Перспективы отраслевой модернизации на основе реализации стратегий импортозамещения

Авторы: Ларин Сергей Николаевич. Хрусталев Олег Евгеньевич

.

Рубрика: Экономические науки

Объём: 0,87

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7(35), июль 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Ларин С.Н., Хрусталев О.Е. Перспективы отраслевой модернизации на основе реализации стратегий импортозамещения // Наука без границ. 2019. № 7(35). С.

Аннотация: В статье рассмотрены методы и подходы разработки и реализации отраслевых стратегий импортозамещения. Определены критические отрасли российской экономики, замещение импортной продукции, которые можно рассматривать в качестве критических точек обеспечения национальной и продовольственной безопасности страны. Приведены возможные направления для устранения указанных критических точек в сжатые сроки. Показаны перспективы реализации отраслевых стратегий импортозамещения, основанные на развитии экспортно-ориентированных производств.

Введение.

Развитие политики импортозамещения и разработка отраслевых стратегий импортозамещения, по существу, стали ответом руководства страны и ведущих отраслей экономики на политику санкционных ограничений, реализуемую в отношении России, начиная с марта 2014 года и по настоящее время, США, странами ЕС и их сателлитами. Первоначально ожидалось, что механизмы реализации отраслевых стратегий импортозамещения будут определяться, главным образом, необходимостью решения задач в части обеспечения национальной безопасности страны. Импортозамещение представлялось в качестве комплекса временных мероприятий преимущественно административного характера, которые в сжатые сроки должны обеспечить модернизацию всей экономики страны в условиях негативного влияния санкционных ограничений. Вполне естественно, что при таком подходе импортозамещение не рассматривалось в качестве долгосрочной стратегии развития российской экономики.

При этом рыночные методы обеспечения модернизации и стратегического развития отраслевой экономики отходили на второй план. Приоритет получали прямая поддержка и стимулирование со стороны государства отраслей и производств, которые были способны в кратчайшие сроки устранить критические точки развития российской экономики с позиций обеспечения безопасности и поддержания устойчивого социально-экономического положения нашей страны. В 2014-2017 годах указанный подход стал реальной основой для проведения модернизации и стратегического развития ведущих отраслей экономики с применением методологии проектного управления. Однако в настоящее время базовые положения данного подхода претерпели существенные изменения, и во главу угла сейчас поставлен приоритет использования рыночных методов и подходов при проведении модернизации и стратегического развития отраслей российской экономики. Эта переориентация была предопределена, с одной стороны, необходимостью повышения конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках, а с другой стороны, полномасштабного использования внутренних возможностей для наращивания потенциала импортозамещения не только в ведущих, но и во всех отраслях российской экономики.

Указанные выше обстоятельства предопределяют актуальность развития сценарных подходов к реализации процессов модернизации российской экономики и отраслевых стратегий импортозамещения в долгосрочном периоде с 2020 по 2025 годы с учетом повышения эффективности использования ресурсного, кадрового и инвестиционного потенциала.

Цель исследования.

Основная цель данного исследования заключается в выявлении критических точек развития отраслей российской экономики и возможных направлений их устранения, а также определении перспектив отраслевой модернизации на основе сценарного подхода к реализации стратегий импортозамещения в долгосрочном периоде.

Методы исследования.

В работе использованы методы стратегического и системного анализа, а также  сценарного подхода, которые позволяют обосновать перспективные направления достижения поставленных целей. При разработке и реализации отраслевых стратегий импортозамещения значение стратегического анализа становится особенно важным. На основе его результатов формируется информация, которая необходима для определения целей, выбора направлений и обоснования реализации отраслевых стратегий импортозамещения. Стратегический анализ направлен на обеспечение конкурентных преимуществ отечественной экономики в условиях рыночной конкуренции, а также с учетом негативного влияния внешней среды в форме санкционных ограничений и других факторов.

Сегодня известно достаточно большое число методов стратегического анализа, а именно: метод трех «К»: компания, конкуренты, клиенты; метод ценностных критериев: операционная деятельность, отношения с клиентами, превосходство продукта; модель пяти сил М. Поттера; сеть ценностей (Value Net); SWOT анализ; матрица возможностей; матрица рисков; стратегические группы; матрица SPACE; матрица BCG; матрица GE/McKinsey; матрица Shell; технология конкурентных стратегий Ф. Котлера; жизненный цикл продукта. Поскольку применение различных методов и технологий стратегического анализа в полном объёме доступно только крупным предприятиям, то они вполне могут использоваться для разработки отраслевых стратегий импортозамещения.

В качестве одного из методов системного анализа, обеспечивающего эффективность реализации отраслевых стратегий импортозамещения, целесообразно использовать метод сценарного подхода. Этот метод позволяет формировать некоторое множество допустимых альтернативных сценариев реализации отраслевых стратегий импортозамещения и осуществлять выбор из них наилучших вариантов с учетом заданных ограничений.

Применительно к реализации отраслевых стратегий импортозамещения сценарный подход позволяет логически увязывать состав мероприятий в рамках отраслевых стратегий импортозамещения и управленческие решения по их реализации, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных целей, а также получение экономического эффекта и укрепление конкурентных позиций той или иной отрасли. Разработка сценариев дает возможность более грамотно обосновать каждый из вариантов, сформировать планы реализации отдельных мероприятий в рамках отраслевых стратегий импортозамещения.

Обеспечение конкурентоспособности российской экономики во многом зависит от способностей ее адаптации к динамике неблагоприятного влияния факторов внешней среды, углублению развития рыночных форм и методов хозяйствования, переходу к экономике, основанной на знаниях и ее цифровизации. Для достижения этой цели в условиях негативного влияния санкционных ограничений необходимо использовать указанные выше методы при разработке и реализации отраслевых стратегий импортозамещения, которые должны сыграть ключевую роль в обеспечении роста российской экономики.

Материалы и результаты исследования.

При помощи данных методов были выявлены четыре принципиально критических отрасли для импортозамещения производимой продукции с позиций обеспечения национальной безопасности нашей страны. К ним относятся: разработка отечественных информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения; развитие отечественного производства энергетического оборудования; развитие современных биотехнологий для сельского хозяйства; развитие производства компонентов микроэлектроники. Устранение критического отставания российской экономики от развитых стран Запада может быть достигнуто за счет разработки и реализации стратегий импортозамещения в указанных отраслях. При этом вопросы экономической эффективности реализации этих стратегий могут и должны учитываться в качестве первостепенных.

Рассмотрим кратко возможные направления устранения критических точек в развитии указанных отраслей российской экономики.

1. Разработка отечественных информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения (ПО) ориентирована, прежде всего, на поддержку развития промышленного производства в топливно-энергетическом секторе и коммуникаций между банковскими структурами и их контрагентами в финансовом секторе. Устранение критических точек в этой отрасли является, бесспорно, принципиальным условием обеспечения национальной безопасности страны. Реализацию стратегий импортозамещения в этой отрасли необходимо максимально ускорить, чтобы за короткий промежуток времени получить приемлемый результат, при котором отечественная продукция по качеству, возможно, будет временного уступать зарубежным аналогам, но обеспечит их полное замещение.

Однако в настоящее время ПО российского производства преобладает только в категории «антивирусные программы». Продукты «Лаборатории Касперского» и DrWeb совместно занимают 65% этого сегмента российского рынка, но на нем присутствует и словацкая компания ESET, доля которой составляет около 12% [1, с. 5].

При оптимистичном сценарии реализации отраслевой стратегии импортозамещения доля импортного ПО в категории «Сервисы, используемые в управлении производством (электронная почта и документооборот, поисковые браузеры и др.)» будет сокращена к 2020 году до 25%, а к 2025 году – до 10% [1, с. 5]. Хотя по каждой из подгрупп этой категории уже сегодня разработаны достаточно качественные российские аналоги. Основные показатели импортозамещения ПО иностранного производства российскими аналогами определены Приказом Минкомсвязи от 1 апреля 2015 года №96[1]. Согласно этим показателям зависимость от ПО иностранного производства в ведущих отраслях должна быть сокращена с 80-95% (по данным на конец 2015 года) до 60-75% в 2020 году и до 50% в 2025 году [3, с. 32].

Вместе с тем, большинство продуктов ПО в мировой индустрии разработаны свободными международными сообществами программистов. К ним можно отнести такие сообщества как Linux, GNU, Apache или PostgreSQL, в котором представлены и российские специалисты. Сознательно не замечать эту тенденцию и заниматься созданием только российских аналогов при наличии уже существующего и используемого во всем мире ПО было бы не совсем правильно. При этом используемое органами власти и службами безопасности ПО включено в периметр информационной безопасности, что, как минимум, означает его производство на отечественных предприятиях и с использованием российских технологий.

Поскольку глобальные инвестиционные ресурсы все больше трансформируются в плоскость цифровых финансовых коммуникаций, то определяющим фактором обеспечения стабильности российской экономики становится ее способность не просто сохранять устойчивость в условиях негативного влияния санкционных ограничений, внешней  нестабильности и давления, но эффективно встраиваться в эти процессы без ущерба для своего развития. Применительно к сложившейся ситуации в этой отрасли ключевая задача стратегий импортозамещения будет заключаться в сохранении и расширении национальных технологий разработки программного обеспечения, российских стандартов и форматов его производства и осуществления с их помощью контроля над этими коммуникациями. При этом приветствуется продвижение на внешние рынки российских программных продуктов, пусть даже в незначительных масштабах.

Создаваемые в рамках реализации отраслевых стратегий импортозамещения отечественные цифровые технологии должны продвигаться на внешние рынки, которые связаны с финансовыми коммуникациями. Примером таких технологий можно считать российскую систему безналичных онлайн-платежей – Национальную Систему Платежных Карт «Мир», которая в условиях санкционных ограничений может стать основной альтернативой для комплекса финансовых коммуникаций, платежные форматы которых в настоящее время подпадают под глобальный контроль со стороны США [4, с. 7]. В качестве еще одного примера реализации стратегий импортозамещения по производству ПО можно привести систему «Адванта» разработанную российской компанией «Адванта Консалтинг». Эта система открывает новые возможности для формирования планов и контроля хода выполнения проектов по целевым показателям, а также организации межведомственного взаимодействия решения различных задач региональных органов власти. Система «Адванта» полностью решает задачу замещения ПО Microsoft Project Server при стоимости в 3-5 раз дешевле зарубежных аналогов. Однако для практической реализации этого направления в рамках отраслевых стратегий импортозамещения требуется не только политическая поддержка, но и серьезное финансовое участие государства.

2. Критической точкой продолжает оставаться развитие производства энергетического оборудования с целью развития отечественных производственных мощностей для его выпуска в требуемой номенклатуре и на основе отечественных технологий, прежде всего, в электроэнергетике. Значение наличия отечественных производственных мощностей для развития производства энергетического оборудования – особенно высокотехнологического – определяется необходимостью обеспечения устойчивости и независимости ведущих отраслей экономики от поставок импортного оборудования при возникновении форс-мажорных обстоятельств. В качестве примера можно привести отказ многих крупных западных компаний от заключения прямых контрактов на поставку энергетического оборудования для модернизации энергетических сетей Крыма. При наличии отечественных производств, способных заместить импортируемое оборудование, подобная ситуация, скорее всего, даже не возникнет. В дополнение к этому надо правильно понимать современное положение дел на мировых рынках, которое не только не снижает, а скорее, наоборот, увеличивает вероятность повторения аналогичных ситуаций в будущем.

Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2030 года в качестве одной из важнейших задач предусматривает решение проблемы импортозамещения производства энергетического оборудования. Для этого на уровне государства разработана политика стимулирования развития производства отечественного энергетического оборудования. Ее реализация позволит к 2030 году заместить оборудованием российского производства до 95-98% оборудования иностранного производства[2]. В настоящее время Минпромторгом России утверждено более 20 отраслевых стратегий, в которые включены более 2200 направлений стимулирования производства энергетического оборудования на отечественных предприятиях [6]. В 2016 году утверждена стратегия импортозамещения энергетического оборудования для газотурбинных установок [7]. В нее включен комплекс мер по развитию отечественного производства газотурбинных установок как современного и экологически чистого оборудования, исходя из прогноза потребности в электрической энергии до 2025 года. В каждом из указанных выше документах предусмотрены разные сценарии реализации стратегий импортозамещения всей номенклатуры энергетического оборудования.

Развитие отечественного производства оборудования для становления российской малой энергетики должно стать еще одним направлением реализации отраслевых стратегий импортозамещения. Для этого целесообразно изначально основываться на отечественных энергетических технологиях, включая технологии на базе альтернативных источников энергии. Развитие этого направления носит более долгосрочный характер, его реализация предполагает получение экономического эффекта, оно должно ориентироваться на привлечение частных инвестиций при наличии существенных стимулов со стороны государства.

3. Развитие и внедрение современных биотехнологий и оборудования отечественного производства для агропромышленного комплекса призвано обеспечить продовольственную безопасность нашей страны в условиях действия санкционных ограничений. Значение этого направления реализации отраслевых стратегий импортозамещения уже давно признано на всех уровнях, но для полноценного устранения этой критической точки в сельскохозяйственной отрасли требуется определенное время. Однако, приоритет в его развитии остается за обеспечением финансовой и административной поддержки со стороны государства. Для действительно эффективного развития этого направления в рамках реализации стратегий импортозамещения вопросы формирования российских биотехнологий не должны рассматриваться в качестве возможного предмета торговли со странами Запада. Введение санкционных ограничений против нашей страны и ответного продовольственного эмбарго Россией свидетельствует о том, что любое изменение политики в этой отрасли достаточно быстро сказывается на экономическом положении контрагентов. Поэтому в современных условиях санкционных войн ожидать развития полноценной торговли продовольствием стран Запада с Россией не приходится.

По многим показателям агропромышленный комплекс России в последние годы вышел на передовые позиции. По темпам своего роста он не уступает развитым странам, а некоторые из них даже превосходит. Стало реальностью значительное повышение эффективности хранения и переработки сырья и продукции в большинстве сельскохозяйственных предприятий. В современных условиях агропромышленный комплекс становится драйвером для развития других отраслей экономики, поскольку ему удалось избежать спада производства, несмотря на ужесточение санкционных ограничений. В то же время у сельскохозяйственных производителей разных типов существуют разные потребности в использовании современных биотехнологий, а недостаточный уровень их внедрения в малых и средних хозяйствах может стать серьезной проблемой при проведении модернизации их производства. Этот вывод подтверждается данными, приведенными в табл. 1 [8, с. 5].

Таблица 1

Потребности сельскохозяйственных производителей в современных биотехнологиях

Современные биотехнологии

Личные подсобные хозяйства

Фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели

Средние с/х предприятия и кооперативы

Крупные агрохолдинги

1

2

3

4

5

«Органическое» с/х

С

В

С

Н

Точное с/х

Н

Н

С

В

Крупномасштабное конвейерное с/х

Н

Н

Н

В

Беспахотное земледелие

Н

Н

В

В

Беспривязное содержание скота

С

В

В

В

Капельное орошение

Н

С

С

В

Индивидуальная подготовка тукосмесей

Н

Н

В

В

Интегрированный контроль за вредителями

С

С

В

В

Урбанизированное с/х

Н

Н

Н

В

Автоматизация и компьютеризация

Н

Н

С

В

Безотходное (циркулярное) с/х

В

В

С

С

Биотопливо

Н

Н

В

В

Потенциал внедрения технологии: В – высокий; С – средний; Н – низкий.

 

Вывод из вышеизложенного вытекает один – с целью обеспечения своей продовольственной безопасности Россия должна интенсивно развивать современные биотехнологии и внедрять оборудование отечественного производства для выпуска сельскохозяйственной продукции в необходимых объемах.

4. Развитие отечественного производства компонентов микроэлектроники тоже можно отнести критическим отраслям российской экономики. В этой отрасли важное значение имеет производство компонентов микроэлектроники как «военного», так и «гражданского» назначения. Критичность отечественного производства компонентов микроэлектроники можно определить в пределах 25% внутреннего рынка при незначительном присутствии на внешних рынках в таких сегментах, как сверхзащищенные компоненты для космической отрасли. К сожалению, по реализации стратегий импортозамещения в этой отрасли наша страна находится не в лучшем положении. Одной из причин такого положения является поиск оптимальных организационных форм для взаимодействия всех исполнителей. У руководства страны есть четкое понимание приоритетности развития отечественного производства компонентов микроэлектроники, хотя объективно это направление можно считать наиболее сложным.

Ключевую роль в преодолении существующего отставания от развитых стран Запада будет определять конкурентоспособность произведенной продукции. Она неразрывно связана с высокой прозрачностью мирового рынка компонентов микроэлектроники и широким распространением разных схем их поставки. Поэтому электронные компоненты российского производства могут успешно присутствовать на рынке в сферах, которые не затрагивают напрямую приоритеты национальной безопасности, только при их высокой конкурентоспособности. В табл. 2 представлены зарубежный и отечественный уровни развития технологий производства компонентов микроэлектроники [4, с. 17].

Таблица 2

Уровни развития технологий микроэлектроники в России и в развитых странах, 2015 год

Российский уровень

Уровень развитых стран

Достигнутый уровень технологи:

130-90 нм

Достигнутый уровень технологии: 22 нм

(опытное/серийное производство)

Проектируемый к разработке уровень технологии 65-45 нм

Разрабатываемый уровень технологии: 18-14 нм

Используемый размер пластин:

150-200 мм

Используемый размер пластин: 200-300 мм,

планируемый 450 мм

Трехмерная интеграция (ограниченный объем работ)

Трехмерная интеграция разнородных

(функции/топологии) кристаллов

248-нм KrF «сухая» литография

193-нм ArF «сухая» литография

Перспективы освоения: 193 нм – иммерсионная литография

193-нм ArF иммерсионная литография. Освоение: EUV-литография (13 нм)

Исследуемые материалы: графен, углеродные нанотрубки, сложные полупроводники

Исследуемые материалы: графен, углеродные нанотрубки, сложные полупроводники, полностью обедненный КНИ

В настоящее время как по достигнутому технологическому уровню, так и по качественным характеристикам отечественные электронные компоненты значительно уступают зарубежным аналогам. Так, например, если передовые российские производства осваивают технологии уровня 90 нм на пластинах 200 мм, то в развитых странах уже освоен уровень 22 нм на пластинах до 300 мм и начато освоение технологий уровня 18-14 нм и переход на пластины размером 450 мм. В то же время, уже началось освоение российских технологий уровня 65-45 нм. Другими словами, разрабатываемая номенклатура электронных компонентов отечественного производства достаточно широка, но по уровню технологий она отстает от зарубежных аналогов. Ликвидировать это отставание призвана реализация разработанной стратегии развития отрасли до 2030 года [9].

Развитие российской микроэлектронной промышленности тесно связано с реализацией отраслевых стратегий импортозамещения. Но достигнуть разработки и производства всей номенклатуры компонентов электронной базы только своими силами практически невозможно из-за длительных сроков и высокой стоимости этих процессов. Многие отраслевые эксперты предлагают переориентироваться на производство новых технологий. Поэтому Правительство РФ в 2015 году приняло решение развивать компонентную электронную базу для четырех ключевых направлений микроэлектроники гражданского направления – финансового сектора, транспорта, телекоммуникаций и электронного документооборота.

Обсуждение.

По большинству других отраслей экономики оценка реализации стратегий импортозамещения должна проводиться по ключевым стоимостным показателям, определяющим эффективность полученных результатов. Успешная реализация стратегий импортозамещения может быть достигнута или через повышение эффективности производства и управления, или через создание новых технологических цепочек добавленной ценности, которые обеспечат приток инвестиций в промышленность за счет реализации произведенной продукции и технологий на внешних рынках. Но на внешних рынках конкуренция включает в себя новые черты военно-силовой и идеологической направленности. Их наличие особенно характерно для рынков, где сильны позиции США и стран Евросоюза.

Важнейшей задачей реализации отраслевых стратегий импортозамещения в сфере промышленного производства является развитие отечественной технологической базы в нефтегазовой промышленности, в первую очередь для замещения производства оборудования для нефтесервисного обслуживания, по которому имеется значительное отставание от развитых стран. Определяющим фактором для решения этой задачи является разработка долговременных (5-7 лет) планов привлечения инвестиций (государственных, частных, иностранных и др.). Они станут надежной гарантией поддержания конкурентоспособности отрасли в условиях «второй углеводородной революции», которая может произойти после 2025 года. Ее ключевые особенности будут заключаться в одновременном резком сокращении рынка традиционной углеводородной энергетики и значительном росте себестоимости добычи углеводородного сырья. Разработка отечественной базы технологий добычи трудноизвлекаемых углеводородных ресурсов уже сегодня находится в числе государственных приоритетов особой важности. Отечественная нефтегазовая промышленность должна быть готова к такому сценарию развития и реализации соответствующих отраслевых стратегий импортозамещения.

Полученный в 2015-2018 годы опыт разработки и реализации отраслевых стратегий импортозамещения на основе применения методов стратегического и системного анализа, сценарного подхода и проектного управления позволил восстановить существующие и создать новые технологические цепочки формирования добавленной стоимости в большинстве отраслей российской экономики. Это обстоятельство дает все основания предполагать, что проведение технологической модернизации отечественной экономики в сжатые сроки становится вполне реальным.

В условиях негативного влияния санкционных ограничений российская экономика доказала, что она не утратила способности восстановить существующие и создать новые технологические цепочки формирования добавленной стоимости, ориентированные как на внутренние, так и на внешние рынки. Успешная реализация отраслевых стратегий импортозамещения должна основываться на развитии существующих «заделов» в промышленности, осуществляемого одновременно с развитием экономики знаний и цифровой экономики. Используемые для этого методы позволяют создавать новые технологические цепочки с высокой добавленной стоимостью и рентабельностью производства, которые способствуют повышению конкурентоспособности производимой продукции и привлечению внебюджетных инвестиций за счет ее выхода на внешние рынки. Реализация отраслевых стратегий импортозамещения, особенно в ведущих отраслях экономики, во многом может способствовать обоснованная финансовая поддержка со стороны государства, которая необходима в условиях действия санкционных ограничений.

В то же время уже сегодня при реализации отраслевых стратегий импортозамещения необходимо определить перспективные направления для стимулирования развития промышленного производства. Одним из них видится повышение качества промышленной продукции и технологий, ориентированных на экспорт. Его дальнейшее развитие предполагает переход от экспорта отдельных продуктов и технологий к экспорту технологических комплексов, включая обслуживающие сервисы, а затем – к экспорту промышленных кластеров, функционирующих полностью на российских технологиях и оборудовании. Такого рода «длинные» технологические цепочки создания новой добавленной стоимости успешно реализуются в контрактах по строительству атомных электростанций за рубежом, а также при реализации контрактов по продаже и обслуживанию вооружений и военной техники российского производства. На очереди реализация аналогичных контрактов в других отраслях российской экономики.

Основная проблема здесь видится в поиске перспективных рынков для освоения комплексных контрактов в рамках реализации отраслевых стратегий импортозамещения. На самом деле число пригодных для этого рынков очень ограничено как следствие действия санкционных ограничений. Как правило, это могут быть рынки развивающихся стран, основная особенность которых связана как с ненадежной платежеспособностью, так и с высокими внутренними и внешними рисками. Практика показывает, что обеспечить реализацию контрактов по экспорту промышленных кластеров, функционирующих полностью на российских технологиях и оборудовании, основываясь только на коммерческих показателях, представляется достаточно сложным. Для этого потребуется создать новую модель реализации ориентированных на экспорт комплексных контрактов в рамках отраслевых стратегий импортозамещения. Подходы к определению рентабельности и отдачи от инвестиций у этой модели будут принципиально отличными от существующих сегодня моделей. Однако, этот аспект исследуемой нами проблемы выходит за рамки данной статьи.

Представляется целесообразным при реализации отраслевых стратегий импортозамещения сосредоточить внимание на получение экономического эффекта по такому критическому направлению, как цифровизация промышленного производства и жизнедеятельности общества, в том числе на замещении иностранного ПО на отечественные разработки. Этот аспект никак нельзя игнорировать, особенно учитывая современные внешнеполитические условия. В настоящее время стратегические перспективы развития цифровизации в нашей стране позволяют разработать полностью российскую систему для планирования и реализации приоритетных социальных проектов, а также проектов привлечения инвестиций. Переход к такой системе в ближайшей перспективе позволит сконцентрировать инвестиционные ресурсы на таких технологических цепочках создания добавленной стоимости, которые важны для развития российской экономики и способны обеспечить повышение рентабельности и снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Заключение.

Полученные в ходе проведенных исследований результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. В 2014-2017 годах разработка и реализация отраслевых стратегий импортозамещения стала реальной основой для проведения модернизации и стратегического развития ведущих отраслей экономики.

2. При разработке и реализации отраслевых стратегий импортозамещения целесообразно использовать методы стратегического и системного анализа, а также сценарного подхода, которые позволяют обосновать перспективные направления достижения поставленных целей.

3. При помощи данных методов были выявлены четыре принципиально критических отрасли для импортозамещения производимой продукции с позиций обеспечения национальной безопасности нашей страны. К ним относятся: разработка отечественных информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения; развитие отечественного производства энергетического оборудования; развитие современных биотехнологий для сельского хозяйства; развитие производства компонентов микроэлектроники.

4. Проведен анализ современного положения в каждой из указанных выше отраслей, показаны основные направления для устранения критических точек в их развитии в рамках реализации отраслевых стратегий импортозамещения.

5. Обоснованы перспективы реализации отраслевых стратегий импортозамещения, основанные на развитии экспортно-ориентированных производств.

Благодарности.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №17-06-00029a «Оценка эффективности стратегий развития ведущих секторов российской экономики в условиях санкций при помощи инструментария информационно-аналитического моделирования».

Список литературы
1. Хилов П. Импортозамещение программного обеспечения: из точки А в точку Б // Региональная и муниципальная информатизация. 2016. № 3. С. 4-9.
2. Анненков А. Импортозамещение софта: закон, постановление правительства, приказ по министерству // Региональная и муниципальная информатизация. 2016. № 3. С. 31-35.
3. Седых И.А. Микроэлектроника и развитие бесконтактных платежей в РФ. – Москва, НИУ ВШЭ, 2016. – 76 с.
4. Минпромторг России. ГИС промышленности. Отраслевые планы импортозамещения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gisp.gov.ru/plan-import-change/ (дата обращения: 06.07.2019).
5. Филиппов С.П., Полищук В.Л. Программа импортозамещения оборудования энергетического машиностроения в области газотурбинных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eriras.ru/files/programma _po_gtu_inei_ran.pdf (дата обращения: 06.07.2019).
6. Прогноз научно-технологического развития АПК Российской Федерации на период до 2030 года: Основные положения. Проект. Экспертные исследования НИУ ВШЭ, 2018. – 38 с.
7. Стратегия развития электронной промышленности до 2025 г., Стратегия развития электронной промышленности до 2030 г. Данные официального сайта Минпромторга РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/

Материал поступил в редакцию 12.07.2019
© Ларин С.Н., Хрусталев О.Е., 2019



[1] Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 1 апреля 2015 года №96 «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения».

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.07.2019).