Использование имитационных упражнений при проведении практических занятий по дисциплине «Нравственно-этические основы службы в ОВД»

Авторы: Шестакова Лариса Сергеевна, Фромич Юлия Валерьевна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 59-62

Объём: 0,28

Опубликовано в: «Наука без границ» № 10 (15), октябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Шестакова Л. С., Фромич Ю. В. Использование имитационных упражнений при проведении практических занятий по дисциплине «Нравственно-этические основы службы в ОВД» // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 59-62.

Аннотация: Статья посвящена вопросам использования активных методов обучения при проведении практических занятий по дисциплине «Нравственно-этические основы службы в ОВД» в образовательных организациях системы МВД России.

Успешность реализации основных программ профессионального обучения зависит не только от содержания обучения, но и от способа подачи учебного материала, от правильного и наиболее эффективного выбора методов и форм проведения учебных занятий.

В настоящее время в систему профессионального обучения активно внедряются современные образовательные технологии, проходят апробацию новые методы организации образовательной деятельности.

Использование активных методов обучения получило широкое распространение в гражданских и ведомственных образовательных учреждениях. По частоте использования в образовательной деятельности, эти методы занимают одно из первых мест. Под активными методами обучения, мы понимаем такие способы обучения, которые позволяют усилить учебно-познавательную деятельность слушателей, и вызывают активный личностный интерес к решению поставленных учебных задач и возможность применения полученных знаний в практической деятельности.

Это главный отличительный признак активных методов обучения: высокая степень активизации слушателей и направленность на практическую сторону их деятельности.

Активные методы обучения могут различаться от форм занятий и этапов учебного процесса. Мы полагаем возможным любой процесс обучения разделять на три этапа: овладения первичными сведениями, этап контроля и этап формирования профессиональных умений и навыков.

На первом этапе, когда идет овладение обучаемыми первичными знаниями, могут использоваться проблемные лекции и семинары, эвристические беседы, тематические дискуссии и диспуты по учебным вопросам. Эти виды занятий проводятся в рамках первой образовательной парадигмы – этапе накопления знаний.

На втором этапе – этапе контроля и закрепления знаний, могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность («мозговой штурм», «круглый стол» и т. д.) и тестирование.

И лишь на третьем этапе – этапе формирования профессиональных умений, навыков слушателей, могут использоваться активные средства обучения (средства второй образовательной парадигмы). Это, в частности, игровые и неигровые методы, такие как: анализ конкретной ситуации, тренинг-методы, деловые игры, имитационные упражнения, сюжетно-ролевые игры и т. д. От этих видов занятий требуется уже не память слушателя, нацеленная на воспроизведение ранее полученного материала, а интеллект, т. е. умение рассуждать, анализировать, делать выводы. Эти этапы можно обнаружить при анализе практически любой из преподаваемых дисциплин.

Проанализируем возможности их использования на примере учебной дисциплины «Нравственно-этические основы службы в ОВД» [1, с. 31-34]. Опыт преподавания дисциплины показал, что при отработке навыков общения сотрудника полиции с гражданами, наиболее эффективными методами обучения зарекомендовали себя имитационные упражнения и сюжетно-ролевые игры.

Имитационное упражнение – это вид практического занятия, на котором происходит повторное, многократное выполнение практического действия с целью закрепления определенных знаний и формирования у слушателей профессиональных навыков и умений путем имитации служебной деятельности.

Суть данного метода заключается в том, что слушатель сознательно упражняется в применении полученных теоретических знаний на практике, отрабатывая отдельные элементы (этапы).

Имитационные упражнения направлены на отработку конкретных (частных) умений и навыков сотрудника ОВД.

Они могут быть:

  • устными (отработка навыков доклада сотрудника ОВД начальнику, отработка навыков общения с гражданами);
  • письменными (отработка навыков составления и заполнения процессуальных документов);
  • упражнениями по определенным инструкциям, алгоритмам (отработка навыков проверки документов у граждан);
  • проблемно-поисковыми упражнениями (отработка навыков общения сотрудника полиции с правонарушителями) [2, с. 54].

Каждое из упражнений может носить индивидуальный или групповой характер.

Для достижения наибольшей эффективности необходимо проводить имитационные упражнения в определенной дидактической последовательности. Так после объявления цели занятия и актуальности данной темы, преподаватель доводит задачи тренировочной деятельности. Далее преподаватель демонстрирует правильный порядок выполнения действий, акцентируя внимание на наиболее важных деталях. После чего обучаемые начинают самостоятельно (индивидуально или в группах/подгруппах) воспроизводить действия. Затем необходимо провести анализ действий слушателей и исправление ошибок. С целью совершенствования приобретаемых практических навыков упражнение можно повторять несколько раз и варьировать условия и способы выполнения отрабатываемых действий.

Имитационные упражнения можно применять при изучении темы «Культура речи сотрудника полиции» в целях отработки навыков общения сотрудника полиции с гражданами.

Так, перед началом выполнения упражнения преподаватель напоминает обучающимся, что при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 28.07.2017). После чего преподаватель демонстрирует правильный порядок действий, акцентируя внимание слушателей на культуру речи сотрудника (её ясность, понятность, четкость, правильность, лаконичность, нормативность и т. д.), на необходимость соблюдения мер личной безопасности, проявление уважения и терпимости ко всем категориям граждан.

Затем слушатели разбиваются на малые группы (2…4 человека) и приступают к самостоятельной отработке продемонстрированных действий. На этом этапе преподаватель должен отслеживать отработку этого навыка каждым слушателем.

По завершению отработки навыка обращения сотрудника полиции к гражданам, необходимо провести краткий анализ, в котором указать наиболее часто встречающиеся ошибки и выделить слушателей, которые лучше всех справились с этим заданием.

На следующем этапе обучения слушателям даются уже конкретные задания (например, к сотруднику полиции обратился гражданин с каким-либо вопросом). Один из слушателей имитирует несение службы на посту или маршруте патрулирования, а другой исполняет роль гражданина, обратившегося к сотруднику полиции. Сотрудник полиции в вежливой и тактичной форме должен ответить на все вопросы гражданина. После инсценировки можно предложить слушателям самим оценить действия «сотрудника полиции», указать положительные и отрицательные моменты. Далее работу можно продолжить по предъявленным фабулам с изменением условий (установление свидетелей и очевидцев происшествия, опрос различных категорий граждан, проверка документов и т. д).

Освоив имитационные упражнения, на более позднем этапе обучения преподаватель переходит к сюжетно-ролевым играм, которые позволяют отработать (посредством инсценировки) целый комплекс действий в различных ситуациях служебной деятельности.

К таким видам игр можно, например, отнести учения по расследованию отдельных видов преступлений и т. д.

Проводимые занятия, связанные с формированием навыков общения, позволяют активнее формировать гражданскую и профессиональную позицию полицейского, учат принятию интересных и нестандартных решений, мыслить, а, значит, способствуют достижению образовательных целей в современном вузе.

Подводя итоги, хочется отметить, что организация образовательного процесса в рамках второй образовательной парадигмы может стать эффективной лишь при наличии прочных базовых знаний по предметам с использованием всего спектра средств обучения.

Это обусловлено и положительными эмоциями слушателей, и их личной заинтересованностью в получении определенных навыков. При этом наблюдается высокий уровень мотивации и самоуправления, развиваются творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Кроме того, заметим, что опыт проведения подобных занятий позволяет говорить о необходимости комбинирования методов. Как правило, активные методы обучения применяются в совокупности с традиционными методами и охватывают все виды аудиторных занятий, предусмотренных основной программой профессиональной подготовки. Активные методы обучения способствуют созданию необходимых условий для развития умений слушателей самостоятельно мыслить, ориентироваться в нестандартной ситуации, развивают творческие способности, культуру устной речи сотрудников ОВД, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, что оказывает большое влияние на качественную подготовку будущих сотрудников правопорядка.

Список литературы

  1. О полиции : федер. закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ (в ред. от 28.07.2017) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 (дата обращения: 01.10.2017).
  2. Казарцева Г. А. Организация модульного обучения: в помощь преподавателям образовательных учреждений МВД России : учебно-методическое пособие / Под общ. ред. О. Д. Нациевского. Челябинск : ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2008.
  3. Шестакова Л. С. Система профессионального обучения как значимый фактор формирования профессиональной компетенции и культуры общения сотрудников органов внутренних дел // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. № 3 (7). 2017. С. 31-34.

 

Материал поступил в редакцию 10.10.2017
© Шестакова Л. С., Фромич Ю. В., 2017