Использование авторских числовых этноребусов с региональным содержанием во внеурочной деятельности по математике

Авторы: Савченко Владимир Владимирович, Макарчук Яна Владимировна (научный руководитель)

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 72-75

Объём: 0,18

Опубликовано в: «Наука без границ» № 10 (15), октябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Савченко В. В. Макарчук Я. В. Использование авторских числовых этноребусов с региональным содержанием во внеурочной деятельности по математике // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 72-75.

Аннотация: В данной статье рассматриваются авторские числовые этноребусы с региональным содержанием, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности по математике.

Общеизвестно, что региональный компонент в современной школе вводится с целью формирования у школьников целостного представления о своем регионе, социально-экономических и культурных достижениях, целостного представления об особенностях развития и современном состоянии природы, социума и экологии, гражданской позиции на основе воспитания нравственных норм и эстетических чувств к малой родине, к республике, в которой мы живем; воспитание позиции «Я – гражданин своей республики».

В данной статье мы считаем необходимым рассмотреть авторские числовые этноребусы с региональным содержанием. Для этого мы разработали собственную классификацию числовых ребусов и этноребусов.

В нашем понимании числовые этноребусы с региональным содержанием это числовые ребусы с хакасскими словами, а также со словами русского языка, обозначающими названия, предметы и явления, связанные с регионом Саяно-Алтая. Соотнеся данное определение с определением числовых ребусов Л. М. Лихтарникова, мы получаем, что это ребусы, в которых при замене всех цифр, участвующих в записи числового выражения, буквами, образуется зашифрованная запись с хакасскими словами, а также со словами русского языка, обозначающими названия, предметы и явления, связанные с регионом Саяно-Алтая, имеющая оригинальный житейский смысл [1]. Данному виду ребусов на основе их шифрования мы предлагаем следующую классификацию:

  1. Числовые этноребусы;
  2. Цепочки числовых этноребусов;
  3. Систематические числовые этноребусы;
  4. Предложения на основе числовых этноребусов.

Термином «числовые этноребусы» обозначаются «числовые ребусы, подчеркивающие связь данного типа занимательных задач с этническим материалом, языковыми особенностями населения тех или иных регионов» [2, с. 47]. Также как и числовые ребусы, задания данного типа по виду арифметических операций, которые используются в числовом выражении, можно разделить на четыре группы:

  1. Числовые этноребусы, в которых используются операции сложения или вычитания, умножения на натуральное число;
  2. Числовые этноребусы, в которых используются операции умножения или деления;
  3. Числовые этноребусы, в которых используется операция возведения в степень;
  4. Числовые этноребусы, представляющие собой системы арифметических равенств, в которых используются все перечисленные выше операции.

Приведем некоторые примеры заданий данного типа (стоит отметить, что некоторые числовые этноребусы имеют более одного решения).

1. Числовые этноребусы, в которых используются операции сложения или вычитания, умножения на натуральное число.

№ п. п.

Пример:

Решение:

1.1.1.

АБ – АЗ = А

23 – 21 = 2

1.1.2.

СИ + БИ = РЬ

16 + 36 = 52

1.1.3.

Ш + И = Р + А

1 + 4 = 3 + 2

1.1.4.

П + О = Г - О

1 + 5 = 9 - 3

 

Пример 1.1.5:

 

Решение:

 

Этноребус Решение этноребуса

На алтайском языке ЭКИ означает два, ΫЧ – три, БЕШ – пять

Пример 1.1.6:

 

Решение:

 

Этноребус Решение этноребуса

Первые такие ребусы были составлены студентами Института саяно-алтайской тюркологии и Института непрерывного педагогического образования в процессе организации курсовых и дипломных исследований, индивидуальных работ под руководством А. Г. Толмашова. В результате накопилось значительное количество очень интересных числовых ребусов на хакасском языке, многие из которых по своей оригинальности, точности «зарисовок» не уступают уже известным числовым ребусам [2, с. 57].

Пример 1.1.7:

 

Решение:

 

Этноребус Решение этноребуса

На хакасском языке ПIР означает один, ТÖRT – четыре

2. Числовые этноребусы, в которых используются операции умножения или деления:

№ п. п.

Пример:

Решение:

1.2.1.

Е × НИ = СЕЙ

4 × 37 = 148

1.2.2.

СА : Я = НЫ

86 : 2 = 43

3. Числовые этноребусы, в которых используется операция возведения в степень:

№ п. п.

Пример:

Решение:

1.3.1.

СШ = ГЭС

93 = 729

1.3.2.

Этноребус

Этноребус

3. Числовые этноребусы, представляющие собой системы арифметических равенств, в которых используются все перечисленные выше операции:

№ п. п.

Пример:

Решение:

1.4.1.

(А – Б) + (А – З) = А

(3 – 1) + (3 – 2) = 3

1.4.2.

(Ч+Е+Р+Н+О)3 = ГОРСК

(2+9+6+5+0)3 = 10648

1.4.3.

АБ × АК = АН

42 × 43 = 45

Цепочки числовых этноребусов образуются на основе одного ключевого слова, представленного в первом, исходном ребусе в качестве двух «слагаемых», во втором ребусе – в качестве трех одноименных «слагаемых» и т. д. Происходит постепенное усложнение знаний за счет увеличения числа арифметических операций (сложение), при этом остается неизменной словесная «оболочка», «внешность» числового ребуса [2, с. 78]. Проиллюстрируем вышесказанное на конкретных примерах: справа от числового ребуса представлено одно из его решений:

2.1.1

 

 

Решение:

 

Этноребус Решение этноребуса

 

2.1.2

 

 

Решение:

 

Этноребус Решение этноребуса

В решении данного ребуса буквам Т и К соответствует одна и та же цифра, то есть Т = К.

2.1.3

 

 

Решение:

 

Этноребус Решение этноребуса

В решении данного ребуса буквам Р и К соответствует одна и та же цифра, то есть Р = К.

Систематические числовые этноребусы это числовые ребусы, решения которых осуществляется в различных системах счисления.

Т+ У =БА      25+35=105

Предложения на основе числовых этноребусов это осмысленные фразы, выражения, составленные на основе числовых ребусов, выражающие законченную мысль.

Этноребус

Решение этноребуса

В перспективе мы предполагаем во время прохождения педагогической практики использовать подобранные и составленные нами числовые ребусы в работе математического кружка.

При этом мы планируем организовать совместную творческую деятельность ребят по самостоятельному составлению таких ребусов на основе поиска или сбора регионального материала.

Список литературы

  1. Лихтарников Л. М. Числовые ребусы и способы их решения. СПб. : Издательство «Лань», Книготорговая фирма «МИК», 1996. 125 с.
  2. Толмашов А. Г. Обучение математике в начальной школе поликультурной модели: учебно-методический комплекс по дисциплине : учебное пособие. Абакан : Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2012. 96 с.

 

Материал поступил в редакцию 14.10.2017
© Савченко В. В., Макарчук Я. В., 2017