Игровая методика развития психомоторных реакций средствами волейбола у будущих работников судебной системы

Авторы: Звездова Анастасия Олеговна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 54-58

Объём: 0,28

Опубликовано в: «Наука без границ» № 10 (15), октябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Звездова А. О. Игровая методика развития психомоторных реакций средствами волейбола у будущих работников судебной системы // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 54-58.

Аннотация: Психомоторика – это совокупность двигательных действий человека, управляемых его сознанием. Если говорить спортивным языком – это сфера специальных движений спортсмена (все виды реакций, все произвольно управляемые действия, в том числе и навыки), рассматриваемых в неразрывной связи с психическими процессами, которые осуществляют их контроль и регуляцию.

1. Введение

Одним из самых важных качеств будущих работников судебной системы является умение управлять своим психологическим состоянием, несмотря на агрессивное воздействие окружающих эмоциональных и психофизических факторов, а также свойствами внимания и оперативного мышления [1].

Формирование у студентов – будущих работников судебной системы разнообразных психомоторных реакций имеет существенные особенности из-за ограниченности свободного времени, принятой системы физической и психической подготовки в ВУЗе на каждом курсе. Это определяет необходимость разработки системы упражнений и тренировочных заданий для:

  • освоения различных дифференцированных, психомоторных реакций;
  • управления возникающими психическими состояниями;
  • формирования эффективного поведения в критических жизненных ситуациях;
  • развития двигательного интеллекта при освоении тактических умений.

 

2. Объект исследования

Объектом исследования являются студенты 1…5 курсов Российского Государственного Университета Правосудия.

 

3. Направление и предмет исследования

Направлением и предметом исследования является психомоторика и двигательный интеллект студентов, что связано с необходимостью определения объема двигательных задач, характеризующих полноценное физическое воспитание студентов в зависимости от возраста и длительности занятий физкультурой или спортом или отсутствием таких занятий. Для оценки двигательного интеллекта применяется тестирование психомоторных качеств [2, 3]:

1. Оценка способности мобилизоваться на максимально быстрое выполнение движения в ситуации обусловленного реагировании.

2. Определение точности субъективной оценки микроинтервалов времени латентного и моторного периода скорости повторно выполняемого движения (самим испытуемым и его партнером).

3. Определение точности субъективной оценки микроинтервалов времени латентного и моторного периода скорости повторно выполняемого движения по предварительному заданию на определенное время (самим испытуемым и его соперником).

4. Определение точности попадания верхней передачи в кольцо.

5. Определение скорости передачи мяча в три (пять) колец, по предварительной команде:

  • при распознании кольца;
  • при выборе кольца;
  • при переключении на другое кольцо.

6. Определение скорости реакций ловли падающих предметов:

  • оценка количества пойманных подряд предметов (плоские металлические цилиндры размером с монету);
  • оценка способности к реакции торможения на неожиданную команду: «не ловить первый, второй или третий предмет»;
  • ловля предметов правой или левой рукой по неожиданной команде.

7. Исследование сенсомоторики на компьютере:

  • простая реакция;
  • сложная реакция (реакция выбора);
  • перцептивная антиципация.

8. Исследования внимания:

  • «перекресток»;
  • красно-белая и числовая таблицы.

9. Исследования игрового мышления:

  • игры «3» и «5»;
  • вероятностное прогнозирование.

 

4. Гипотеза исследования

Предполагается что проблема оптимизации поведения в конфликте связанно с тремя основными факторами [4]:

Первый фактор является определяющим – это двигательная готовность человека, включающая способность выполнять движения при определенном уровне развития двигательных качеств. Это – потенциал человека.

Второй фактор, являющийся для большинства людей скрытым и относимым ими, то к ловкости человека, то к его удаче, то к проявлению магических сил. Это уровень развития психомоторных качеств человека, обеспечивающий оптимальную их взаимосвязь в условиях дефицита времени, при требовании не допускать ошибок вследствие невозможности их исправления.

Третьим фактором является тактическое мышление, позволяющее принимать разнообразные решения.

К основным сенсомоторным реакциям, освоение которых необходимо для формирования специализированных умений эффективного поведения в конфликтных и критических ситуациях можно отнести [5]:

  • простая двигательная реакция – определяет максимально быстрое выполнение действия, например, отскочить от падающего предмета, перепрыгнуть препятствие и т. д.:
  • реакция распознания – позволяет в самом начале развития критической ситуации распознать опасность, определить откуда она исходит и своевременно принять решение;
  • реакция выбора – позволяет найти эффективное решение, как при альтернативном выборе, так и при сложном выборе из нескольких возможных решений;
  • реакция переключения в структуре двигательного состава действия – позволяет перейти от одного движения к другому, которое более эффективно в меняющейся ситуации;
  • реакция переключения после торможения – определяет способность максимально быстро остановиться, например, при приближающемся транспорте, и быстро изменить направление движения, избегая столкновения. Данная реакция может происходить как в структуре двигательного состава, так и с переходом к выполнению другого действия, например, при бесполезности защиты против нападающей собаки перейти к демонстрации нападения на неё, например, размахиванием подручным предметом;
  • реакция предвосхищения (точность вероятного прогнозирования сигналов) – позволяет точно определить, например, скорость приближающего автомобиля и принять правильное решение: переходить дорогу или нет. Данная реакция проявляется в предвидении или развитии определенного события, например, в ситуации пожара, позволяет участнику определить: можно оказывать помощь в горящем здании или необходимо его срочно покинуть. В данном случае это учет как пространственных характеристик, так и временных.

 

5. Цель исследования

Цель исследования – выявить типовые психомоторные реакции, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности, и определить объем разнообразных движений, для обеспечения оптимального поведения при проявлении специализированных двигательных реакций и психических качеств. Выявить требования к способности овладевать студентами определенным набором движений и способностью принимать решения в короткие промежутки времени. Определить уровень владения тактикой решения конфликтов и анализа ситуаций при выработке программы действий.

Для развития двигательного интеллекта применяются мультимедийные тренировочные программы, игровые формы (в виде упражнений с элементами волейбола) спортивных игр, при этом тренировка направлена на формирование у студентов тактических умений поведения в ситуациях профессиональных и жизненных конфликтов.

 

6. Задачи исследования

Для развития двигательного интеллекта и повышения эффективности психомоторных реакций у студентов при разрешении ими типовых двигательных критических ситуаций необходимо решение следующих задач:

  1. Определить типовые двигательные задачи, возникающие перед студентами в критических профессиональных и жизненных ситуациях.
  2. Разработать систему тестирования психомоторных реакций у студентов различного возраста и пола.
  3. Определить взаимосвязь между уровнем развития психомоторных реакций и частотой несчастных и удачных разрешений профессиональных и жизненных критических ситуаций, произошедших со студентами.
  4. Определить взаимосвязь между уровнем развития психомоторных реакций и успеваемостью и интеллектом студентов.
  5. Разработать систему упражнений и тренировочных заданий для развития двигательного интеллекта и психомоторных реакций у студентов различного возраста и пола.
  6. Разработать тренировочные стенды, компьютерные игры и другие тренажеры для эффективного развития общих и специализированных психомоторных реакций в различном возрасте и в зависимости от пола.

7. Теоретическое направление экспериментальной работы

Теоретическое направление экспериментальной работы базируется на теоретических основах тактики в спортивных единоборствах, представленном в учебнике для слушателей образовательных учреждений и подразделений дополнительного образования [4].

Развитие психомоторных реакций нашло широкое применение при подготовке спортсменов летчиков, космонавтов, водителей автомобилей и т. д.

Технология формирования тактических умений действовать в спортивных боевых ситуациях ведения боя в фехтовании на основе развития специализированных сенсомоторных реакций была впервые разработана Д. А. Тышлером (1958 г., 1961 г.), позволившая ему подготовить олимпийских чемпионов, завоевавших более 30-ти золотых олимпийских медалей [6].

Тестирование психомоторных реакций проводится при подготовке спортсменов. Для студентов технология тестирования не отработана, в основном проводились работы по исследованию координации движений.

Направления нашего исследования связано с адаптацией технологий формирования психомоторных реакций в спортивных играх для формирования умений и навыков эффективного поведения в критических жизненных ситуациях на основе разработки компьютерных технологий и игровых методик средствами волейбола.

Список литературы

  1. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2003. 384 с.
  2. Серов Е. Н. Психомоторика спортсмена. М. : Физкультура и спорт, 1984. 126 с.
  3. Методика психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М. : Просвещение, 1984. 191 с.
  4. Гожин В. В., Малков О. Б. Теоретические основы тактики в спортивных единоборствах. М. : Физкультура и Спорт, 2008. 232 с.
  5. Сивицкий В. Г. Диагностика сенсомоторных и интеллектуальных качеств по методике программы «Диагностик» : авторское свидетельство Украины. ПА № 588 от 13 июня 1997 года.
  6. Бойченко С. Д., Тышлер Д. А. Методика тактической подготовки фехтовальщика. Минск: Высшая школа, 1983. 173 с.

 

Материал поступил в редакцию 30.09.2017
© Звездова А. О., 2017