акция

Тенденции развития технического сервиса современной сельскохозяйственной техники

Авторы: Журилин А. Н.

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 11-15

Объём: 0,32

Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (6), январь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Журилин А. Н. Тенденции развития технического сервиса современной сельскохозяйственной техники // Наука без границ. - 2017. - № 1 (6). - С. 11-15.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития технического сервиса сельскохозяйственной техники. Рассматриваются мероприятия направленные на реализацию сельскохозяйственных машин, подготовку персонала и послепродажный сервис.

Мировой рынок сельскохозяйственной техники в настоящее время становится «рынком потребителя». Ведущие фирмы-производители тракторов и сельскохозяйственных машин ведут борьбу за потребителя своей продукции. В этих условиях наряду с другими потребительскими свойствами самой техники важную роль в ее реализации играют спектр и объем сопутствующих мероприятий и услуг. В мероприятия и услуги, обеспечивающие реализацию тракторов и сельскохозяйственных машин, входят реклама, финансовая поддержка потребителя, эффективная подготовка персонала, доставка машин, предпродажная подготовка, послепродажный сервис, включающий в себя техническое обслуживание и ремонт техники в гарантийный и послегарантийный периоды, поставка запасных частей, забота о подержанной технике.

Важную роль в реализации тракторов и сельскохозяйственных машин играет реклама. В рекламных целях проводятся такие мероприятия, как международные, национальные и региональные выставки, демонстрации машин в работе, безвозмездная передача тракторов и машин в учебные заведения сельскохозяйственного профиля, предоставление техники для различных профессиональных соревнований фермеров (например, почвообработка), адресная рассылка рекламы, размещение ее в специальных изданиях, на радио и телевидении.

Современная сельскохозяйственная техника достаточно дорога, поэтому покупателям при ее приобретении, как правило, предоставляется, кредит на 3…5 лет. Для этих целей ведущие фирмы-продуценты используют финансовые компании с собственным участием или привлекают специальные кредитные учреждения. При широком применении разнообразных форм финансовой поддержки потребителей сельскохозяйственной техники отличительной чертой этого бизнеса является тщательнейшая проверка платежеспособности заемщика. При поставке техники на экспорт практикуется привлечение банковских кредитов на срок до пяти лет под льготный процент [1].

Крупные мировые производители и продавцы тракторов и сельскохозяйственных машин, такие как John Deere, New Holland, Agco, CLAAS реализуют продукцию через собственные компании, агентов и независимых дилеров более чем в 150 странах мира. Деятельность этих компаний по обеспечению поставок техники, организации технического сервиса и снабжения запасными частями является наиболее полной по сравнению с другими продуцентами тракторной и сельскохозяйственной техники.

Сбытовая сеть указанных фирм насчитывает тысячи дилеров, чей квалифицированный персонал обеспечивает высокий уровень поддержки реализации сельскохозяйственной техники. Дилеры юридически и экономически самостоятельны. Взаимоотношения с одной или несколькими компаниями оформляются договорами. Причем фирмы стремятся к тому, чтобы дилеры предоставляли широкий пакет услуг.

Этой же цели служат укрупнение и объединение фирм-продуцентов с увеличением объема продаж, происходящие в последнее время среди ведущих мировых сельхозмашиностроителей [2].

Иностранные фирмы уделяют вопросам технического обслуживания (далее ТО) не меньше внимания, чем производству машин. Качество ТО в значительной мере определяет размер сбыта и закрепляет потребителя за фирмой-продуцентом.

Представители фирмы John Deere считают, что без организации технического обслуживания можно продать одну машину, для продажи второй потребуется, чтобы работы по организации ее ТО начались задолго до того, как первая сойдет с конвейера.

Многие фирмы-продуценты заблаговременно организуют обучение руководителей технических служб, механиков и дилеров правилам технического обслуживания новой машины. Для правильной эксплуатации, обслуживания и ремонта машин разрабатывается полный пакет технической документации (руководство по эксплуатации, каталог запасных частей, руководство по сборке-разборке и ремонту, сервисная книжка).

Значительное возрастание мощности сельскохозяйственной техники, внедрение автоматики и электроники существенно повышают требования к техническому обслуживанию. Фирмы-продуценты стремятся обеспечить оперативность и квалифицированное техническое обслуживание. Организация продаж, ТО сельхозтехники и обеспечение ее запасными частями в конкретной стране зависит от уровня развития сельского хозяйства, особенно от возделываемых культур, климатических и других условий [3].

За рубежом наиболее распространена дилерская форма организации технического сервиса. Дилеры продают машины фермерам, обслуживают и ремонтируют их, поставляют запасные части, сдают машины в аренду и прокат, обучают фермеров и оказывают другие виды услуг. Они стремятся заключить контракт с владельцем машины на плановое техническое обслуживание, которое обеспечивает возможность планирования работ по ТО, устойчивый сбыт запасных частей, постоянный контроль технического состояния машины, предупреждение поломок и аварий.

Главные принципы, которыми руководствуется фирма-продуцент при организации послепродажного обслуживания, – это своевременное реагирование, увеличение периодичности и снижение трудоемкости обслуживания, постоянное повышение надежности работы машин. В условиях острой конкурентной борьбы некоторые фирмы-продуценты предоставляют гарантию на тракторы сроком 24…36 месяцев без ограничения количества мото-часов, а на отдельные машины или детали – до пяти лет [4].

Среди важнейших факторов, определяющих доверие покупателя к фирме-продуценту, – степень обеспеченности запасными частями и оперативность их доставки. Фирмы снабжают сбытовую сеть необходимыми запасными частями еще до появления новой модели машины на рынке и гарантируют их поставку в течение десяти лет со дня прекращения выпуска этой модели.

Некоторые фирмы-продуценты организуют сеть предприятий по ремонту своих машин, узлов и агрегатов. Так, например, фирма «Caterpillar» организовала централизованный ремонт двигателей и трансмиссий во Франции, Канаде, странах Латинской Америки. Специализированные предприятия фирмы «Bosch» ремонтируют топливную аппаратуру и электрооборудование. Гарантия на изделие, вышедшее из ремонта, может быть такой же, как на новые изделия.

По данным национальной ассоциации дилеров тракторных запасных частей, в США насчитывается около 500 предприятий и пунктов восстановления и реализации деталей, узлов и агрегатов сельскохозяйственной техники. Цены на восстановленные детали и узлы составляют около 60 % от цен на новые.

За рубежом прослеживается тенденция модернизации техники, бывшей в эксплуатации. В США есть компании, которые занимаются восстановлением и модернизацией изношенной техники гражданского назначения, в том числе тракторов. Модернизации при ремонте в основном подлежат электрооборудование, дизельные двигатели, компрессоры. В больших объемах этой работой занимается компания «Caterpillar» (США). Восстановительный ремонт дизельных двигателей осуществляется на ее заводе в г. Коринф (штат Миссисипи). При полной модернизации на заводе стараются максимально использовать изношенные детали путем их восстановления. Если учесть, что 70 % стоимости нового дизельного двигателя приходится на комплектующие и материалы и лишь 30 % на зарплату рабочим, то в восстановленном двигателе (цена на который составляет около 80 % цены нового) на долю деталей и материалов приходится 40 % стоимости. Значительный вклад в работу завода вносят сотрудники созданного при нем научно-исследовательского центра.

Зарубежные эксперты считают, что быстрый рост цен на природные ресурсы и их истощение, а также принятие законов по охране окружающей среды будут способствовать дальнейшему росту числа компаний, занимающихся модернизацией изношенной техники. В России модернизацией техники при ремонте занимаются многие сервисные предприятия. Для этого в ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» разработан пакет нормативно-технической документации [5, 6].

В условиях обострения конкурентной борьбы за потребителя сельскохозяйственной техники зарубежные фирмы-продуценты тракторов и сельскохозяйственных машин стремятся в предоставлении услуг своим клиентам придерживаться принципа «покупатель всегда прав». Это в полной мере подтверждает, что конкурентоспособность сельскохозяйственных машин в современных условиях определяется пакетом услуг, предлагаемых пользователю машин [7].

В сфере сервисного обслуживания на российском рынке успешно работают некоторые дилеры зарубежных производителей техники. К ним можно отнести компании «Эконива», «БАМ» (Большой агротехнический магазин), «Матрикс Агритех», ООО «Цеппелин Рус-ланд» и др. Сервисные инженеры осуществляют надзор за правильностью сборки машин, запуском техники в эксплуатацию, проводят инструктаж и обучение правилам эксплуатации и обслуживания, рассказывают о возможных регулировках, особенностях использования в нестандартных режимах эксплуатации. При необходимости специалисты сервисного и технологического отделов выезжают в хозяйства после ввода техники в эксплуатацию для помощи специалистам и механизаторам в решении возникающих проблем.

«Ростсельмаш» формирует дилерскую сеть с учетом работы действующих дилеров и путем создания новых дилерских центров в России, странах СНГ и дальнего зарубежья.

Технические центры сервисного обслуживания организуются на базе предприятий, имеющих соответствующее техническое оснащение и специалистов. Обязательным условием при передаче техники потребителю является наличие специально обученного механизатора.

Список литературы

  1. Коротких О. В., Коротких Ю. С. Актуальные инструменты для стимулирования приобретения сельскохозяйственной техники в Российской Федерации // Наука без границ. – 2016. ‑ № 4 (4). – С. 19-26.
  2. Алдошин Н. В., Пуляев Н. Н. Маршрутизация помашинных перевозок грузов. – М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. – 38 с.
  3. Дорохов А. С., Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. – 2016. – № 8. – С. 2–5.
  4. Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Технология предпродажного обслуживания машин // Сельский механизатор. – 2016. – № 5. – С. 32–34.
  5. Журилин А. Н., Егоров Р. Н. Ресурсосберегающие технологии утилизации выбывшей из эксплуатации техники // Международный технико-экономический журнал. – 2015. – № 6. – С. 82–86.
  6. Митягин Г. Е., Журилин А. Н. Основы проектирования процессов утилизации. – М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. – 50 с.
  7. Егоров Р. Н., Журилин А. Н., Коротких Ю. С. Проектирование автотранспортных процессов в АПК. – М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. – 125 с.

Материал поступил в редакцию 15.01.2017
© Журилин А. Н., 2017