Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий

Авторы: Илющенко Даниил Александрович, Васильков Артем Сергеевич, Катылевская Алина Владимировна

.

Рубрика: Юридические науки

Объём: 0,29

Опубликовано в: «Наука без границ» № 7(35), июль 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Илющенко Д.А., Васильков А.С., Катылевская А.В. Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий // Наука без границ. 2019. № 7(35). С.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы правовой регламентации особо охраняемых природных территорий. Показано, что основным актом, регулирующим ООПТ, является Конституция РФ. В статье рассматриваются предметы ведения федеральных и региональных субъектов в области создания и организации ООПТ. Были освещены вопросы международного регулирования таких зон. В заключение статьи были внесены предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей ООПТ.

Издавна было принято охранять и сохранять территории, которые считали «святыми местами». Позже их выделяли для научного изучения, затем заповедники стали «эталонами» природы, и на них начали запрещать любую хозяйственную деятельность. Создание ООПТ и поддержание их состояния на должном уровне является решением многих экологических проблем. В настоящее время в России выделяют 102 государственных заповедника, 39 памятников природы и 41 национальный парк.

Проблема использования данных территорий, охрана растительного и животного мира, обитающего на ООПТ, охрана памятников культурного наследия должны способствовать развитию современного законодательства в сфере ООПТ. Так как ООПТ могут находиться в составе других категорий, надзор за использованием таких земель должен быть постоянным.

В настоящее время территории, на которых ограничена хозяйственная деятельность, регулируются нормативными актами Российской Федерации. Основополагающий закон был принят задолго до появления Гражданского, Лесного, Земельного и других Кодексов. Речь идет о Федеральном законе, введенном в действие в 1995 г. и именуемом «Об особо охраняемых природных территориях (ООПТ)» (далее – Закон). Данный нормативный акт действовал достаточно эффективно в 90-е годы, однако с принятием Кодексов, речь о которых шла выше, названный ФЗ начал им противоречить. При этом необходимо отметить, что, несмотря на наличие определенных пробелов, Закон способствовал сохранению уникальных памятников природы, развитию объектов, которые имеют особое значение и являются общенациональным достоянием. Закон определяет категории охраняемых зон, их создание, развитие, устанавливает порядок посещения таких территорий, а также предусматривает ответственность за нарушение режима ООПТ.

В соответствии с указанными нормативными актами предмет ведения распределен между федеральным и региональным законодательством. Это положение свидетельствует о том, что создание региональных ООПТ контролируется законом субъекта. Для наглядности рассмотрим Краснодарский край. В Краснодарском крае на данный момент 372 ООПТ, из них 1 природный парк, 17 заказников, 12 ООПТ местного значения. В Краснодарском крае с целью сохранения уникальных свойств, природных ландшафтов проводятся работы по резервированию земель. Законом Краснодарского края от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» указываются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, подробно разобран экономический механизм использования территорий краевого и местного значения [3].

Далее рассмотрим нормативный акт, регламентирующий перечень территорий, относящихся к ООПТ, – Земельный кодекс РФ. Именно он содержит отличительные признаки, помогающие различить ООПТ от других территорий, находящихся под охраной. Рассматривая ЗК РФ, можно сказать, что к землям особо охраняемых территорий относятся площади, имеющие ограничения по использованию и являющиеся ценными [2]. Из этого делаем вывод, что перечень находится открытым. В отличие от ЗК РФ, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» имеет закрытый перечень зон и расширительному толкованию не подлежит. Видно, что любая территория, имеющая значение, не попадающее под перечисленные в законе, не будет относиться к особо охраняемой природной территории.

На данный момент времени особую актуальность приобрела Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, которая устанавливает основные направления деятельности в данной сфере и закрепляет меры, которые должны повысить эффективность государственного регулирования указанной деятельности. Так же целью Концепции является сохранение животного и растительного разнообразия на этих территориях. В целях обеспечения экологической безопасности нашей страны Концепцией предусматривается ряд задач, направленных на достижение этих целей [4]. Среди основных направлений особо хочется отметить такую деятельность, как совершенствование законодательства, регулирующее режим использования названных зон. Правительство РФ разработало основные направления и отметило нормативные акты, в которые необходимо внести поправки, способствующие выполнению выделенных для реализации задач. Предполагается, что внесение изменений в законы положительно скажется на правоприменительной практике и эффективности действия норм об ООПТ.

Отдельно представляется необходимым рассмотреть международное регулирование особо охраняемых природных территорий. К сожалению, в настоящий момент существует законодательный пробел в отношении регулирования тех ООПТ, которые обладают международным статусом, в соответствии с классификатором Международного союза охраны природы ООПТ делят на шесть категорий. Существует необходимость модернизации именно национальных законов с целью закрепления статуса таких территорий, что подтверждается международной практикой. В международном праве существует большое количество документов, имеющих различные названия: конвенции, соглашения, резолюции, договоры и т.д. Российская Федерация является участником множества договоров, регулирующих режим ООПТ. Большое количество особо охраняемых природных территорий международного значения находятся в субъектах РФ, таких как Красноярский край, Камчатский край и т.д. Названные выше международные договоры свидетельствуют о необходимости закрепления в нормах законов особо охраняемых природных территорий, обладающих международным статусом.

Итак, в завершение статьи необходимо отметить, что в настоящее время в России существует разветвленная система нормативных актов, различных по своей юридической силе. Законодательство, регламентирующее установление ООПТ, делится в зависимости от компетенции на федеральное и региональное. При этом первое из них является более устойчивым и разработанным, второе имеет некоторые пробелы, чем затрудняют их право применение. Основной целью создания особо охраняемых природных территорий местного значения является сохранение сложившегося природного ландшафта, растительного и животного мира, обитающего на территории природных зон; развитие эколого-просветительской работы. Все виды деятельности, способные повлечь за собой изменение существующего ландшафта, а также снижение индивидуальных рекреационных и экологических качеств, запрещены на территории ООПТ [3].

В целом, особо охраняемые природные территории имеют под собой достаточно объемную нормативную базу, а проблемы, которые существуют в данной сфере, решаемы. Основным недостатком правовой регламентации ООПТ является неопределенность зон, имеющих международный статус. Решение данной проблемы видится не только в правотворческой деятельности органов государственной власти, но и в активном участии граждан, специалистов, экспертов. Важно отметить, что, несмотря на территориальное разделение компетенции, федеральный и региональный уровни должны постоянно взаимодействовать.

Для сохранения ООПТ в должном состоянии нужно взаимодействие населения и органов власти, от которых исходят нормотворческие инициативы.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4389.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // СЗ РФ. 2001. № 31. Ст. 3823.
3. Пшидаток С.К., Быкова М.В., Пшидаток М.А, Катылевская А.В. Структура и порядок использования особо охраняемых природных территорий МО г. Краснодар // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12(101). С. 395-398.
4. Хмелева Е.Н. Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий: проблемы, их решения и вопросы без ответов [Электронный ресурс] // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriy-problemy-ih-resheniya-i-voprosy-bez-otvetov (дата обращения: 23.06.2019).
5. Кореневский В.В., Катылевская М.В Анализ состояния уровней загрузки улично-дорожной сети города Краснодара // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. 2012. С. 174-178.

Материал поступил в редакцию 10.07.2019
© Илющенко Д.А., Васильков А.С., Катылевская А.В., 2019