Роль самостоятельной работы студентов в организации учебно-воспитательного процесса в вузе

Авторы: Курдюкова Елена Анатольевна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 45-49

Объём: 0,25

Опубликовано в: «Наука без границ» № 10 (15), октябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Курдюкова Е. А. Роль самостоятельной работы студентов в организации учебно-воспитательного процесса в вузе // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 45-49.

Аннотация: Проведен анализ опроса студентов 1…5 курсов по вопросам организации самостоятельной работы. Проанализированы основные источники самостоятельной подготовки студентов к текущим и итоговым контролям. Рассмотрены условия для рациональной и эффективной организации самостоятельной работы студентов как важного компонента учебно-воспитательного процесса в вузе.

Подготовить специалиста к инновационной деятельности, способного к самообразованию и самоконтролю невозможно только путем передачи знаний. Будущий специалист должен будет уметь в своей профессиональной деятельности выявлять и формулировать проблемы исследований, анализировать различные пути их решений и выходить на результаты.

Воспитательный процесс является неотъемлемой составляющей подготовки специалиста в вузе, неразрывно связан с учебным процессом и включает в себя учебное и внеучебное время.

Главная цель воспитательного процесса – подготовка творчески мыслящего и гармонично развитого специалиста, обладающего глубокими профессиональными знаниями и высокими гражданскими качествами. Необходимо укреплять и повышать роль самостоятельной работы студентов, что даст возможность развивать умение учиться, сформирует у студента способность к саморазвитию и применению полученных знаний, будет способствовать в дальнейшем адаптации к своей профессиональной деятельности.

Основные формы научной самостоятельной работы, как наиболее сложного вида самостоятельных работ, включают в себя: подготовку к написанию реферата; подготовку доклада к конференции; участие в НИРС; выполнение курсовой и выпускной квалификационных работ и т. д.

Для такой полноценной и плодотворной самостоятельной работы необходимо правильно организовать этот очень важный вид учебной деятельности, а для увеличения ее доли в учебном процессе необходимо наличие определенных условий: эффективное использование студентами времени для самостоятельной работы и ее контроль со стороны преподавателя [1].

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух составляющих: самоконтроля и самооценки студента и контроля (оценки) со стороны преподавателя.

Анализ опроса, проводимого на учебном сайте «Самостоятельная работа студентов» (http://ele74197079.narod.ru/) на протяжении 6 месяцев, показывает, что время выделяемое студентами для своей самостоятельной работы в течение дня, значительно варьируется от курса к курсу:

  • 1…2 курс – менее часа (50…30 %);
  • 3…4 курс – около 2…3 часов (32…45 %);
  • 5 курс – это 3…4 часа (30…45 %).

Данные опроса можно увидеть на рис. 1.

Время на СРС

Рис. 1. Время, выделяемое на самостоятельную работу (часов/в день, %)

Анализ опроса показал, что на первых курсах студенты очень мало выделяют времени на выполнения домашней самостоятельной работы, делают ее не постоянно. Многие практически не занимаются, полагаясь только на тот материал, что дает преподаватель на занятиях. В дальнейшем это время увеличивается, студенты начинают подходить к вопросам подготовки более сознательно.

В своей подготовке к занятиям и контролям студенты используют различные источники информации: конспекты преподавателей, учебники и учебно-методические пособия кафедры, информация в сети Интернет (диссертации, электронные учебники), периодические печатные издания в библиотеках.

Анализ по курсам в среднем показал, что при повседневной самостоятельной работе и подготовке к текущим контролям 55 % студентов берут за основу несколько источников информации, 42 % делают упор на один источник, а 3 % используют только конспект, что можно увидеть на рис. 2.

Источники информации при подготовке к текущему контролю

Рис. 2. Количество источников информации при повседневной работе и подготовке к текущим контролям, %.

При подготовке к зачетам или экзаменам подавляющая часть студентов, а это 75 %, использует не только конспекты, но и дополнительную литературу. Только конспектами пользуется 13,25 % студентов, а только электронными учебниками из интернета и без использования конспектов – 11,75 %. Данные можно увидеть на рис. 3.

Источники информации при подготовке к итоговому контролю

Рис. 3. Количество источников информации для подготовки студентов к итоговым контролям, %.

Проанализируем полученные данные по использованию источников информации как при подготовке в повседневной работе, так и при подготовке к контролям. Данные можно увидеть на рис. 4.

Источники информации в СРС

Рис. 4. Анализ использования источников информации в самостоятельной работе при повседневной деятельности и при подготовке к контролям, %.

Анализ показывает, что на старших курсах при подготовке к итоговым контролям студенты больше обращаются к конспектам лекций и к учебникам, т. е. используют несколько источников информации и меньше доверяют электронным источникам «непонятного происхождения» на просторах интернета.

Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов необходима рациональная ее организация, которая должна сочетаться со всеми методами обучения в вузе и представлять целую и единую систему средств по приобретению знаний и выработке навыков. У студента необходимо формировать желание добывать знания не только в аудиториях на занятиях, но и самостоятельно.

В свою очередь, для плодотворной самостоятельной работы студентов очень важен контроль и аттестация со стороны преподавателя, т. к. это является важным мотивирующим фактором. Необходимо включать вопросы, выносимые на самостоятельную работу студентов, на зачеты и экзамены, а чтобы сделать работу студентов продуктивной – нужно стимулировать интерес, поручать выполнять творческие задания и проводить в дальнейшем различные дискуссии [2].

Таким образом, студенты смогут получать необходимые знания и стремиться найти больше интересной информации по предлагаемой преподавателем теме. Студент сможет эффективно выполнить подобную работу при консультации преподавателя по широкому кругу вопросов, где потребуются его советы и комментарии относительно материалов из данной предметной области.

Преподаватель должен быть осведомлен о научной литературе по данной проблеме и обладать умением поиска научных источников. Очень важно при разработке заданий учитывать степень подготовленности студентов, т. к. неправильное определение сложности заданий приведет к отрицательному результату: студент сделает только часть работы или не будет ее делать из-за нехватки времени, потери интереса.

Выполнение заданий самостоятельной работы должно учить мыслить, анализировать, решать возникающие проблемы, т. e. результатом самостоятельной работы постепенно должно стать появление творческого начала. Эффективная самостоятельная работа в значительной мере зависит и от степени технической оснащенности аудиторий, библиотек. Компьютеризация развивает дополнительные навыки использования информационных технологий. От умения ориентироваться в информационном пространстве зависит эффективность самостоятельной работы, а также количество времени, затрачиваемое на поиск необходимой информации. Интернет и облегчает жизнь студента и часто снижает желание думать из-за обилия информации. Преподавателю необходимо хорошо подумать над тем, какие задания дать студенту, чтобы заставить его самого мыслить [3].

Самостоятельную работу студентов необходимо рассматривать как уникальный образовательный и воспитательный потенциал, позволяющий обеспечить формирование важных профессиональных качеств и способствующий продвижению студента от уровня к уровню: от репродуктивного (узнать, запомнить, пересказать), через реконструктивный (составить, аннотировать) к поисковому.

Список литературы

  1. Мирошникова Г. А. Самостоятельная работа студента – одно из звеньев становления студента как будущего специалиста // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 17. С. 95-99.
  2. Гандзюк Н. А. Самостоятельная работа как инструмент формирования компетентной личности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 36. С. 28-33.
  3. Воронин А. С. Самостоятельная работа студента. Учебное электронное текстовое издание ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2009 (39).

Материал поступил в редакцию 16.10.2017
© Курдюкова Е. А., 2017