Место и роль курса «Костюм и сценическое оформление танца» в творческо-образовательном процессе хореографа

Авторы: Портнова Татьяна Васильевна

.

Рубрика: Педагогика

Объём: 0,41

Опубликовано в: «Наука без границ» № 8(36), август 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Портнова Т.В. Место и роль курса «Костюм и сценическое оформление танца» в творческо-образовательном процессе хореографа // Наука без границ. 2019. № 8 (36). С.

Аннотация: В статье рассматривается значение курса «Костюм и сценическое оформление танца», который является значимым в теории и практике хореографического образования. Анализируется авторская программа, ее структура и содержание, в которой исторический костюм и сценическая культура находятся в неразрывной связи, так как покрой одежды влияет на основные движения, манеру танцевального исполнения. Формулируется вывод о том, что знания, полученные в результате освоения данного курса, способствуют  развитию и совершенствованию творческих способностей хореографа – постановщика, автора хореографического произведения.

Введение

Курс «Костюм и сценическое оформление танца» является значимым в теории и практике хореографического образования, непосредственно определяющим имидж не только конкретного постановочного решения, но всей труппы и коллектива в целом.

Костюм – одно из средств, помогающих постигать стилевые особенности хореографии различных эпох, он является второй оболочкой актера, значительным помощником в образной характеристики танца. Разработанная авторская программа и учебное пособие предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Хореографическое искусство» [1]. Методология изучения данной дисциплины состоит в овладении студентами знаний по сценическому оформлению хореографического номера и целого балетного спектакля, а так же развитие творческой фантазии, художественного воображения и личной инициативы в практическом применении полученных знаний.

Цель курса заключена в ознакомлении обучающихся с историческим процессом возникновения и развития стилей в костюме и их влиянием на сценический костюм и художественное оформление спектаклей балетного театра. Выработать у студентов навыки самостоятельного анализа исторических, стилистических и коммуникативных характеристик сценографии. Развитие творческой фантазии, художественного воображения, личной  инициативы в практическом применении полученных знаний.

Задачи курса состоят в:

- формировании общих представлений об истории развития костюма;

- понимании зависимости костюма от природно-климатических условий, его связь с обрядовой культурой и обрядовыми танцами как отражение эпохи и часть сценического образа, воплощенного в хореографии;

- осознании необходимости профессионального подхода к созданию сценического костюма как части выразительного средства танцевального творчества;

- ознакомлении с основами театрально-декорационного искусства и сценографии, тенденциями развития сценической площадки;

- ознакомлении с технологическим и механическим оборудованием сцены;

- обеспечении формирования у студентов общих представлений о сценических эффектах и их применении;

- развитии умений использования в работе над хореографической постановкой образных решений сцены;

- совершенствовании и развитии творческих способностей хореографа – постановщика хореографического произведения.

Структура и содержание курса

В учебную программу и пособие включены структура и содержание курса, краткая концепция изучаемых тем, методические указания к выполнению творческих работ, докладов, презентаций, рефератов, перечень необходимой литературы. Знания, получаемые студентами при изучении данного курса, должны помочь будущим хореографам и балетмейстерам в практической деятельности при художественном решении собственных постановок. Предпосылками успешного освоения курса являются базовые знания по другим дисциплинам специализации: «Искусство балетмейстера», «Классический танец», «Народно-сценический танец». Содержание курса органично связано с курсами: «Основы хореографической драматургии», «Мастерство хореографа», «Теория и практика режиссуры в хореографии», которые являются неотъемлемой частью профессионального образования хореографа. Предполагается также знание материала дисциплин «Теория и история хореографического искусства», «История культуры и искусства».

Курс «Костюм и сценическое оформление танца» является составной частью обучения студентов хореографической квалификации, он состоит из трех разделов: «Исторический и сценический костюм в хореографическом искусстве», «Сценическое оформление танца» и «Творческие аспекты решения сценического костюма для танца».

Первый раздел включает темы, посвященные историческим аспектам формирования костюма. Рассматриваются основные черты национальной одежды, ее особенности, связанные с происхождением народа, его историческим развитием, региональными культурными особенностями. Раскрывается сложение на его основе сценической одежды, его влияние на эстетическое развитие творческой личности: исполнителя, хореографа, режиссера-постановщика. Прослеживается связь с композиционными и стилистическими особенностями национальной танцевальной культуры [2].

Второй раздел «Сценическое оформление танца» анализирует темы, связанные с вопросами устройства сцены, декорационного оформления световых и цветовых вариантов, необходимых в решении сценических задач художественно-образного видения постановки. Основное содержание раздела касается эволюции исторического развития сценического оформления танцевальных произведений.

Третий завершающий раздел включает изучение цветовых, пропорциональных, композиционных  и иных закономерностей  при создании балетного костюма и решении сценического пространства. Сценический костюм входит составной частью в целостную концепцию художественного оформления балетного спектакля. Балетмейстер-постановщик  или руководитель хореографического коллектива должен уметь, в зависимости от рисунка танца, подбирать и группировать костюмы по стилю, по структурным особенностям, линиям и цвету, которые являются средством передачи определенной атмосферы и внутренней сущности постановки [3].

Изучение  художественных закономерностей при создании танцевального костюма и решении сценического пространства проводится на основе следующих источников:

- эскизах костюмов и декораций отечественных и зарубежных театральных художников;

- образцах народно-прикладного искусства, народных промыслах;

- изобразительном иконографическом материале (фотографиях и репродукциях);

- подлинных выступлениях балетных трупп, лучших хореографических коллективов и отдельных исполнителей;

- видеозаписях спектаклей и хореографических номеров

Дисциплина «Костюм и сценическое оформление танца» изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими заданиями.

Учебный материал программы «Костюм и сценическое оформление танца» структурирован по трем направлениям:

• теоретический, формирующий систему знаний законов сценографии, освещения сценического пространства, особенностей костюмов разных народов и эпох для полного осуществления творческого замысла хореографа при постановки танцевальных композиций;

• практический, целью которого является разработка эскизов костюмов танцевальных композиций, представленных для защиты дипломной практической работы;

• контрольный, целью которого является дифференцированное и объективное выявление знаний и навыков студентов по результатам их учебной и практической деятельности.

Все три раздела дополняют друг друга в достижении целей и задач данной программы.

Задачи и знания по данному курсу ориентированы на практическую междисциплинарную связь с курсом «Мастерство хореографа» при нахождении художественно-образной концепции номера или спектакля.

Методология изучения

Программа курса «Костюм и сценическое оформление танца» составлена с учетом специфики подготовки художественных руководителей хореографического коллектива, преподавателей хореографических дисциплин и занимает одно из важных мест в системе профессиональных дисциплин. В курс включен материал по всестороннему изучению театрального и бытового костюма различных времен и народностей [4]. Усвоение этого материала поможет найти стиль и выбрать форму художественного решения в любой конкретной практической ситуации, позволит эффективно взаимодействовать с профессиональным художником в совместной работе над созданием сценического художественного танцевального образа.

В курсе приводятся результаты изучения основных закономерностей и проблем развития театрально-декорационного искусства, основных стилей изобразительного искусства и театральных направлений на основных этапах их развития. Рассматриваемое разнообразие индивидуальностей театральных художников разных поколений, различных манер, приемов и средств выражения способствует раскрытию творческого воображения будущих хореографов при решении ими конкретных сценических постановочных задач. Изучение этого материала проводится параллельно с изучением основных закономерностей решения сценического пространства, основных изобразительных стилей и форм.

Важное место в курсе занимает материал по изучению национального костюма, его классификации и основных видов. Большое внимание уделяется разнообразию форм русского народного костюма, что определяется спецификой работы будущих художественных руководителей хореографических коллективов в народных жанрах, где условия постановок требуют предельно лаконичного и выразительного решения [5]. Так же предусматривается изучение приемов декорационного решения, где главное место занимает образность сценического костюма, мера условности и реализма его оформления [6]. Необходимым методом изучения костюма должна являться творческая практика самостоятельного сбора и исследования материала. Практические занятия целесообразно проводить в форме посещения сценических площадок крупнейших театров, концертных залов, дворцов народного творчества и др. Цель посещения – знакомство со сценическим и закулисным пространством, пошивочным цехом, костюмерной, радио- и светоцехом. Особенно результативным служит занятие в форме экскурсии в творческую мастерскую художника-постановщика, где в беседе студенты знакомятся с процессом создания оформления спектакля, рассматриваются  постановочные планы, макеты, эскизы, проекты декораций. Обсуждаются проблемы творческого взаимодействия балетмейстера и художника. В качестве творческих работ может быть предложен альбом рисунков или эскизов костюмов к основным историческим эпохам с указателем элементов того или иного костюма. В качестве источников берутся произведения художников, иллюстрации, имеющиеся фотографии, интернет-ресурсы (данная работа обычно предлагается к промежуточной аттестации.) Вторая творческая работа (предлагаемая в конце курса) представляет собой создание модели костюма к одной исторической эпохе или к сценическому образу (по выбору студента). В созданной модели должны узнаваться стиль, исторический период, спектакль или номер, учитываются покрой, конструкция, ткани, цвет, фактура, орнамент, декор, прически, аксессуары, обувь, грим. Обращение к опыту мастеров, к изучению музейных собраний является традицией познания творческой сферы деятельности. В опыте, произведениях старых мастеров (балетмейстеров, артистов, художников) таятся огромные возможности воспитательного и художественно-педагогического значения. Изучение произведений искусства сценического костюма (графических эскизов, фотоматериала, объемных моделей) важно не только в плане профессиональной подготовки студентов, но и как средство формирования у них общей культуры, художественного вкуса, бережного отношения к памятникам культуры [7]. Большое значение в приобретении творческих навыков должно отводиться деятельности современных мастеров, сумевших в образном строе своих произведений передать современный нам мир костюма, решить в известной мере задачи, стоящие перед искусством наших дней.

Заключение

При изучении дисциплины «Костюм и сценическое оформление танца» реализуется компетентностный подход, что предусматривает развитие у студентов способности к самостоятельному мышлению, формированию умения и навыков использования полученных знаний в профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные особенности и национальный колорит сценического костюма; развитие костюма на балетной и театральной сценах; эволюционное развитие театрально-декоративного искусства сцены; теоретические основы творческой организации целостности костюма и  сценического оформления танца; основы конструктивного изображения эскиза костюма и декорации; творчество ведущих художников-сценографов. Уметь использовать полученные знания в творческой деятельности; передать художественный замысел танца в единстве с оформлением сцены и костюмов исполнителей; использовать для оформления хореографической постановки подручные предметы и несложную бутафорию; создавать единый образ танца, музыки и художественного оформления. Владеть способностью организовать сценическое пространство; выбирать и использовать в работе над хореографической постановкой образные решения сцены; навыками самостоятельного составления и изготовления эскизов костюмов для классических, национальных и современных танцев; культурой профессиональной речи, сценическим репертуаром согласно программным требованиям, навыками творческого подхода к решению профессиональных задач разного уровня, навыками общения и совместной практической работы с театральным художником; методами самостоятельной работы с учебной и специальной литературой по проблематике дисциплины; умениями и навыками применения знаний по данной дисциплине в творческой постановочной деятельности.

Список литературы
1. Портнова Т.В. Костюм и сценическое оформление танца : учебно-методическое пособие : направление подготовки: 52.03.01 Хореографическое искусство", профиль подготовки: «Искусство балетмейстера». – Москва : РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. – 50 с.
2. Градова К.В., Гутина Е.А. Театральный костюм. Всероссийское театральное общество, 1976. – 112 с.
3. Кириллов А.П. Мастерство хореографа : Учебное пособие для студентов хореографических отделений вузов культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2006. – 154 с.
4. Кассен-Скотт Д. Иллюстративная энциклопедия костюма и моды. – М., 2002. – 192 с.
5. Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. – М.: МГУКИ, 1999. – 144 с.
6. Захаржевская Р. Костюм для сцены. – М.: Советская Россия, 2005. – 112 с.
7. Ратнер Я.В. Эстетическая природа зрелищных искусств. – М: Искусство. 2004. – 92 с.

Материал поступил в редакцию 30.07.2019
© Портнова Т.В., 2019