акция

Особенности перевозок жидких грузов в сельском хозяйстве

Авторы: Коротких Ю.С.

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 9-13

Объём: 0,30

Опубликовано в: «Наука без границ» № 1 (1), август

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Коротких Ю. С. Особенности перевозок жидких грузов в сельском хозяйстве // Наука без границ. - 2016. - № 1. - С. 9-13.

 

Сельскохозяйственное производство, являясь одним из наиболее крупных грузоотправителей и грузополучателей среди отраслей народного хозяйства, значительную часть перевозок грузов осуществляет собственным транспортом. Значительную часть общего объема грузов, транспортируемых в сфере сельскохозяйственного производства, составляют жидкие грузы. В жидком виде транспортируются многие виды сельскохозяйственной продукции, а также сырье и материалы, необходимые для получения этой продукции (органические и минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы, вода и т.п.), для обеспечения жизнедеятельности сельскохозяйственных предприятий и удовлетворения бытовых потребностей сельского населения (строительные материалы, печное топливо и т.п.). Наряду с транспортными средствами, значительный объем перевозок жидких грузов в сельском хозяйстве осуществляется транспортно-технологическими машинами, сочетающими транспортные функции с выполнением технологических операций (перевозка нефтепродуктов и заправка ими техники, перевозка и внесение в почву удобрений, приготовление и перевозка бетонной смеси и т.п.) [1].

Жидкие грузы, транспортируемые в сфере сельскохозяйственного производства, по назначению можно разделить на следующие группы:

×          жидкие, пищевые продукты и вода;

×          жидкие удобрения и ядохимикаты;

×          горюче-смазочные материалы;

×          строительные материалы.

Основными физико-химическими свойствами жидких веществ, влияющими на эксплуатационные показатели транспортных средств для доставки этих веществ, являются плотность, вязкость, давление насыщенных паров, токсичность, огнеопасность.

Жидкие пищевые продукты по своим физико-химическим свойствам не представляют особых трудностей для транспортирования. Их плотность приближается к плотности воды, которая составляет основную часть большинства жидких пищевых продуктов (в молоке 87 % воды, в вине – 75…85 %, в пиве и квасе – свыше 90%). Вязкость подавляющего большинства жидких пищевых продуктов также невелика и не подвержена резким изменениям при колебаниях температуры. Исключение составляют мед и патока, являющиеся высоковязкими веществами, но их транспортирование производится только в таре. Давление насыщенных паров у большинства продуктов, как и у воды, невелико и его величиной при гидравлических расчетах можно пренебречь. Исключение составляют газированные жидкости (минеральные воды, шампанское и т.п.) при перекачке которых обычными насосами во всасывающих линиях может происходить выделение растворенных в жидкости газов. В связи с этим указанные жидкости перемещают в таре транспортного средства путем передавливания сжатым воздухом, азотом или углекислым газом [2].

Все жидкие пищевые продукты и вода нетоксичны и неогнеопасны, поэтому опасности при транспортировании не представляют, по виду необходимости сохранения качества этих продуктов в процессе их перевозки, к соответствующим транспортным средствам предъявляются повышенные санитарно-гигиенические требования, устанавливаются ограничения температурного режима при транспортировании и тому подобное.

При перевозке живой рыбы основной задачей является поддержание ее жизнедеятельности, для чего в транспортную емкость при помощи компрессора подается сжатый воздух, и поддерживается необходимая температура воды (летом 10…14 °С, весной и осенью 4…6 °С, зимой – 1…2 °С).

К горюче-смазочным материалам, применяемым в сельскохозяйственном производстве, относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, смазочные и гидравлические масла, мазут, печное топливо, сжиженные газы.

Автомобильный бензин является легкокипящей маловязкой жидкостью с большим давлением насыщенных паров, обладающей токсичными свойствами и высокой степенью огнеопасности. В связи с этим при перевозках бензина транспортные средства и тара должны быть герметичными, иметь необходимую прочность, снабжаться средствами пожаротушения и приспособлениями для предотвращения возгорания транспортируемого продукта. При наличии на транспортном средстве насоса должна обеспечиваться его бескавитационная работа [3].

Дизельное топливо имеет более низкое давление насыщенных паров, чем автомобильный бензин и меньшую по сравнению с ним испаряемость. Токсичность и огнеопасность дизельного топлива находится на довольно высоком уровне. У летних сортов дизельного топлива в холодное время года может значительно возраст вязкость, что затрудняет сливо-наливные операции при транспортировании этого продукта.

Смазочные масла различного назначения (моторные, индустриальные, трансмиссионные) и гидравлические масла имеют плотность выше, чем автомобильный бензин и дизельное топливо, однако этот показатель существенно не отражается на конструкции транспортных средств. Давление насыщенных паров у масел невелико и также не влияет на процесс их транспортирования. В случае проливов масла загрязняют почву и водоемы, оказывают отрицательное воздействие на флору и фауну. Эти продукты легко воспламеняются, но не склонны к взрыву при обычных температурах. Значительные затруднения при транспортных операциях вызывает высокая вязкость нефтяных масел, поэтому перекачка этих продуктов при сливо-наливных операциях осуществляется насосами объемного типа (шестеренными, винтовыми, шиберными), а для снижения их вязкости при транспортировании и перекачках средства транспортирования оборудуются подогревательными устройствами [4].

Мазут и печное топливо по своим свойствам близки к маслам и также имеют довольно высокую вязкость, которая затрудняет сливо-наливные операции при транспортировании этих продуктов, особенно в зимний период.

Сжиженные газы, используемые в качестве моторного и бытового топлива, имеют высокое давление насыщенных паров. Обычно емкости транспортных средств, предназначенных для перевозки сжиженных нефтяных газов, рассчитываются на рабочее давление при температуре +50 °С, что составляет около 1,7 МПА. Сжиженные газы очень огнеопасны, поэтому при их транспортировании следует принимать строгие меры противопожарной безопасности [5].

К жидким удобрениям минерального происхождения относятся безводный аммиак, аммиачная вода, комплексные удобрения – растворы аммиаков. К удобрениям органического происхождения относится жидкий и полужидкий навоз. Ядохимикаты представляют собой водные растворы химических веществ.

Жидкие удобрения минерального происхождения пожаро- и взрывобезопасны, их плотность и вязкость находится в пределах, обеспечивающих их слив и налив. Органические удобрения также являются негорючими веществами; вязкость навозной жижи зависит от количества добавляемой в нее воды и имеет достаточно высокие значения, поэтому для перекачки этих удобрений используются специальные средства [6].

Жидкие удобрения как минерального, так и органического происхождения являются довольно агрессивными по отношению к конструкционным материалам и экологически вредным продуктам. Они, как правило, обладают резким неприятным запахом и выделяют газообразные вещества, оказывающие раздражающее воздействие на слизистые оболочки носа и глаз.

Ядохимикаты являются очень токсичными веществами, поэтому при их транспортировании должны неукоснительно соблюдаться требования техники безопасности и санитарно-гигиенические правила. Другие свойства ядохимикатов не влияют на процесс их транспортирования: эти продукты негорючие и имеют низкое давление насыщенных паров [7].

К жидким строительным материалам относятся бетонные смеси, строительные растворы, битум.

При транспортировании бетонных смесей и строительных растворов основной задачей является недопущение затвердевания этих материалов в процессе перевозки и месту потребления. С целью предотвращения их схватывания при транспортировании осуществляется постоянное перемешивание строительных растворов и бетонных смесей с помощью специальных винтовых лопастей, размещенных в емкости. Остальные свойства этих продуктов, являющихся негорючими и нетоксичными веществами, имеющими низкую величину давления насыщенных паров, особых трудностей при транспортировании не вызывают.

Битум, получивший широкое распространение при строительстве дорог и при защите от коррозии металлических конструкций, является высоковязким веществом, поэтому он обычно транспортируется в горячем состоянии (при температуре до 200 С). Транспортные средства для перевозки битума оборудуются теплоизоляцией и системой подогрева. Битум является горючим веществом, поэтому при его транспортировании необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности. Остальные физико-химические свойства битума не создают трудностей для его транспортирования.

 

Список литературы:

  1. Коваленко В. П., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Оптимизация процессов перевозки жидких грузов в АПК. – М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. – 110 с.
  2. Гагарский Э. А., Кириченко С. А. Зарубежный и отечественный опыт перевозок наливных, насыпных и навалочных грузов в универсальных контейнерах на прицепах логистики // Транспорт : наука, техника, управление. – 2009. ‑ № 12. – С. 26-29.
  3. Богданов В. С., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Обеспечение качества топливно-смазочных материалов при хранении – резерв повышения ресурса машин в АПК. – М. : ООО «УМЦ «Триада», 2014 – 234 с.
  4. Богданов В. С., Пуляев Н. Н., Коротких Ю. С. Технологии и средства обеспечения качества топливно-смазочных материалов в АПК. – М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. – 116 с.
  5. Остриков В. В., Корнев А. Ю. Проблемы эффективного использования нефтепродуктов в сельскохозяйственной технике // Наука в центральной России. – 2015. ‑ № 1 (13) . – С. 66-71.
  6. Мартынов А. Л., Моргачев И. С. Повышение эффективности перевозок жидких грузов на основе применения флексии-технологий // Вестник государственного университета морского и речного флота им. Адмирала С. О. Макарова. – 2009. ‑ № 4. – С. 67-74.
  7. Дорохов А.С., Катаев Ю.В., Скороходов Д.М. Теоретическое обоснование классификации входного контроля качества машиностроительной продукции // Международный технико-экономический журнал. – 2015. ‑ № 2. – С. 49-54.