акция

Эффективность использования подержанных машин и тракторов на вторичном рынке

Авторы: Вялых Д. Г.

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 24-28

Объём: 0,29

Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (6), январь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Вялых Д. Г. Эффективность использования подержанных машин и тракторов на вторичном рынке // Наука без границ. - 2017. - № 1 (6). - С. 24-28.

Аннотация: В статье рассмотрен рынок новой и подержанной сельскохозяйственной техники, методы ее приобретения. Показана экономическая выгодность смены владельца машин в течении их жизненного цикла. Приведены эффективные методы организационно-технологического машиноиспользования и технического сервиса, позволяющие обеспечить более высокую работоспособность МТП и ресурсосбережение.

В экономике развитых стран машинный парк отраслевого производства продукции формируется из двух рынков техники – новых машин и машин вторичного использования.

Новую технику в основном приобретают экономически устойчивые хозяйства, которые через три-пять лет использования продают ее менее обеспеченным через дилерскую систему. При этом техника проходит предпродажное качественное обслуживание, при необходимости – соответствующий ремонт.

В списанной технике остаются детали, имеющие значительный остаточный ресурс. Так, в каждом списанном тракторе в среднем содержится 30…40 % деталей, годных для вторичного использования без технологических воздействий, 40…45 % – подлежащих восстановлению, 25…30 % – не подлежащих восстановлению [1].

Применение в качестве запасных частей деталей со списанной техники, годных для вторичного использования без ремонта, технически и экономически целесообразно. Себестоимость восстановленных деталей не превышает 50…70 % цены на новые детали при ресурсе 100 % ресурса новых.

При восстановлении деталей и узлов число производственных (технологических) операций в 5…8 раз меньше, чем при их изготовлении. В России для большинства машинных секторов (прежде всего, для сельского хозяйства) такая закономерность пока не характерна: развитый рынок вторичной техники, кроме автомобильного, к сожалению, не сформирован. В авторитейле подержанных машин реализуется на 15…20 % больше, чем новых. Однако этот опыт на отечественную продукцию сельхозмашиностроения распространяется слабо. В ближайшие годы формирование парка машин будет осуществляться по двум стратегиям развития – путем ввода машин нового поколения и удлинения периода их эксплуатации.

Опыт вторичного рынка техники подтверждает экономическую выгодность неоднократной смены владельца машин в течение их жизненного цикла. Как показывают расчеты, развитие вторичного рынка техники в современном российском сельском хозяйстве позволяет ускоренно наращивать парк машин в связи с ростом объемов работ по модернизации отрасли в условиях ограниченных финансовых ресурсов, поддерживать достаточный энергетический ресурс техники даже у сельхозпроизводителей с низкими технологическими и финансовыми возможностями [2].

Очевидно, формирование эффективно функционирующего вторичного рынка техники, поддержание энергетических параметров парка машин имеющейся и постоянно модернизируемой техникой могут стать альтернативой полного обновления парка машин новыми образцами. Машинно-технологическая модернизация сельского хозяйства на базе инновационных факторов развития, построенная на новейших образцах техники, несомненно, приоритетное будущее аграрной отрасли России. Однако на определенных этапах развития частичное поддержание энергетических параметров парком имеющихся машин путем удлинения их жизненного цикла – путь более экономичный, хотя и замедляющий темпы развития [3].

Сельхозмашины как старых, так и современных разработок при соблюдении технических регламентов имеют продолжительность жизненного цикла использования, значительно превышающую срок их нормативной амортизации, которая обычно составляет около десяти лет. В текущей экономической ситуации для ускорения модернизации сельского хозяйства без эффективного вторичного рынка техники не обойтись: процесс может недопустимо затянуться. К этому принуждает высокая степень экономической дифференциации сельхозтоваропроизводителей. Сегодня 15…20 % сельхозпредприятий финансово самодостаточны и могут быть отнесены в той или иной степени к сельскохозяйственному «хай-теку». Они осваивают высокие технологии и технику новых поколений, как правило, зарубежных конструкций. Поддерживать высокий уровень производства такие хозяйства могут только при ускоренной смене поколений машинно-технологических ресурсов. Для режима «хай-тек» с завершением гарантийного периода новой техники (4…5 лет – период ускоренной амортизации) целесообразно имеющуюся технику или часть ее переправить на вторичный рынок. После восстановления параметров и назначения новых гарантийных обязательств такие машины перепродаются новым владельцам-пользователям в хозяйства «среднего класса» для повторной эксплуатации на завершающем жизненном цикле (до возраста 10…15 лет). Часть этих машин может на третьем этапе найти новых пользователей в хозяйствах невысокого экономического достатка. Отечественная техника, как правило, может проходить смену пользователя не более двух раз (средние и слабые хозяйства) [3, 4].

Во вторичном рынке заинтересованы практически все основные предприятия и организации, входящие в агропромышленный комплекс. Это, прежде всего, сельские товаропроизводители, которые не имеют финансовых возможностей приобретать новую дорогостоящую технику. Вторичный рынок необходим и благополучным хозяйствам, так как у них всегда есть реальная возможность передать подержанную технику ремонтному предприятию, заменив ее на новую или восстановленную. Крайне необходим вторичный рынок и ремонтным предприятиям: появятся большие возможности ввода в действие не используемых в полной мере производственных мощностей, увеличения объема услуг.

Для формирования и регулирования рынка вторичной техники требуется, прежде всего, интеграция – создание объединительной структуры по типу, например, акционерного общества с управляющей компанией. Это организованно и эффективно функционирует в авторитейле (торговле подержанными автомобилями). К потенциальным участникам этой структуры относятся заводы-изготовители, ремонтные предприятия, научно-исследовательские институты, снабженческие и коммерческие организации, холдинги и сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, дилеры и т.д.

Выделяемые сельскому хозяйству субсидии на технику (субсидирование кредитов, лизинговых процессов и т.д.) необходимо распространить и на вторичную технику, так как этими стимулами должны пользоваться небогатые сельхозпроизводители – основные потребители подержанных машин, но, как правило, не пользующиеся государственной поддержкой из-за отсутствия надежных гарантий платежеспособности. Поэтому для таких хозяйств необходимо разработать механизмы господдержки при покупке вторичной техники, например, с использованием системы страхования и др. [4].

Внедрение эффективных методов организационно-технологического машиноиспользования и технического сервиса позволяет обеспечить более высокую работоспособность МТП и ресурсосбережение:

  • повышение выработки машин в 2…3 раза и более;
  • сокращение удельных затрат в молочном скотоводстве в 8…10 раз, свиноводстве – в 10…12 раз, в зерновом подкомплексе – в 3 раза;
  • повышение уровня технической готовности парка машин до 0,95…0,98 (против 0,8…0,85);
  • снижение годовых затрат на ремонт (при увеличении МТП) с 60 до 40 млрд р. к 2020 г.;
  • сокращение удельных затрат на ремонт и техобслуживание МТП с 12 до 5 % себестоимости продукции;
  • уменьшение затрат при использовании восстановленных деталей ежегодно на 10 млрд р.;
  • продление срока использования машин на 20…25 %, что эквивалентно сохранению в парке 75 тыс. тракторов и 20 тыс. зернокомбайнов;
  • ежегодная экономия более 500 тыс. т металла и 450 тыс. т ТСМ;
  • суммарная экономия затрат сельхозтоваропроизводителей на содержание техники, приобретение ТСМ и других источников ресурсосбережения составит не менее 35 млрд р. в год [5, 6].

В конструкциях современных сельскохозяйственных машин предусматривается высокая расчленяемость и блочность, снижение трудоемкости технического обслуживания, беспрепятственный доступ ко всем точкам ежедневного технического обслуживания, интервалы которого увеличиваются для экономии времени и сокращения эксплуатационных затрат. Суммарная удельная трудоемкость технического обслуживания тракторов зарубежных фирм в 2 раза меньше, чем отечественных. Широко применяется электронная система диагностирования и технического обслуживания техники, которая благодаря своевременному выявлению неисправностей обеспечивает повышение ее работоспособности на 25…30 %.

Список литературы

  1. Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Технология предпродажного обслуживания машин // Сельский механизатор. – 2016. – № 5. – С. 32–34.
  2. Митягин Г. Е., Пуляев Н. Н., Лукьянов В. Б. Оптимизация необходимого числа автомобилей технического обслуживания // Международный научный журнал. – 2007. ‑ № 4. – С. 38–41.
  3. Коротких О. В., Коротких Ю. С. Актуальные инструменты для стимулирования приобретения сельскохозяйственной техники в Российской Федерации // Наука без границ. – 2016. ‑ № 4(4). – С. 19–26.
  4. Коротких Ю. С. Меры поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства Российской Федерации // Наука без границ. – 2016. ‑ № 4 (4). – С. 14–18.
  5. Коваленко В. П., Пуляев Н. Н. Нефтепродуктообеспечение в АПК. – М.: ООО «УМЦ «Триада», 2013. – С. 100.
  6. Дорохов А. С., Корнев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. – 2016. – № 8. – С. 2–5. 

Материал поступил в редакцию 22.01.2017
© Вялых Д. Г., 2017