Организационно-правовые основы становления и функционирования института судебных приставов в Российской Федерации

Авторы: Ястребов Алексей Егорович, Снурницына Ольга Леонидовна

.

Рубрика: Юридические науки

Страницы: 72-75

Объём: 0,26

Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (18), январь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Ястребов А. Е., Снурницына О. Л. Организационно-правовые основы становления и функционирования института судебных приставов в Российской Федерации // Наука без границ. 2018. № 1 (18). С. 72-75.

Аннотация: В данной статье раскрываются исторические этапы становления и развития службы судебных приставов, дается правовая основа деятельности судебных приставов, анализируются определенные нерешенные проблемы в организации деятельности Службы судебных приставов, а также существенные пробелы в законодательстве, регулирующем деятельность данного органа. Предлагаются пути решения правовых, кадровых, материально-технических проблем в службе судебных приставов.

Федеральная работа судебных приставов в сегодняшнем её состоянии имеет значительный период работы. В муниципальном устройстве Руси данная работа постоянно имела место быть. К ней относили эпитет «благочинная», имеется в виду – приносящая веру, благо и верность народу. По прошествии времени сущность данной государственной деятельности остается без конфигураций – служение высочайшим идеалам Закона и Правосудия.

Соборное положение 1649 г. судебным приставам давало достаточно необъятные возможности и налагало большую ответственность за выполнение решений. В период проведения судебной реформы 1864 г. в системе органов русской власти действовали личные приставы (начальники уездной милиции), следственные приставы (следователи), винные и соляные приставы (наблюдавшие за соблюдением распорядка в акцизной торговле вином и солью).

Петр I в 1717 г. своим Указом образовал Юстиц-коллегию, а в её составе – Урядное веление, выполнявшее исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и актов высших органов  должностных лиц России.

В 1738 г. императрица Анна Ивановна преобразовала указы в Департаменты, 4-ый урядный департамент направила в повиновение конкретно Правительствующему Сенату.

В 1782 г. уже следуя Указу Екатерины II выполнение функций урядников (приставов) было отнесено к милиции, а спустя 4 года урядники были разделены на полицейских приставов, выполнявших заключение суда и становых приставов – сторожей. Когда она организовала министерства, исправная милиция (полицейские приставы) была отнесена к министерству милиции (основное управление исправной милиции), становые приставы – к Министерству юстиции. Потом обязанность судебного пристава была упразднена,  и исполнительная  часть судебного процесса перешла полностью в ведомство милиции.

20 ноября 1864 г. Царем Александром II были утверждены документы: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского производства».

Декрет правительства СССР от 24 ноября 1917 г. упразднил общие судебные установления, остановил и работающий на то время институт мировых судей.

6 ноября 1997 г. ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», практически воссоздал в РФ институт судебных приставов. Работа судебных приставов влилась в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В ноябре 2006 года Президент РФ привнес в Государственную думу проект новейшего закона «Об исполнительном производстве», его одобрил Комитет Федерации, подписал Президент РФ, и он вступил в силу 1 февраля 2008 года, действует и в настоящее время.

Судебные приставы руководствуются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законодательством от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе», Федеральным законодательством от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 13.05.2008) «Об исполнительном производстве», и другими нормативно-правовыми актами: Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1316 (ред. от 21.04.2008) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Указом ФССП РФ от 26.05.2015 №302 «Об утверждении Программы особой подготовки в Федеральной службе судебных приставов».

В инновационное время в Федеральной службе судебных приставов ещё не выстроилась точная организационная система, которая могла бы  улучшить процесс исполнения главных задач, стоящих перед судебным приставом-исполнителем.

Острой проблемой является низкая заработная плата судебных приставов, невзирая на то, что служба их экономически очень эффективна. Еще проблема – это недостаток обученных профессионалов, а следствие этого – очень много процессуальных ошибок.

Несовершенство работающего законодательства негативно воздействует на эффективность работы сообразно выполнению судебных решений и является одной из наиболее принципиальных проблем для ФССП РФ. Федеральный закон «О судебных приставах» 1997 г., выявил нужные правовые предпосылки для автономного функционирования службы, однако изменившиеся условия и существенно обновленное за истекшее время законодательство России просит внесения немаловажных добавлений, конфигураций и корректировки ряда норм указанного федерального закона.

Для совершенствования института судебных приставов доктор В. Ярков считает, что нужно осуществление в Законе и практике работы ССП положений Постановления КС РФ от 30.07.2001 №13-П. Для этого нужно разобраться с исполнительским сбором: если он не станет играть стимулирующую роль в работе судебного пристава – исполнителя, то его величину следует уменьшить, а порядок и размеры взыскания установить сходственно взиманию административных штрафов. Главный фактор задержек исполнения судебных решений – неэффективная служба самих приставов. Поправки дадут шанс людям, пострадавшим от неправомерных действий пристава, оспорить его деяния главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации и старшим судебным приставом непосредственно отдела ФССП. Специалисты наблюдают в этом один из самых немаловажных плюсов представленных поправок.

В данный момент деяния судебного пристава-исполнителя разрешено оспаривать лишь в судебном порядке. В законопроектах прописаны и дополнительные меры ответственности за неисполнение законодательства об исполнительном производстве, в частности за несоблюдение требований СПИ, предоставление недостоверных сведений о собственных заработках либо имущественном состоянии, несообщении об увольнении с работы, смены места жительства.

Согласно мнению В. Букарева, наиболее действенным стало бы введение собственной и материальной ответственности самих СПИ за неправомерные решения и недовыполнение возложенных обязательств.

Таким образом, ФССП РФ – это единый уполномоченный орган государственной исполнительной власти, принудительное выполняющий судебные решения. Лишь судебные приставы призваны проконтролировать верное и своевременное выполнение судебных актов, актов остальных органов и должностных лиц, а еще в случаях, предусмотренных законодательством Русской Федерации, исполнение других документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов людей и организаций.

Фурор проведения современных преображений зависит в первую очередь от того, как законодатель учитывает исторический опыт развития российского государства. В данной связи изучение летописи института судебных приставов в РФ, воспроизведение целостной картины его эволюции получают необыкновенную злободневность – способствуют наиболее глубокому осознанию сущности предоставленного института. Правоприменительная практика исполнительного производства, а еще явное несовершенство законодательства, абсолютно верно показывают на острую необходимость исправления множества имеющихся норм и юридических процедур принудительного исполнения судебных решений.

Список литературы

  1. Воронихин А. В. Вехи истории службы судебных приставов // Деловой Саратов. 2003. № 2. С. 95.
  2. Захаров В. В. Разработка законодательства о судебных приставах в период подготовки судебной реформы 1864 г. // Государство и право. 2000. № 5. С. 83.
  3. Магомедов Б. М. Государственная служба судебных приставов: теоретико-правовое исследование : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.14 / Магомедов Багавдин Магомедович. Саратов, 2002. 186 с.
  4. Ярков В. В. Настольная книга судебного пристава-исполнителя : учебно-методическое пособие // Отв. ред. 2-е изд., исп. и перераб. М. : Издательство «БЕК», 2001. С. 15.
  5. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М. : ЗЕРЦАЛО, 2007. 550 с.
  6. Попова О. В. Конституционные аспекты исполнения судебных решений в свете информатизации // Материалы II Международного конгресса правоведов «Инновационное развитие правовой среды». 25-26 апреля 2013 г., г. Москва. Ч. 1. 33 с.

 

Материал поступил в редакцию 03.11.2017
© Ястребов А. Е., Снурницына О. Л., 2018