Организация службы информационных технологий

Авторы: Баранов Александр Сергеевич

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 21-25

Объём: 0,28

Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (18), январь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Баранов А. С. Организация службы информационных технологий // Наука без границ. 2018. № 1 (18). С. 21-25.

Аннотация: В статье рассматривается разработка организации ИТ-службы предприятия на основе наполнения каждого элемента функциональным содержанием и построения базовой модели организационной структуры ИТ-службы предприятия. По результатам исследования планируется оптимизировать ИТ-службу в ООО «Электромеханический завод» г. Ставрополя.

Для организации современного сервиса информационно-технологических услуг на предприятии необходимо построить базовую модель организационной структуры. В первую очередь рассмотрим и уточним предназначение такого сервиса и сформулируем назначение каждого элемента создаваемой нами организационной структуры сервиса информационно-технологических услуг предприятия.

Департамент развития интегрированной корпоративной информационной системы (ИКИС) должен быть неотъемлемой частью сервиса информационно-технологических услуг и гарантировать регламентный онтогенез информационных технологий, т.е. соединение технических средств и компьютерных технологий.

Служба инвестиционных проектов предназначена для реализации отношений с экзогенными участниками, она должна выступать как заказчик и осуществлять контроль выполненных проектов [3, с. 86]. Важное значение имеет построение матричной схемы управления проектами внутри ИТ-службы, а также составление планов и обеспечение обучения всех участников процесса.

Миссию службы инвестиционных проектов обговорим отдельно, акцентируя внимание на следующих задачах:

  • реализация инвестиционных ИТ-проектов, обладающих повышенными рисками;
  • отношения с экзогенными участниками, построение графиков общих мероприятий и надзор над их реализацией;
  • проверка достижений реализованных мероприятий;
  • проверка имплементации бюджетов инвестиционных ИТ-проектов;
  • гарантия соединения звеньев ИКИС и ее общности;
  • гарантия реализации целостного курса в сфере информационной политики.

Служба приложений, по нашему мнению, предназначена для дефиниции претензий к разрабатываемым элементам ИКИС [1, c. 123]. Составление технических заданий на создаваемые информационные системы,  составляющие их элементы, и формирование самих элементов согласно этим техническим заданиям, составление условий работы создаваемых элементов – это важнейшие функции данной службы сервиса информационно-технологических услуг, входящей в организационную структуру. Очередной этап – это ввод созданных элементов в работу и объединение с остальными элементами ИКИС, а также сопровождение и оптимизация элементов по запросам служб-инициаторов.

Служба компьютерного планирования, предусмотренная нами в составе организационной структуры, будет функционировать по следующим направлениям:

  • исследование, создание и внедрение прогрессивных технологий компьютерного планирования;
  • документальное обеспечение проектно-конструкторских работ с введением сервиса информационно-технологических услуг;
  • проведение и управление сингонией компьютерного планирования;
  • развитие компетенций пользователей по использованию методов компьютерного планирования.

В общем, служба компьютерного планирования предоставляет функции разработки: эксплуатация действующих информационных систем, программного и технического обеспечения, методы безопасности сервиса информационно-технологических услуг и каналы распространения информации [2, c. 134]. Причем, первенствующую роль в реализации перечисленных функций будут играть администраторы сети и приложений, объединенные в автономную службу Департамента.

Служба технического обслуживания занимает базисное положение в функционировании всей информационной системы путем образования, обновления и использования вычислительного комплекса [2, c. 157]. Сотрудники службы выполняют большое количество разнообразных услуг, включая планирование, сборку и работу вычислительных коммуникаций; сервисное обслуживание; выполняют своевременное обновление программного обеспечения; гарантируют исправность технического оборудования, полную безопасность всей информации, имеющейся в системе.

Отдельно следует отметить проведение профессиональных консультаций сотрудников по проблемам, возникающим у них при пользовании сервисом информационно-технологических услуг.

Спектр перечисленных работ однозначно указывает на значимость службы технического обслуживания и его место в структуре сервиса информационно-технологических услуг предприятия.

Методологическая служба – гарантирует построение и исполнение алгоритма действий, нормативной документации, правил отношений в режиме суброгации к компьютерной технологии планирования, разрабатывает рекомендации по процессу создания новой функциональности или устранения ошибок деловых изменений системы и модификации организационной структуры [4, c. 189].

Информационный Департамент гарантирует возрастание интереса в информации из экзогенного и эндогенного (образуемого в предприятии) окружения, объединение информации, группирует происхождение показателей и реализует менеджмент знаний [4, c. 243].

Кроме вышеназванных элементов организационной структуры сервиса информационно-технологических услуг необходимо создать административную группу непосредственно под управлением заместителя руководителя сервиса информационно-технологических услуг по развитию, состоящая из руководителей информационных фондов, закупок и контрактов.

Администратор информационных фондов регистрирует интегральную стоимость информационных технологий.

Администратор закупок составляет аргументированный перспективный план закупок технического и программного обеспечения, обязательно лицензионного.

Администратор контрактов организует и проверяет качество результатов исполнения договоров с производителями и поставщиками услуг.

Количество администраторов, входящих в группу, индивидуально для каждого предприятия и зависит только от объемов производства и дальновидности ЛПР (в нашем случае генерального директора), определяющего, какой процент прибыли нужно вкладывать в сервис информационно-технологических услуг на предприятии. Советом по политике в области информационных технологий руководит Генеральный директор предприятия. Ядро совета будут составлять руководитель сервиса информационно-технологических услуг, его заместители по развитию, управлению качеством, безопасности, а также руководители коренных отделений предприятия.

Совет анализирует рекомендации сервиса информационно-технологических услуг по наполнению корпоративного портфеля проектами, выносит постановление по их реализации и дает заключение о конечном эффекте. При надобности Совет передает рекомендации сервиса информационно-технологических услуг на Правление.

Долгосрочный план совершенствования сервиса информационно-технологических услуг строится минимум на три года в соответствии с долгосрочным планом предприятия и принимается на Совете по политике в области информационных технологий.

Среднесрочный план развития сервиса информационно-технологических услуг строится на год с ежеквартальной градацией, ратифицируется Генеральным директором. План уточняет и конкретизирует долгосрочный план в разрезе окончания существенных фаз реализации инвестиционных проектов и оказания информационно-технологических услуг. Среднесрочные планы Совета по совершенствованию сервиса информационно-технологических услуг, Департамента инфраструктуры, Методологического отдела и аналитического Департамента ратифицируются Руководителем сервиса информационно-технологических услуг.

Оперативное планирование касается реализации инвестиционных проектов. Подробный план-график выполнения любого проекта составляется его руководителем, а затем утверждается Руководителем сервиса информационно-технологических услуг [5, c.75].

В заключении сгруппируем все предложенные в статье элементы сервиса информационно-технологических услуг по функциональным принадлежностям.

Руководство сервиса информационно-технологических услуг осуществляется заместителем Генерального директора, далее по иерархии, под его руководством функционируют два направления: информационно-технологическое обеспечение (ИТО) и развитие сервиса информационно-технологических услуг. Каждый Департамент (направление) возглавляет заместитель руководителя.

Результат представлен на рис. 1.

Структура сервиса информационно-технических услуг

Рис. 1. Организационная структура сервиса информационно-технологических услуг предприятия

Таким образом, нам удалось построить базисную организационную структуру сервиса информационно-технологических услуг предприятия и раскрыть содержательную сущность каждого ее элемента.

Список литературы

  1. Информационное обеспечение интегрированных производственных комплексов / В. В. Александров, Ю. С. Вишняков, Л. М. Горская, и др. М. : Машиностроение. 2012. 264 c.
  2. Ивлев В. А., Попова Т. В. ABIS. Информационные системы на основе действий. М. : 1С-Паблишинг. 2014. 248 c.
  3. Маховикова Г. А., Кантор В. Е. Инвестиционный процесс на предприятии. М. : СПб : Питер. 2013. 176 c.
  4. Мельников В. П. Информационное обеспечение систем управления. М. : Академия. 2016. 336 c.
  5. Путькина Л. В., Пискунова Т. Г. Интеллектуальные информационные системы. М. : СПбГУП. 2013. 228 c.

 

Материал поступил в редакцию 15.01.2018
© Баранов А. С., 2018