Разработка модели оценки эффективности подготовки водителей в автошколах (на примере Севастополя)

Авторы: Кричевец Екатерина Александровна, Кричевец Денис Сергеевич

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 5-14

Объём: 0,5

Опубликовано в: «Наука без границ» № 2(30), февраль 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Кричевец Е. А., Кричевец Д. С. Разработка модели оценки эффективности подготовки водителей в автошколах (на примере Севастополя) // Наука без границ. 2019. № 2(30). С. 5-14.

Аннотация: Рассмотрена проблема высокой аварийности на автомобильном транспорте в РФ. Изучены причины, не позволяющие снизить количество ДТП и сократить показатели травматизма и смертности в происшествиях на автомобильном транспорте, в том числе и фактор качества подготовки водителей. Разработана экономико-математическая модель оценки эффективности подготовки водителей, а также произведена ее апробация на материалах официальной статистики результатов сдачи экзаменов в УГИБДД УМВД России по г. Севастополю.

Одним из наиболее популярных направлений дополнительного образования в РФ является обучение (переподготовка, повышение квалификации) в автошколах и иных образовательных организациях, осуществляющих подготовку водителей. Это приводит к росту количества образовательных учреждений, предлагающих данный вид услуг, росту уровня конкуренции на рынке подготовки водителей. Однако совсем не все автошколы и центры подготовки водителей стремятся обеспечить высокое качество обучения, многие подходят к организации образовательного процесса довольно формально, что сказывается на уровне подготовки новых участников дорожного движения.

На рис. 1 показана динамика числа ДТП и количества пострадавших в  автомобильных авариях.

 Динамика количества происшествий, погибших и раненых на автомобильном транспорте РФ

Рис. 1. Динамика количества происшествий, погибших и раненых на автомобильном транспорте РФ *
* - построено авторами по данным [1; 7]

Как видно по материалам рис. 1, в последние 15 лет наблюдается стабильное сокращение числа происшествий и количества пострадавших на автомобильном транспорте. Так, общее число происшествий с 2005 по 2017 гг. сократилось на 54 000, или на 24,2%. Количество раненых и пострадавших в ДТП снизилось на 59 500 (или на 21,6%). Число погибших в происшествиях на автомобильном транспорте также сократилось – на 19 100 чел. (или на 43,8%). 

Однако несмотря на существенное улучшение основных статистических показателей, ситуация остается очень сложной. По количеству происшествий Россия остается на уровне 2000 года, а по количеству травмированных в ДТП – на уровне 1994 года. В результате анализа данных Росстата за период с января по ноябрь 2018 г. [1] нами установлено, что ежедневно на автодорогах России происходит более 450 ДТП, в которых получает травмы около 580 человек и гибнет почти 50 человек. В нашей стране уровень смертности в ДТП довольно высок – 18 человек на 100 тыс. населения (в США данный показатель составляет 10 человек на 100 тыс. населения, а в Великобритании – 3 человека) [4].

Эксперты считают, что причиной сложившейся ситуации является целый комплекс факторов, к числу которых относятся:

  • нарушения ПДД участниками дорожного движения (и водителями, и пешеходами), агрессивное и опасное вождение;
  • плохое состояние дорог, недостаточная освещенность улиц в темное время суток, плохое техническое состояние транспортных средств,
  • относительно невысокий уровень организации экстренной медицинской помощи (высокая загруженность автодорог, что мешает беспрепятственному проезду автомобилей скорой помощи; неравномерное территориальное распределение центров экстренной медицины; и т.д.) [4].

Следует отметить, что большинство специалистов наряду с перечисленными выше факторами аварийности на автодорогах РФ и смертности в ДТП в качестве одной из основных детерминант называют низкое качество обучения будущих водителей в автошколах [2]. Как показывает изучение материалов официальной статистики ГИБДД РФ [5; 6], с первого раза сдают экзамены на право управления транспортными средствами не более 30% курсантов автошкол, что, безусловно, характеризует качество обучения в автошколах как невысокое. По данным УГИБДД УМВД России по г. Севастополю, в 2017 году теоретический экзамен с первого раза сдали от 32% до 68% курсантов различных автошкол, а в 2018 – от 6% до 75%. Экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством с первого раза в 2017 году сдали от 27% до 78% выпускников автошкол Севастополя, а в 2018 – от 32% до 80%. Традиционно наибольшую сложность представляет экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения: это испытание с первого раза сдали в 2017 году 5-29%, а в 2018 – 4,7-18,4% курсантов, прошедших обучение в различных автошколах Севастополя [5, 6].

Однако не секрет, что при выборе места обучения на водителя соответствующей категории потенциальный курсант руководствуется не только статистикой успешности сдачи экзаменов, но и стоимостью обучения.

Перечисленные выше обстоятельства требуют разработки интегрального показателя эффективности подготовки водителей различными автошколами, что позволит и потенциальным курсантам, и органам ГИБДД оценить результативность их работы.

Традиционно методика исчисления интегральных показателей включает три основных этапа [3]:

1) выбор индивидуальных показателей-индикаторов, на которых будет базироваться интегральный показатель. Разрабатываемая нами модель оценки эффективности подготовки водителей в различных автошколах основывается на показателях сдачи выпускниками каждой образовательной организации с первого раза трех видов экзаменов, а также на показателе стоимости обучения в каждой организации;

2) трансформация индивидуальных показателей (это должно обеспечить их сопоставимость, ведь для исчисления интегральных показателей могут применяться частные параметры, измеряемые в различных единицах (процентах, рублях, тоннах и проч.). В нашем случае трансформация индивидуальных показателей более чем оправдана – успешность сдачи экзаменов исчисляется в процентах, а стоимость обучения – в рублях. Для трансформации индивидуальных показателей нами выбран метод «минимум – максимум» (или максминный метод). Основная идея данного метода состоит в том, чтобы нивелировать разброс значений исходных параметров; величина трансформированного показателя характеризует только положение одного исследуемого объекта относительно других.

Расчет величины трансформированного показателя максминным методом осуществляется по формуле (1):

формула 1,                                   (1)

где ХiТРАНСФ – величина трансформированного показателя для i-той образовательной организации;

Хi – значение индивидуального показателя Х для i-той образовательной организации;

Хmin – минимальное значение показателя для совокупности образовательных организаций;

Хmax – максимальное значение показателя для совокупности образовательных организаций.

На основании формулы (1) осуществляется расчет трансформированных показателей успешности сдачи трех экзаменов выпускниками каждой образовательной организации и трансформированного показателя стоимости обучения в каждой из образовательных организаций;

3) выбор метода агрегирования трансформированных индивидуальных показателей. Чаще всего применяется метод суммирования, реже – метод перемножения. При суммировании трансформированные индивидуальные индикаторы могут браться как с равными весами (в случае из равной значимости), так и с разными (в случае приоритетности одних индикаторов и малозначимости других). Для расчета показателя качества подготовки водителей (Ккпв) нами для агрегирования использована формула (2):

формула 2,                               (2)

где ХjТРАНСФ – величина трансформированного показателя успешности сдачи j-того экзамена;

Wj – удельный вес значимости j-того экзамена в показателе качества подготовки водителей.

Веса трансформированных индивидуальных показателей успешности сдачи трех видов экзаменов взяты равные, так как, несмотря на различную их сложность, выдача прав на управление транспортным средством осуществляется при успешной сдаче всех трех испытаний, то есть степень их важности одинакова.

По данным официальной статистики УГИБДД УМВД России по г. Севастополю, в настоящее время в городе функционирует 21 организация, осуществляющая образовательную деятельность по подготовке водителей транспортных средств. В табл. 1 показан полный перечень данных организаций г. Севастополя [5, 6].

Таблица 1

Перечень организаций, осуществляющих в г. Севастополь образовательную деятельность по подготовке водителей транспортных средств

Номер организации

Наименование образовательной организации

1

Автошкола УПК «Центр»

2

АНО «Консультационно-учебный центр «Престиж»

3

АНО УЦ «АвтоДар» в г. Севастополе

4

АНПОО «Автошкола «Вектор Крым»

5

АНПОО «Городской спортивнотехнический клуб РО ДОСААФ России» г. Севастополя

6

АНПОО «АШ РО ДОСААФ России» г. Севастополя

7

ГУП г. Севастополя «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова»

8

ООО «Автолидер»

9

ООО «Автошкола «Север»

10

ООО «Городская Открытая Современная Автошкола»

11

ООО «Скай-Авто»

12

Севастопольская автошкола ГАУ РК «Крымский автомобильный учебный комбинат»

13

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

14

ФГБВОУВО «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова» МО РФ

15

Филиал ООО «Авто +Драйв»

16

ЧП ОУ ЮАШ «Формула»

17

ЧУДПО Автошкола РОО «Севастопольский союз автомобилистов»

18

Севастопольский колледж информационных технологий и промышленности

19

ООО «Профессионал"

20

ООО «Форсаж»

21

ООО «Новые горизонты»

На основании официальных данных о результатах сдачи экзаменов выпускниками севастопольских автошкол [5, 6] и на базе сведений о стоимости обучения, полученных с официальных сайтов образовательных организаций, по описанной выше методике нами были исчислены трансформированные показатели успешности сдачи испытаний, показатели качества подготовки водителей и трансформированные показатели стоимости обучения (табл. 2).

Таблица 2

Результаты произведенных расчетов

Номер образовательной организации

Показатель качества подготовки водителей

Трансформированный показатель стоимости обучения

в 2017 году

в 2018 году

1

0,298

0,515

0,071

2

0,225

0,483

0,071

3

0,761

0,823

0,321

4

0,667

0,788

0,286

5

0,344

0,451

0,500

6

0,101

0,300

0,500

8

0,613

0,496

0,286

9

0,519

0,568

0,464

10

0,604

0,694

0,350

11

0,443

0,727

0,571

12

0,236

0,312

0,250

13

0,129

0,500

0,650

14

0,375

0,474

0,714

15

0,398

0,122

1,000

16

0,423

0,582

0,286

17

0,204

0,437

0,000

18

0,000

0,287

0,357

19

0,000

0,796

0,214

20

0,000

0,759

0,429

21

0,000

0,236

0,250

Образовательная организация № 7 – автошкола ГУП г. Севастополя «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподёрова» – в расчетах не участвовала из-за специфики функционирования (она осуществляет подготовку водителей троллейбусов, обучение осуществляется на бесплатной основе, но обучение проходят только сотрудники данной организации и лица, поступающие в нее на работу. Собственно экзамен в ГИБДД также проводится по специальной системе, поэтому получение сопоставимых результатов невозможно).

Для обеспечения наглядности результатов проведенного исследования построим диаграмму в системе координат «Стоимость обучения – Качество подготовки водителей», как это показано на рис. 2.

 2а2б

Рис. 2. Позиционирование образовательных организаций на плоскости «Стоимость обучения – Качество подготовки водителей»

Очевидно, что образовательные организации, расположенные в верхней части диаграммы обеспечивают более высокое качество подготовки водителей по сравнению с теми, которые расположены в нижней части. Соответственно, образовательные организации, расположенные в правой части диаграммы, осуществляют обучение по более высокой стоимости по сравнению с теми автошколами, которые расположены в левой части плоскости. То есть наибольшая эффективность обучения обеспечивается теми организациями, которые располагаются в верхнем левом квадранте диаграммы, а наименьшая – в правом нижнем.

Для обеспечения более однозначной оценки эффективности подготовки водителей различными образовательными организациями мы предлагаем производит расчет специфического параметра, который исчисляется по формуле (3):

формула 3,                                            (3)

где К ЭПВ i – показатель эффективности подготовки водителей i-той образовательной организацией;

К КПВ i – показатель качества подготовки водителей i-той образовательной организацией;

Х стоим ТРАНСФ i – трансформированный показатель стоимости обучения в i-той образовательной организацией.

Исчисление данного интегрального показателя позволит однозначно оценить качество подготовки курсантов той или иной образовательной организацией. В табл. 3 приведены результаты исчисления интегрального показателя эффективности подготовки водителей.

Таблица 3

Интегральный показатель качества подготовки водителей образовательными организациями г. Севастополя

Номер образовательной организации

Интегральный показатель качества подготовки водителей

Рейтинг образовательной организации (наилучший – 1, наихудший – 21)

в 2017 году

в 2018 году

в 2017 году

в 2018 году

 

1

4,171

7,204

1

1

 

2

3,145

6,764

2

2

 

3

2,367

2,559

3

5

 

4

2,333

2,758

4

4

 

5

0,689

0,902

11

14

 

6

0,203

0,600

14

18

 

8

2,147

1,736

5

9

 

9

1,118

1,224

8

12

 

10

1,727

1,984

6

7

 

11

0,775

1,272

10

10

 

12

0,944

1,249

9

11

 

13

0,198

0,769

15

16

 

14

0,524

0,663

12

17

 

15

0,398

0,122

13

19

 

16

1,482

2,037

7

6

 

17

0,000

0,000

16

20

 

18

0,000

0,804

16

15

 

19

0,000

3,714

16

3

 

20

0,000

1,771

16

8

 

21

0,000

0,942

16

13

 

На основании сведений, содержащихся в табл. 3 можно сделать вывод, что в течение 2017-2018 гг. наибольшую эффективность обучения обеспечивает Автошкола УПК «Центр», а второе место принадлежит АНО «Консультационно-учебный центр «Престиж».

В результате проведенного в данной статье исследования нами разработана модель оценки эффективности подготовки водителей образовательными организациями, которая базируется на официальных данных ГИБДД об уровне успешности сдачи экзаменов и на сведениях о стоимости обучения.

 Список литературы
1. Аварийность на транспорте. Число происшествий, погибших и раненых на транспорте (в январе-ноябре 2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/
2. Автошколы должны повысить качество подготовки водителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://a.mospravda.ru/life/article/avtoshkoli_doljni_povisit_kachestvo_podgotovki_voditelei/
3. Васильева Л. В. Анализ методических подходов к построению интегральных экономических показателей [Электронный ресурс] // Экономические исследования и разработки. – 2018. – № 12. – Режим доступа: http://edrj.ru/wp-content/uploads/2017/12/ВАСИЛЬЕВА-Л.В.pdf
4. Демкин А. Снижение смертности в ДТП: чем на самом деле нужно заняться [Электронный ресурс] // За рулем. – 2015. – 15 октября. – Режим доступа: https://www.zr.ru/content/articles/820937-snizhenie-smertnosti-pri-dtp-v-rossii-chem-na-samom-dele-nuzhno-zanyatsya/
5. Оценка результатов сдачи экзаменов кандидатами в водители, прошедшими профессиональное обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке (переподготовке, повышению квалификации) водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, в городе Севастополе за 12 месяцев 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://гибдд.рф/upload/site92/report/publication/file/rezultaty_sdachi_ekzamenov_za_12_mesyacev_2018_goda.pdf
6. Оценка результатов сдачи экзаменов кандидатами в водители, прошедшими профессиональное обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке (переподготовке, повышению квалификации) водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, в городе Севастополе в 2017 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://гибдд.рф/upload/site92/report/publication/file/ocenka_rezultaty_sdachi_ekzamenov_2017_sevastopol.pdf
7. Транспорт. Число происшествий и численность пострадавших в происшествиях с подвижным составом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_11/Main.htm

Материал поступил в редакцию 13.02.2019
© Кричевец Е. А., Кричевец Д. С., 2019