Особенности построения бюджетной системы коммерческого предприятия

Авторы: Юрова Д. А.

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 58-61

Объём: 0,20

Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (6), январь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Юрова Д. А. Особенности построения бюджетной системы коммерческого предприятия // Наука без границ. - 2017. - № 1 (6). - С. 58-61.

Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы и методики построения бюджетной системы коммерческого предприятия, даны рекомендации по усовершенствованию подходов к постановке бюджетирования в коммерческих предприятиях.

Бюджетирование – подсистема управленческого учета, которая рассматривает бюджеты как механизм, с помощью которого процесс бюджетирования оказывает воздействие на результаты деятельности предприятия. Данный подход очень актуален в настоящее время, поскольку увеличивает ответственность за конечный итог деятельности.

Постановка бюджетирования как инструмента финансового планирования в корпорациях создает условия для наиболее эффективного использования ресурсов предприятия, обеспечивает менеджмент нужной информацией, совершенствует процесс принятия управленческих решений, направленных как на снижение рисков, так и на усиление конкурентных преимуществ [1, с. 48].

Внедрение в компании системы бюджетирования состоит из этапов разработки и исполнения бюджетов по центрам финансовой ответственности и по предприятию в целом с последующим контролем над исполнением бюджетных показателей. Таким образом, руководство компании получает возможность грамотно управлять своими ресурсами, повышать эффективность принимаемых решений, снижая управленческие риски.

Несмотря на наличие связи с другими элементами управленческого учета, бюджетирование значительно от них отличается. Если каждый из других элементов осуществляет конкретную функцию (к примеру, планирование, учет или контроль), то бюджетирование – это сложный элемент [2, с. 93-94].

Бюджетирование занимает основное место в процессе управленческой информации. Его следует рассматривать только совместно с другими элементами управленческого учета. Управленческая информация в процессе бюджетирования должна включать данные, позволяющие руководству предприятия сопоставить полученные результаты с установленными целями. Разработка системы бюджетирования требует комплексного подхода. Данный принцип основывается на единстве его использования на предприятиях абсолютно любых форм, вне зависимости от количества структурных подразделений и наличия взаимосвязи между ними. Одной из ошибок процесса бюджетирования является отсутствие регламента, поэтому чаще всего в компаниях этот процесс управляется решениями собственника. Тем не менее, в основе бюджетной системы должна лежать четкая последовательность организационных мероприятий.

Формирование генерального бюджета состоит из двух частей:

  • общая схема формирования генерального бюджета;
  • виды бюджетов.

Важнейшие процессы деятельности организации отражены в составе генерального бюджета. Однако модель генерального бюджета не должна быть перегружена.

Структурирование бюджета начинается с характеристики бюджетов, затем определяется состав и степень детализации его статей и принципов группировки. [5, с. 64-65].

Структура бюджета:

  • Характеристика бюджетов, включаемых в состав генерального бюджета (операционные, функциональные и итоговые бюджеты);
  • Классификатор статей бюджетов;
  • Группировка операций по статьям бюджетов.

Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на построение бюджетной системы предприятий [4, с. 201].

Операционные бюджеты формируются в зависимости от подразделений, проектов, бизнес-процессов и направлений. Следует концентрировать внимание на том, что при бюджетировании все бюджеты должны быть взаимосвязаны и согласованы между собой.

Порядок составления статей бюджета состоит в создании классификации статей бюджета и учета данных операций после формирования состава хозяйственных операций. Затем определяются статьи финансовых результатов (прибылей и убытков), которые закрепляют за определенными центрами финансовой ответственности.

Таблица 1

Виды Центров финансовой ответственности

Вид ЦФО

Основные задачи

Показатели

Центр инвестиций

Поиск и распределение инвестиций, анализ окупаемости инвестиций

Объем инвестиций

Окупаемость инвестиций

Центр прибыли

Максимизация прибыли

Чистая прибыль

Затраты

Центр маржинального дохода

Увеличение дохода, экономия переменных затрат

Доход

Переменные затраты

Центр дохода

Увеличение дохода

Доход

Объем продаж

Затраты

Центр затрат

Экономия затрат

Переменные затраты

Постоянные затраты

Формирование эффективной системы бюджетирования подразумевает соблюдение следующих условий:

  • Взаимосвязь бюджетирования с организационной и информационной структурой компании;
  • Полное соответствие учетных данных для их использования структурными подразделениями;
  • Наличие системы, основывающейся на грамотном финансовом анализе и прогнозировании динамики изменений как внешней, так и внутренней среды;
  • Расширение учетной политики системой управленческого учета для соответствия данных бухгалтерского учета для осуществления анализа финансовой деятельности и контроля [6, с. 174-175].

Одним из главных недостатков процесса бюджетирования является отсутствие у владельцев бизнеса ясных целей, а верно поставленная цель – это основа правильного планирования бюджета. В связи с этим предприятию необходимо:

  • Иметь четкую стратегию развития;
  • Верно определять потенциал компании, как фактический, которым обладает компания в настоящий момент, так и стратегический, которым будет обладать в будущем [3, с. 1829-1830].

 

Список литературы

  1. Ангеловская А. А., Казакова Н. А. Финансовый контроллинг в холдингах: монография – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 237 с.
  2. Виткалова А. П. Внутрифирменное бюджетирование: учебное пособие. – М. : Дашков и К, 2014. – 128 с.
  3. Гасанов Г. И. Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1828–1833.
  4. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровкин П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование шаг за шагом. – 2-е изд., доп. – СПБ. : Питер, 2013. – 480 с.
  5. Керимов В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учебник для бакалавров. – М. : Издательство «Дашков и К», 2015. – 384 с.
  6. Юрова Д. А. Роль бюджетирования в управлении торговой организацией // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сборник статей по материалам XLVII международной студенческой научно-практической конференции № 10 (47) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/10(47).pdf.

Материал поступил в редакцию 24.01.2017
© Юрова Д.А., 2017