акция

Основные тенденции в области региональной экономической интеграции Республики Таджикистан

Авторы: Кинжаева Р. Х.

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 53-57

Объём: 0,28

Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (6), январь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Кинжаева Р. Х. Основные тенденции в области региональной экономической интеграции Республики Таджикистан // Наука без границ. - 2017. - № 1 (6). - С. 53-57.

Аннотация: В работе показано, что процессы экономической интеграции между Республикой Таджикистан и ЕврАзЭС представляются сложными и они подвержены влиянию ряда негативных факторов, а также группы факторов, определяющих потенциал сотрудничества Республики Таджикистан с региональными экономическими структурами: внешние и внутренние.

Глобальную экономическую интеграцию можно изучать в широком диапазоне: на уровне национальных хозяйств целых стран, предприятий, фирм, компаний, корпораций. Суть экономической интеграции проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий для реализации экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Будущее развитие интегрирующихся стран можно прогнозировать, только исследуя процессы глобальной интеграции. Но по степени интегрированности (СНГ, ЕврАзЭС, ЭКО и ШОС) эти региональные структуры неодинаковы.

Исходя из этого, мы расставили показатели экспорта Республики Таджикистан по региональным экономическим блокам относительно подобных тенденций (табл. 1) [1].

 Таблица 1

Динамика экспорта Республики Таджикистан по региональным экономическим блокам

 

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

За 2005-2010 гг.

Доля от всего

млн долл.

%

млн долл.

%

млн долл.

%

млн долл.

%

млн долл.

%

млн долл.

%

ЭКО

282,2

33,8

646,9

49,9

685,0

46,7

602,4

41,8

333,8

18,1

542,4

40,4

3092,7

37,6

СНГ

177,9

21,3

186,2

14,4

228,9

15,6

227,8

15,8

209,6

11,4

161,5

12,0

1191,9

14,5

ЦАС

89,4

10,7

106,6

8,3

118,6

8,1

92,5

6,4

500,0

27,1

36,4

2,7

943,5

11,5

ЕврАзЭС

106,8

12,8

173,9

13,4

214,9

14,6

221,7

15,4

201,8

10,9

17,2

1,3

936,3

11,4

ШОС

177,9

21,4

181,9

14,0

219,9

15,0

296,9

20,6

601,3

32,5

584,5

43,6

2062,4

25,0

Всего

834,2

100

1295,5

100

1467,3

100

1441,3

100

1846,5

100

1342,0

100

8226,8

100

Как видно из таблицы экономическая интеграция наиболее эффективно осуществляется на региональном уровне. По географическому расположению Республике Таджикистан выгодно сотрудничать и укреплять экономические связи со странами СНГ, Евросоюза, Восточной и Юго-Восточной Азии. Это, прежде всего, связано с традиционными связями, растущей потребности в энергоресурсах, стремлением укрепить оборонный комплекс и другим.

На современном этапе существуют следующие тенденции в области региональной экономической интеграции [2, с. 539-551, 3]:

  • привлечение большего числа стран остального мира, которые заинтересованы в процессе экономической интеграции на региональном уровне;
  • активизирование движения международного капитала, налаживание производства конкурентоспособных товаров на мировом рынке, обеспечение информационных услуг как базовых элементов региональной экономической интеграции;
  • формирование совместных предприятий с развитыми странами и странами с развивающейся и переходной экономикой;
  • повышение доли услуг в конвертации при международном обмене.

Для Республики Таджикистан существует две группы факторов: внешние и внутренние, которые определяют потенциал сотрудничества с региональными экономическими структурами [4]. К преимуществам республики в первую очередь относятся:

  • в мировом хозяйстве республика занимает значительное место по запасам гидроэнергетики и минерального сырья, которые выгодны для экспорта и многие государства заинтересованы в сотрудничестве в этой сфере;
  • дешевая рабочая сила;
  • экономическая и политическая стабильность в последние годы, устойчивый рост экономики, увеличение золотовалютных запасов страны.

Следует отметить, что экономика Таджикистана на пути ее интеграции в мировую экономику сталкивается с трудностями и противоречиями. Незавершенность процесса реформирования экономики, низкая конкурентоспособность многих товаров на мировом рынке, слабое развитие транспортных путей на востоке и на западе страны препятствуют процессу интегрирования.

Надо использовать потенциальные возможности для успешной и полноценной интеграции в мировое хозяйство и более активного сотрудничества с региональными экономическими объединениями.

Развитие форм экономического взаимодействия Республики Таджикистан с влиятельными региональными организациями (ЕС, СНГ, ЕАЭС, ЭКО, ШОС и другими) имеет большое значение. Такая интеграция способствует совершенствованию углубления уровня эффективного и стабильного развития национальной экономики и устойчивости внешнеполитических позиций страны в системе мирохозяйственных координат [5].

Таблица 2

Динамика товарооборота Республики Таджикистан (региональный разрез, в 2005-2010 гг.) [6]

Объединения

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

млн долл.

в %

млн долл.

в %

млн долл.

в %

ЭКО

7539,2

18,7

3092,7

37,6

4458,7

13,9

-1366

СНГ

9639,2

24,0

1191,9

14,5

8447,4

26,4

-7255,5

ЦАС

5969,2

14,8

943,5

11,5

5024,6

15,7

-4081,1

Евр АзЭС

6808,0

16,9

936,3

11,4

5871,7

18,3

-4935,4

ШОС

10284,3

25,6

2062,4

25,0

8221,9

25,7

-6159,5

Всего

40230,9

100

8226,8

100

32024,3

100

-23797,5

Из анализа показателей можно сделать вывод, что основными партнерами за 2005-2010 годы по объему товарооборота Республики Таджикистан являются страны ШОС (25,5 %), СНГ (23,9 %), и ЭКО (18,7 %). В импорте доля стран СНГ и ШОС опережают другие региональные объединения, а по экспорту 37,6 % приходится на страны ЭКО и 25 % на страны ШОС. Значительное превышение импорта над экспортом наблюдается в торговых операциях со странами-членами СНГ (26,3 %), ЦАС (15,6 %) и ЕврАзЭС (18,3 %).

Анализ интеграционных процессов, происходящих в республике, чрезвычайно важен для оценки современного состояния развития экономики интегрирующих стран, тенденции развития, уровня жизни, чтобы определить степень воздействия на перспективу интернационализации экономики.

К основным факторам, влияющим на проявления противоречий интеграционных объединений, относятся [7]:

  • уровень развития и темпы роста экономики интегрируемых стран;
  • характер и направления интеграции;
  • уровень политических и экономических реформ;
  • национальные амбиции руководителей государств;
  • место государств в мировой экономике и другое.

Интеграционное сближение республики с участниками интегрирующихся стран привело к некоторым позитивным результатам. При оценке уровня экономического развития и реформирования за 2005-2010 годы в Республике Таджикистан наблюдается улучшение основных макроэкономических показателей, используемые Европейским Союзом стран (табл. 3) [7].

Таблица 3

Показатели параметра открытости экономики Республики Таджикистан (в %)

Показатели

2005 г.

2010 г.

2010 в % к 2005

Объем внешней торговли в отношении к ВВП

31,1

15,6

50,2

Прямые иностранные инвестиции к ВВП

3,4

6,1

179,4

Внешний долг к ВВП

39

32

82,1

Внешний долг к объему экспорта

14,5

150,6

-

Доходы госбюджета к ВВП

19,6

28,4

144,9

Дефицит госбюджета к ВВП

0,4

1,3

3,3

Расходы госбюджета к ВВП

19,5

26,2

134,4

Уровень инфляции

7,8

6,5

83,3

Ставка рефинансирования

12

9

75

Эти показатели характеризуют процесс интегрирования. К ним добавляют параметры открытости экономики к мировому хозяйству – объем внешней торговли в отношении к ВВП, ставка рефинансирования, прямые иностранные инвестиции к ВВП и внешний долг в отношении к объему экспорта.

Исследуя показатели уровня внешнеторговой квоты Таджикистана можно отнести его к странам с открытой экономикой, как и другие страны СНГ. Но, однако, это скорее свидетельство их слабости, чем экономической силы. Такая открытость характерна для промышленно развитых стран, причем участвующих в международном разделении труда на принципах внутриотраслевой специализации. В условиях того, что страны СНГ участвуют в межотраслевом разделении труда и торгуют (экспортируют и импортируют), главным образом, сырьем (энергетическим, минеральным, сельскохозяйственным) и критическими товарами (продовольствие, медикаменты и т.п.), они становятся сырьевым сегментом мирового рынка. И именно поэтому для них очень важно преодолеть сырьевую направленность во внешней торговле. 

Список литературы

  1. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан (за соответствующие годы) // Госкомстат Республики Таджикистан. – Душанбе, 2005-2010 гг.
  2. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В. И. Кушлина и Н. А. Волгина. – М. : РАГС, 2005 – 834 с.
  3. Европейская интеграция. Большая Гуманистическая Европа и культура. / Под ред. Л. И. Глухарева. – М. : УРСС, 1998. – 320 с.
  4. Европейский союз на пороге 21 века: выбор стратегии развития / Под. ред. Ю. А. Борко и О. В. Бугориной. – М. : УРСС, 2001. – 472 с.
  5. Республика Таджикистан. Законы. О свободных экономических зонах : [принят Президентом Республики Таджикистан 25 марта 2011 г. № 700]. – Режим доступа: http://www.medt.tj/documents/main/normativno-pravovie-akti/zakonodatelnie-akti/ru/02521-ru.pdf.
  6. Зиёев С. С. Региональные интеграционные структуры и развитие форм экономического сотрудничества (на материалах Республики Таджикистан) : дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Зиёев Сулаймон Саъдулоевич; Место защиты : [Таджикский национальный университет]. – Душанбе, 2011. – 169 с.
  7. Зевин Л. З. Проблемы регулирования глобальных экономических процессов // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 7. – С. 38–45.

Материал поступил в редакцию
© Кинжаева Р. Х., 2017