Применение дидактических игр в обучении экономике учащихся основной школы

Авторы: Василенко Тимофей Андреевич

.

Рубрика: Педагогика

Объём: 0,26

Опубликовано в: «Наука без границ» № 8(36), август 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Василенко Т.А. Применение дидактических игр в обучении экономике учащихся основной школы // Наука без границ. 2019. № 8(36). С.

Аннотация: В данной статье представлена роль дидактических игр в учебном процессе. Описан педагогический эксперимент применения дидактических игр в обучении экономике учащихся основной школы. Сделаны выводы о возможности использования дидактических игр в обучении школьников экономике.

Использование игровых методов и приемов обучения на уроках экономики позволяет учащимся закреплять полученные теоретические знания в игровой, соревновательной форме, что способствует лучшему освоению нового материала и формированию ключевых компетенций учащихся основной школы.

Игровая деятельность была предметом изучения различных исследователей и освещена в трудах Л.С. Выготского, В.П. Арсентевой, Е.А. Карпенко, Е.И. Удальцова, А.И. Гостар, Р.И. Жуковская, Р.В. Беспалова и др.

В.П. Арсентьева подчеркивает, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [1, с. 53]. Е.А. Карпенко утверждает, что ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в чужую личность, благодаря этому ребенок совершенствуется, развивая и обогащая собственную личность [2]. Выдающийся исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику школьной игры. По его мнению, она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры [3].

Основополагающей целью игровой деятельности, а в частности дидактической игры, согласно ФГОС является формирование и развитие навыков и умений самостоятельной деятельности, творчества, оценки, анализа и систематизации получаемой информации.

Внедрение дидактических игр в методику преподавания экономических дисциплин способствует не только наиболее успешному усвоению учебного материала, но и повышению познавательной активности, а также стимулированию интереса к предмету, то есть является еще и формой воспитания. Кроме того, в процессе применения дидактических игр реализуются многие функции, влияющие на формирование навыков общения и жизнедеятельности, моделируя различные ситуации в игре.

Обучение экономике с применением дидактических игр обеспечивает высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, что способствует быстрому и качественному усвоению материала. Для подтверждения данного тезиса было проведено исследование на базе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Улыбино» Искитимского района Новосибирской области среди учащихся 5-х классов.

Объектом исследования является процесс обучения экономике в основной школе, а предметом исследования – использование дидактических игр при обучении экономике в 5-х классах.

Цель исследования – сформировать экономические знания у учащихся основной школы с помощью использования дидактических игр.

Для организации эксперимента 24 учащихся были разделены на контрольную и экспериментальную группу. При проведении занятий с экспериментальной группой активно использовались разнообразные дидактические игры: ребусы, кроссворды, филфорды, чайнворды, викторины, игры-конкурсы, ролевые игры.

Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Оценочные материалы для первичной диагностики экономических знаний учащихся были составлены на основе учебно-методического комплекса И.А. Сасовой и М.М. Фирсовой «Экономика для младших школьников 1-4 класс». Результаты первичной диагностики экономических знаний учащихся на констатирующем этапе представлены на рис. 1.

Результаты первичной диагностики экономических знаний учащихся в контрольной и экспериментальной группах (чел.)

Рис. 1. Результаты первичной диагностики экономических знаний учащихся в контрольной и экспериментальной группах (чел.)

Следующим этапом педагогического эксперимента стало внедрение разработанного комплекса дидактических игр по обучению экономике учащихся среднего школьного возраста, который был применен на учениках экспериментальной группы.

Данный комплекс дидактических игр и упражнений способствует формированию следующих видов универсальных учебных действий:
- личностные (отношение к труду и его результатам, ценности объектов окружающего мира);
- регулятивные (создание плана действий и следование ему, оценка действий и поступков с точки зрения общечеловеческих ценностей и личного опыта);
- познавательные (знаково-символическое моделирование процесса обмена, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование).

После проведения формирующего эксперимента ученики экспериментальной группы отмечали, что им понравилась игровая форма проведения занятий, работа в группах, интересные темы занятий, непринужденная обстановка урока.

Можно с уверенностью сказать, что во время проведения дидактических игр на уроках экономики большинство учеников были активны, с удовольствием принимали участие во всех играх и заданиях, контактировали друг с другом и с командой.

На формирующем этапе эксперимента контрольная группа, также как и экспериментальная, изучала курс экономики в соответствии с учебником Н.В. Новожиловой «Экономика 5 класс», однако для закрепления теоретического материала использовались только задачи, тесты и ситуационные задания.

Итоговая диагностика (проходившая в рамках контрольного этапа) свидетельствует о положительной динамике знаний учащихся (рис. 2).

Результаты диагностики экономических знаний учащихся на констатирующем и контрольном этапе (чел.)

Рис. 2. Результаты диагностики экономических знаний учащихся на констатирующем и контрольном этапе (чел.)

Качественный анализ работ учащихся показал, что наиболее успешно ученики выполняли задания, где необходимо было определить и выписать величины и денежные единицы, встречающиеся в задании, также многие успешно справлялись с определениями терминов «покупка», «скидка», «возврат». Наибольшие сложности у учащихся возникли в процессе выполнения упражнений, которые были направлены на диагностику способностей применять на практике умения распределения ресурсов в квазиреальной ситуации; также дети испытывали затруднения в определениях более сложных терминов, таких как «кредит», «инвестиции», «бюджет», что можно объяснить редкостью использования данных финансовых инструментов в повседневной жизни обучающихся.

Далее рассмотрим динамику развития экономических знаний школьников отдельно в контрольной и в экспериментальной группе (рис. 3). 

Результаты диагностики экономических знаний учащихся контрольной и экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе (чел.)

Рис. 3. Результаты диагностики экономических знаний учащихся контрольной и экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе (чел.)

В контрольной группе средний уровень сформированности экономических знаний вырос более чем на 40% за счёт аналогичного снижения числа обучаемых, имеющих низкий уровень сформированности экономических знаний. Данный прогресс можно объяснить накоплением социального опыта и расширением обществоведческих знаний школьников, что в числе прочего обусловлено проведением элективного курса экономики.

Количество учащихся, обладающих средним и высоким уровнем сформированности экономических знаний, в экспериментальной группе увеличилось в 3 и в 2,5 раза соответственно. При этом лишь один учащийся экспериментальной группы продемонстрировал низкий уровень сформированности экономических знаний. Однако, следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в процессе дидактической игры ученики хорошо усваивают теоретические знания о разнообразных экономических процессах и явлениях, а также развивают умения моделировать различные ситуации и искать для них подходящие решения. При проведении дидактической игры следует делать упор именно на проблемные ситуации и поисковые задачи, чтобы развивать воображение детей, умения сравнивать и анализировать. Таким образом, можно утверждать, что внедрение дидактических игр в учебный процесс способствует формированию ключевых компетенций и экономических знаний учащихся.

Список литературы
1. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие. – М.: Форум, 2011. – 144 с.
2. Карпенко Е.А. Игротехники, как способ повышения качества обучения [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7. – Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3336 (дата обращения: 07.07.2019).
3. Рязанова М.А. Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром // Концепт. 2017. Т. 39 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://e-koncept.ru/2017/971104.htm (дата обращения: 08.07.2019).

Материал поступил в редакцию 13.08.2019
© Василенко Т.А., 2019