Разработка электронного учебного пособия по разделам дисциплины «Инженерная графика» для среднего профессионального образования

Авторы: Мигачева Галина Николаевна, Мельник Анна Вадимовна

.

Рубрика: Педагогика

Объём: 0,43

Опубликовано в: «Наука без границ» № 8(36), август 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Мигачева Г.Н., Мельник А.В. Разработка электронного учебного пособия по разделам дисциплины «Инженерная графика» для среднего профессионального образования // Наука без границ. 2019. № 8(36). С.

Аннотация: В рамках данной работы разработано электронное учебное пособие по дисциплине «Инженерная графика», которое включает в себя теоретический материал, поясняющие иллюстрации, практические задания, тестовые задания, ссылки на нормативные документы, необходимые при изучении рассматриваемой дисциплины.

Актуальность выбранной темы обоснована внедрением дистанционного обучения по дисциплине «Инженерная графика» в Департаменте по развитию программы «Будущее Белой металлургии».

Объектом исследования является процесс обучения учащихся Департамента по развитию программы «Будущее Белой металлургии» АО ПНТЗ.

Предметом исследования является иллюстрированный учебный материал по дисциплине «Инженерная графика» для второго года обучения по специальности «Технология машиностроения».

Цель работы – разработать электронное учебное пособие по разделам дисциплине «Инженерная графика» для учащихся СПО по направлению «Технология машиностроения», 2 курс обучения.

В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:

1. Проведен анализ ФГОС СПО с учетом требований профессионального стандарта[1];

2. Проведен анализ рабочей программы по дисциплине «Инженерная графика»;

3.Спроектирован учебно-методический комплекс по дисциплине «Инженерная графика», включающий:

- теоретический курс по дисциплине «Инженерная графика» за 4 семестр обучения;

- практические задания и методические указания к их выполнению.

Основной задачей стало создание и реализация электронного учебного пособия по дисциплине Инженерная графика. Для того чтобы грамотно спроектировать электронное учебное пособие, необходимо познакомиться с его нормативно-правовой базой.

Данную базу составляют такие стандарты, как:

1. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения[2].

2. ГОСТ Р 57724-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебник электронный. Общие положения, применяется ко всем видам электронных изданий в образовательной сфере, независимо от уровня образования или статуса учебного заведения[3].

3. ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики[4].

4. ГОСТ Р 55750-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения[5].

Особенность метаданных состоит в использовании стандартизированной информации для поиска электронного образовательного ресурса [1]. Выделяют два уровня представления метаданных: инфологический уровень и уровень представления данных [2].

Электронный учебник отличается от других видов электронно-библиотечной системы уникальными требованиями. У подобного издания должны быть четко определены: назначение по периодичности, по составу основного текста, по знаковой природе информации, по характеру информации, по уровням образования в соответствии с нормативными документами.

Изучаемые стандарты регламентируют состав электронного учебника. В состав должны входить такие элементы, как: компоненты, собранные в один электронный документ (ЭД); метаданные; технические данные, обеспечивающие интерактивное воспроизведение и защиту авторских прав [3].

Необходимые требования к метаданным электронного учебника – это наличие наименования ЭУ, описания, информации об авторстве, а также информации о правах. Требования к оформлению метаданных приведены в ГОСТ Р ИСО 15836 и ГОСТ 33247.

Разрабатываемое электронное учебное пособие относится к электронным учебно-методическим комплексам, содержащих в себе основные фрагменты обучения студентов (лекционные материалы и контроль знаний).

Электронное учебное пособие – издания, дополняющие или заменяющие частично или полностью учебник и официально утвержденные для использования в образовательном процессе соответствующего уровня образования [4].

Электронные учебные пособия можно использовать в таких образовательных учреждениях, как: институт, университет, школа, колледжи, а также для повышения квалификации персонала.

По типу организации и способу доставки обучающемуся электронные учебники бывают трех видов: на CD-ROM с или без печатного приложения; на Интернет-сайтах с или без печатного приложения; на CD-ROM, но с привязкой к некоторым Интернет-сайтам, с печатным приложением или без такового.

По технологии распространения можно выделить: локальный электронный учебник, выпускающийся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях; сетевое издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети; электронное издание комбинированного распространения [5]. Таким образом, анализ научной и методической литературы позволил нам дать следующее определение электронного учебника, которое мы будем брать за основу в нашей работе:

Электронный учебник – основное учебное электронное издание по образовательной дисциплине, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, полностью соответствующее требованиям и основным дидактическим единицам государственного образовательного стандарта специальности, с высокой динамикой иллюстративного материала.

Наряду с основным материалом он содержит средства интерактивного доступа, средства анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений.

После проведения анализа 4 программ по созданию пособия было принято решение использовать программу ISpring. Данная программа предоставляет возможность создания электронного обеспечения в демоверсии для того, чтобы убедиться в качестве и простоте использования, обладает яркими мультимедийными возможностями, позволяет создавать сложные тесты и опросы для проверки знаний учащихся с возможностью предоставления отчета преподавателю о прохождении тестирования. Можно добавить с помощью создания персонажа, т.е. интерактивного преподавателя-наставника, который будет помогать и направлять вас во время прохождения обучения. ISpring разрабатывает вариант использования пособий с мобильных устройств.

Для электронного учебного пособия была разработана определенная структура (рис. 1).

Структура электронного учебного пособия

Рис. 1. Структура электронного учебного пособия

Разработанное электронное учебное пособие включает в себя:

1. 5 тем;

2. 5 тестовых заданий для закрепления знаний студентов;

3. итоговое тестовое задание по всем 5 темам включительно;

4. справочный материал со ссылками на нормативные документы;

5. список рекомендуемой литературы.

Электронная среда iSpring позволяет создавать пособия в привычной для всех среде создания презентаций PowerPoint. Программа открывает дополнительные возможности, такие как: создание тестовых заданий абсолютно разного формата, использование аудио и видео сопровождения теоретического и практического материала, создание диалога с преподавателем с помощью тренажера. Студент не отвыкнет от формальной обстановки очных занятий.

На практике электронная среда вписывается в привычную нам систему в роли дополнительной вкладки (рис. 2).

Электронная среда iSpring

Рис. 2. Электронная среда iSpring

Электронное пособие оборудовано кнопками навигации, что значительно упрощает ваше движение по изданию. На главной странице можно заметить образовательное учреждение, для которого разрабатывалось данное пособие. В левом нижнем углу можно найти кнопку оглавления для быстрого перехода к любому интересующему разделу (рис. 3).

Стартовая страница пособия

Рис. 3. Стартовая страница пособия

На странице с оглавлением представлены такие разделы, как:

1. Аннотация;

2. Теоретическая часть;

3. Практическая часть;

4. Контроль знаний;

5. Справочный материал;

6. Источники.

Рядом с каждым разделом находятся кнопки управления, с помощью которых возможно перейти к необходимому разделу (рис. 4). Внизу страницы расположены навигационные кнопки.

Оглавление электронного учебника

Рис. 4. Оглавление электронного учебника

В аннотации (рис. 5) представлено содержание курса и его предназначение. Пособие может быть использовано для смешанного и дистационного обучения. Разработанная структура учебного пособия может стать основой для создания электронного обеспечения, которая охватит все разделы и темы рабочей программы. В правом нижнем углу расположена кнопка управления, которая поможет вернуться к оглавлению пособия.

Аннотация

Рис. 5. Аннотация

Теоретическая страница (рис. 6) электронного пособия содержит ссылки на лекционный материал по 5 темам. Представлено краткое содержание каждого раздела.

Теоретическая часть

Рис. 6. Теоретическая часть

Завершается тема № 1 подробным изложением порядка построения технического рисунка и правилом оформления упрощенной надписи на техническом рисунке. На последней странице параграфа имеется такая кнопка управления, как «Выбор задания», с помощью которой можно перейти к индивидуальному практическому заданию для закрепления темы. Пройдя теоретический курс, состоящий из 5 тем рабочей программы, студенты переходят к практической части, выполнению графических работ (рис. 7). Перейти к получению задания можно, нажав правой кнопкой мыши по значку рядом с необходимой работой. Щелчок по ссылке переведет студента в диалоговый тренажер для получения своего варианта. Каждая графическая работа начинается с заполнения студентом информации о пользователе. Студент вводит свое имя, фамилию и номер группы в соответствующие поля. После выбора варианта задания или отказа от выполнения работы преподавателю на почтовый адрес приходит отчет о просмотре студентом графической работы. В случае, если студент отказывается переходить к получению задания, он нажимает на реплику «Вернусь к выполнению задания позже».

Практическая часть электронного пособия

Рис. 7. Практическая часть электронного пособия

На следующих страницах электронного пособия размещены справочные материалы и литература.

Справочный материал содержит ссылки на ГОСТы для самостоятельного изучения студентов. ГОСТы рассматривались в лекционном материале электронного пособия.

На странице с литературой студент может найти для себя интересные издания по дисциплине «Инженерная графика», а также может с помощью решебников чертить дополнительные задания.

Разработанное электронное учебное пособие по дисциплине «Инженерная графика» было предложено применить в Департаменте по развитию программы «Будущее Белой металлургии» для выравнивания успеваемости студентов 2 курса по направлению подготовки «Технология машиностроения».

В результате проведения анализа успеваемости группы было выявлено 8 студентов, имеющих плохую посещаемость и успеваемость. Выбранным студентам было предложено в течение двух недель, перед зачетной неделей, изучить электронное пособие и пройти тестирование по 5 разделам программы, включая итоговое тестирование. С учетом того, что спроектированный тестовый блок сводит к минимуму возможность использования дополнительных материалов, получились довольно неплохие результаты.

Для анализа результатов были взяты итоги тестового задания 8 человек. Итоговое тестирование имеет следующую шкалу оценивания:

1. 55% - 69% правильных ответов, оценка «3»;

2. 70% – 84% правильных ответов, оценка «4»;

3. 85% – 100% правильных ответов, оценка «5».

В связи с этим можно сделать вывод, что внедрение электронных учебных пособий позволит сделать учебный материал доступным для изучения, поможет разобраться с интересующей темой, так как информация в пособии представляется в кратком виде и с сопровождением поясняющих иллюстраций. Использование в работе электронных пособий позволит пробудить в студенте абстрактно-логическое мышление, тем самым улучшив усвоение учебного материала. Самым главным достоинством в подобном представлении информации является возможность просмотра и использования материала на занятиях в учебном заведении или в домашних условиях с возможностью просмотра как с компьютерного устройства, так и с мобильного.

Спроектированное электронное учебное пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования. Его применение возможно для дистанционной формы обучения, индивидуальной, аудиторной и фронтальной.

Учебное пособие предоставляет преподавателю организовать изучение теоретического материала, самостоятельную работу студентов, использование справочных материалов на занятии, закреплять знания обучающихся студентов и отслеживать их развитие [6].

Список литературы
1. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: учебн. пособие для вузов. – М: ИИО РАО, 2003. – 234 с.
2. Алексеев Г.В. Основы разработки электронных учебных изданий: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] // Г.В. Алексеев, И.И. Бриденко, Е.И. Верболоз, М.И. Дмитриченко / Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113630/#9
3. Алексеева М.Б. Технология использования систем мультимедиа: учебное пособие. – СанктПетербург: «Бизнес-пресса», 2013. – 230 с.
4. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru//
5. Кузюк И.Г., Туч В.В., Борисенко И.Г. Использование электронных учебных пособий в глобальном образовательном пространстве. 2014.
6. Электронный научный журнал. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании – Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/articles/87/

Материал поступил в редакцию 07.08.2019
© Мигачева Г.Н., Мельник А.В., 2019



[1] Приказ МИНОБРНАУКИ N 350 от 18.04.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 22.07.2014 N 33204) [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/Жека/Downloads/fgos_ru_15_02_08.pdf.pdf

[2] ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. [Электронный ресурс]. – Введ. 2008–07–01 // Техэксперт: справочно-правовая система. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006

[3] ГОСТ Р 57724-2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебник электронный. Общие положения. [Электронный ресурс]. – Введ. 2018–09–01 // Техэксперт: справочно-правовая система. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200156826

[4] ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики. [Электронный ресурс]. – Введ. 2015–01–01 // Техэксперт: справочно-правовая система. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200108264

[5] ГОСТ Р 55750-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения. [Электронный ресурс]. – Введ. 2015–01–01 // Техэксперт: справочно-правовая система. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200107223