страны и к массовому бегству из деревни обострило сложное социально-политическое положение в стране» [2, с. 40].

Противоположной точки зрения придерживается О.Н. Мигущенко: «Коллективизация сельского хозяйства, раскулачивание и налоговая политика Советского государства были обусловлены естественно-историческими особенностями России, угрозой военного вторжения индустриальных стран запада, а также мировым экономическим кризисом. Указанные хозяйственно-политические кампании стали средством выхода СССР из мирового экономического кризиса и в этом смысле можно провести некоторую аналогию между социально-экономической политикой Советского государства и «новым курсом» Ф.Д. Рузвельта» [4, с. 53].

Не вызывает сомнения тот факт, что проведение коллективизации имеет и положительные, и отрицательные стороны для государства и населения. К отрицательным сторонам, следует отнести, пожалуй, ее стремительные темпы и резкий перелом в привычном укладе жизни целой страны. Между тем, коллективизация была направлена и на достижение благосостояния всего народа, сглаживание социального неравенства, возможности пользования землей, как неотъемлемым элементом природного богатства и благосостояния всего народа любым гражданином.

Как отмена крепостного права, так и проведение коллективизации обладают огромным значением для страны и ее современных устоев в сфере землепользования. Введение в действие Декрета о земле позволило уравнять возможности граждан в сфере землепользования и стало отправной точкой для признания земли всенародным достоянием. К слову, современная Конституция РФ в ч. 1 ст. 9 закрепляет землю как основу жизни и деятельности народов. Произошел переход к искоренению права пользования землей, исходя из пола.

Представляется, что проблемой крестьянской реформы Александра II была та, что несмотря на все положительные замыслы реформы, она фактически, сохраняла за собой земельные привилегии помещиков. В свою очередь, проведение реформирования советской властью, имело замысел именно на системное улучшение жизни крестьянин, которые составляли основную массу населения страны и на развитие сельскохозяйственного сектора. Несомненно, такой подход нашел отклик у населения страны. Отмена частной собственности на землю, тем не менее, сохраняла в пользовании граждан землю, которая использовалась в дачных целях и для ведения огородного хозяйства.

Важнейшие природные богатства, связанные с землей, стали общегосударственным достоянием, пропагандировалась идея, которая впоследствии сформировала концепцию о бережном использовании природных ресурсов и их охраны (также находит отражение в системе действующего законодательства РФ). Представляется, что, несмотря на минусы, существовавшие в период коллективизации, ее проведение было направлено на повышение качества жизни всех граждан и повышения уровня благосостояния государства, его развитие и внедрение в жизнь граждан научных и технических разработок.

Несомненно, формы земельной собственности, зародившиеся в период проведения крестьянской реформы Александра II (от общинной и коллективной собственности к частной), были уничтожены с приходом к власти большевиков. О праве частной собственности на землю, страна забыла на долгие годы, вплоть до распада СССР. Коллективизация осуществлялась планомерно и последовательно, отступлений от данного направления не возникало уже и после ее завершения в 1936 г. Огромную роль сыграло существование коллективизации в годы Великой Отечественной войны и после нее, форма коллективной собственности помогла стране восстановиться в послевоенные годы в рекордно быстрые сроки, несмотря на все трудности.

Заключение.

В рамках данного исследования произведено теоретическое осмысление вопросов, связанных с коллективизацией земель и проблемами эволюции форм земельной собственности. Делается вывод о том, что проведение коллективизации после Октябрьской революции 1917 г. имело направленность на разрешение существующих проблем, среди которых имелись как узкие, так и более обширные:

- проблемы в сфере землепользования, определение прав и обязанностей в части пользования земельными ресурсами;
- проблемы в сельских поселениях, одной из которых выступала бедность крестьян;
- системные вопросы в части государственного устройства и реализации государственной политики по пользованию земельными ресурсами;
- мировые экономические процессы, которые не могли не оказать влияния на внутреннюю жизнь страны.

Между тем, проведение коллективизации имело и положительные, и отрицательные стороны. Нельзя сказать, что данный процесс (в особенности, на начальном этапе) легко проходил для страны. По сути, сопутствующие процессу коллективизации действия государственной власти в лице собственных органов, в виде раскулачивания и проводимой социально-экономической политики, создание особой государственной идеологии характеризуют исследуемый период времени в качестве переходного. Тем не менее, цели, поставленные в данный период на государственном уровне, не могли осуществляться подчас без применения «жестких» методов.

Также следует отметить, что за счет коллективизации активировались миграционные процессы (из села – в город), что стало причиной развития промышленности, введения паспортной системы, которая могла проводить учет граждан и повышать уровень безопасности в стране.

Выводы, ожидаемый эффект.

Рассмотрев вопросы коллективизации и проблем, связанных с эволюцией форм земельной собственности, был сделан ряд важных выводов, которые могут применяться для осмысления актуальных вопросов в указанной сфере теоретическими специалистами и практиками.

Список литературы
1. Барсукова Г.Н. К 100-летию Великой Октябрьской революции: этот вечный земельный вопрос [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 132 (08). – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2017/08/pdf/96.pdf
2. Белхароев Х.У. Правовые реформы сельского хозяйства СССР в период коллективизации и продразвёрстки // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. № 1. С. 38-41.
3. Королева Е.В. Правовые основы коллективизации сельского хозяйства в 20–30-е годы XX века в Советской России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 5. С. 168-170.
4. Мигущенко О.Н. Коллективизация сельского хозяйства как метод формирования правосознания сельского населения // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2016. № 18. С. 36-57.
5. Назарова И.П., Нугайгулова А.Р. Крестьянство и коллективизация в СССР (исторический аспект) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-2. С. 93-95.
6. Савилов П.Н. Великая Октябрьская Социалистическая революция и великая земельная реформа в России // Великая Российская революция 1917 г.: методология, источники, историография. 2017. С. 199-203.

Материал поступил в редакцию 18.07.2019
© Ойсунгуров И.М., 2019



[1] «Декрет о земле» (принят II Всероссийским съездом Советов 27.10.1917) // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. N 1. 28.10.1917.

[2] Декрет ВЦИК от 19.02.1918 «О социализации земли»(вместе с «Инструкцией для установления потребительно-трудовой нормы землепользования на землях сельско-хозяйственного значения») // Газета Рабочего и Крестьянского Правительства. N 27. 19.02.1918.

[3] «Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» (принято ВЦИК 14.02.1919) // СУ РСФСР. 1919. N 4. Ст. 43.

[4] Декрет СНК РСФСР от 11.01.1919 «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства» // СУ РСФСР. 1919. N 1. Ст. 10.

[5] Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 16.08.1921 «О сельскохозяйственной кооперации»// СУ РСФСР. 1921. N 47. Ст. 230.

[6] Постановление ВЦИК от 30.10.1922 «О введении в действие Земельного Кодекса, принятого на IV сессии IX созыва» (вместе с «Земельным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // СУ РСФСР. 1922. N 68. Ст. 901.

[7] Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 21.10.1927 «О дополнительных льготах крестьянству по единому сельскохозяйственному налогу» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. N 243. 22.10.1927.

[8] Постановление СНК РСФСР от 05.10.1928 «О мероприятиях по развитию и укреплению хозяйственной помощи деревенской бедноте» // СУ РСФСР. 1928. N 121. Ст. 765.

[9] «Общие начала землепользования и землеустройства» (утв. Постановлением ЦИК СССР от 15.12.1928) // СЗ СССР. 1928. N 69. Ст. 642.

[10] Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 21.06.1929 «О мерах укрепления колхозной системы» // СЗ СССР. 1929. N 40. Ст. 359.

[11] Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. N 283. 06.12.1936.