К вопросу об авторитете сотрудников полиции

Авторы: Фромич Юлия Валерьевна, Шестакова Лариса Сергеевна

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 84-87

Объём: 0,30

Опубликовано в: «Наука без границ» № 10 (15), октябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Фромич Ю. В., Шестакова Л. С. К вопросу об авторитете сотрудников полиции // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 84-87.

Аннотация: В статье авторы затрагивают актуальный вопрос повышения уровня авторитета сотрудников полиции, исходя из базового уровня образования молодых сотрудников, поступивших на службу в органы внутренних дел. Авторы приходят к выводу, что уровень образования и воспитанности являются основополагающими в формировании общественного доверия, повышения авторитета сотрудников полиции не только в глазах общественности, но и внутри организации.

Деятельность сотрудников полиции всегда была, есть и будет под пристальным вниманием общественности, так как затрагивает интересы всех ее членов, и сказывается на обеспечении безопасности личности, общества и государства в целом. Особенность работы (службы) сотрудников полиции сопряжена со множеством морально-нравственных проблем, порожденных специфическими целями, содержанием, формами и методами воздействия на граждан при выполнении поставленных служебных (оперативно-служебных) задач. Обеспечение прав и свобод граждан происходит с применением различных мер воздействия: задержание, доставление, личный досмотр и др. Данные меры воздействия не могут не вызвать ряд противоречий в оценке деятельности как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Использование предусмотренных законодательством властных полномочий, накладывает на сотрудника полиции высокую ответственность не только в рамках правовых, но и в рамках этических отношений. И в этом случае речь не столько о количественных показателях служебной деятельности, сколько о качественных характеристиках, выражающихся в этических аспектах [1].

Сотрудникам полиции, осуществляющим функции по профилактике, борьбе и выявлению преступлений, доверена охрана чести и достоинства гражданина, его свобода и доброе имя. Умение и способность решать эти проблемы зависят не только от профессионального мастерства, но и от нравственного облика сотрудников полиции. Поэтому авторитет сотрудников полиции находится в прямой зависимости от наличия согласующихся с нормами социума правил и норм поведения в повседневной жизни, независимо от специфики выполняемой работы. Такие требования профессионально-нравственного облика присущи еще и представителям других профессий. Это профессия «педагог» и «врач», где нравственный аспект выражен не менее, а иногда и более сильным, чем профессиональные знания, умения и навыки. Сотрудники полиции воспринимаются людьми не только как представители исполнительной власти, но и с позиции оценки их нравственного облика: культуры поведения, вежливости, воспитанности, интеллигентности и выраженных личностных особенностей. В частности, вступая во взаимодействие с сотрудниками полиции, гражданин ожидает не только профессионального выполнения обязанностей, но и уважительного и заинтересованного отношения, что налагает на сотрудника повышенную морально-нравственную ответственность.

В Федеральном законе Российской Федерации «О полиции» [2] обозначены основные задачи  полиции. Это поисковые, коммуникативные, организационные и социальные, при выполнении которых, полицейский обязан демонстрировать высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков и высокую личностную зрелость. Профессиональные знания, умения и навыки составляют профессиональное мастерство, которое заключается в умелом использовании знаний и навыков по профессионально-служебной, физической и морально-психологической подготовке. Развитие морально-психологических качеств сотрудника полиции является одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел. К важным морально-психологическим качествам можно отнести: отношение к обществу, отношение к деятельности, отношение к другим людям и отношение к самому себе. Можно также упомянуть о психологическом потенциале сотрудника полиции, обеспечивающем эффективность его деятельности и реализацию профессиональных функций. Структурно такой психологический потенциал образуется из индивидуальной профессиональной концепции личности, мотивационно-ценностных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств. То есть, нужно говорить о формировании не только сугубо «профессиональных качеств», способных определять успешность выполнения поставленных задач, но и формировании морально-психологического потенциала, который будет способствовать повышению доверия, а значит и авторитета среди общественности. Общественное доверие складывается из многих составляющих компонентов. Одним из составляющих можно рассматривать авторитетность сотрудника полиции. От чего зависит авторитет сотрудника полиции?  Каковы «прогнозы» такого социально-психологического феномена как «авторитет» сотрудника полиции?

Не рассматривая теоретические подходы к изучению данного явления, мы остановимся на собственных размышлениях. Авторитет – есть не что иное, как оценка личностных качеств (особенностей) и профессиональных качеств (профессионализма). То есть авторитет складывается из целого ряда качеств, параметров, критериев по оценке уровня «авторитетность-неавторитетность».

Бондаренко Т. А. [3] ссылается на исследования о том, что на авторитет сотрудника милиции (полиции) не оказывают влияние его социально-демографические данные: возраст, рост, образование, в то же время значительно влияет уровень развития следующих профессионально- психологических качеств: общекультурные, профессиональные и психологические. Эти качества оказывают максимальное влияние на степень авторитетности любого человека. Степень выраженности данных качеств можно рассматривать через призму такого компонента – уровень образования. Гипотетически, чем выше уровень образования, тем более выражены такие качества как культура, вежливость, тактичность, дисциплинированность, добросовестность, эмпатия, коммуникабельность и др. Т. е. уровень развития общекультурного, психологического и профессионального компонентов оценивается как более высокий показатель.

В своей статье попытаемся гипотетически сделать наброски: лица, получившие высшее образование очной формы обучения (по различным специальностям), будут более успешны в профессиональной деятельности, вновь выбранной ими. Останавливаясь на категории лиц рядового и младшего начальствующего состава, хотелось бы отметить, что данная категория сотрудников является первой профессиональной ступенью среди сотрудников органов внутренних дел. Средний и старший начальствующий состав, исходя из квалификационных требований к замещаемой должности, могут занимать лица, имеющие высшее юридическое образование или лица со средним юридическим образованием или высшим неюридическим образованием. По должности рядового и младшего начальствующего составов таких квалификационных требований не предусмотрено. Тем не менее, на службу в органы внутренних дел на должности рядового и младшего начальствующего состава поступают лица, имеющие высшее образование (очной формы обучения).

Проанализировав уровень образования у данной категории молодых сотрудников ОВД, прошедших профессиональное обучение (профессиональную подготовку) в ведомственной образовательной организации МВД России (на базе Восточно-Сибирского института МВД России) за последний год, можно отметить, что более 52 % сотрудников из числа рядового и младшего начальствующего состава имеют высшее образование по различным специальностям (экономист, педагог, менеджер, юрист, инженер). Сотрудники рядового и младшего начальствующего состава замещают должности в следующих подразделениях: патрульно-постовая служба, вневедомственная охрана (войска национальной гвардии), изолятор временного содержания и др. Основными задачами этих подразделений является: обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах; обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования; выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда; оказание содействия подразделениям полиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в исполнении возложенных на нее обязанностей [4].

Таким образом, можно прогнозировать достаточно благоприятную ситуацию для овладения профессиональными навыками данными сотрудниками. А именно: сознательное подчинение своего поведения нормативным актам и уставу ОВД, знание дела, способность продуктивно работать, развитие профессиональных умений и навыков, точное и честное выполнение профессиональных обязанностей и многие другие, входящие в модель профессионально-значимых качеств сотрудника ОВД. Априори – другие компоненты, составляющие авторитетность, должны быть. Это этические нормы поведения, вежливость, тактичность, способность легко входить в ситуацию общения, эмоциональная устойчивость и др. [1].

Поэтому мы можем с уверенностью говорить о повышении уровня культуры, воспитанности, интеллигентности в такой сфере, как правоохранительная. А, следовательно, общественное мнение, как один из критериев оценки деятельности полиции будет основываться на повышении авторитета сотрудников полиции.

Список литературы

  1. Фромич Ю. В. Об интеллигентности сотрудников органов внутренних дел // В сборнике: Интеллигенция, ее гражданские позиции в современном мире : материалы XI Международной научной конференции : в 2-х томах. 2016. С. 100-105.
  2. О полиции : федер. закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.10.2017).
  3. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М. : Департамент кадрового обеспечения МВД России, 2007. 260 с.
  4. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (с изменениями и дополнениями) : приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. № 80 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.10.2017).

 

Материал поступил в редакцию 10.10.2017
© Фромич Ю. В., Шестакова Л. С., 2017