Совершенствование системы технического обслуживания сельскохозяйственной техники

Авторы: Песковацков Дмитрий Николаевич

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 26-30

Объём: 0,38

Опубликовано в: «Наука без границ» № 10 (15), октябрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Песковацков Д. Н. Совершенствование системы технического обслуживания сельскохозяйственной техники // Наука без границ. 2017. № 10 (15). С. 26-30.

Аннотация: В статье рассмотрено совершенствование системы технического обслуживания сельскохозяйственной техники. Одной из задач является необходимость качественной перестройки системы технического обслуживания техники на основе совершенствования ее характеристик, определяемых организационными и технологическими факторами.

Современное сельскохозяйственное производство характеризуется значительным снижением уровня оснащенности отрасли сельскохозяйственной техникой.

Время простоев тракторов по техническим причинам составляет 25…30 % от общего рабочего времени, в результате этого удлиняются сроки выполнения полевых работ, увеличиваются потери сельскохозяйственной продукции, снижаются показатели эффективности производства. Одним из путей сокращения таких простоев является поддержание имеющегося парка тракторов в работоспособном состоянии [1].

Работоспособность и техническое состояние тракторов во многом определяется качеством выполнения операций технического обслуживания.

Многомарочный состав машинно-тракторного парка хозяйств, включающий различные по назначению, конструктивному исполнению, производительности, сложности и надежности в эксплуатации машины и оборудование, требует соответствующего уровня организации и методов проведения технического обслуживания [2].

В процессе эксплуатации и хранения основные узлы сельскохозяйственной техники изнашиваются и стареют. Износ и старение элементов – закономерные явления и интенсивность протекания этих процессов определяется рядом конструктивных (внутренних) и эксплуатационных (внешних) факторов.

К таким факторам можно отнести качество изготовления деталей и сборки узлов, условия эксплуатации, род выполняемой работы, почвенно-климатические характеристики зоны использования и др. В результате ресурс однотипных элементов, находящийся в прямой зависимости от интенсивности их старения, имеет вероятностный характер и задается обычно средней величиной, считающейся нормальной для определенного типа машин. При этом изготовитель техники обычно оговаривает, что указанный ресурс может быть достигнут только при обязательном выполнении комплекса профилактических мероприятий, предупреждающих возможность возникновения ненормальных режимов работы основных элементов, способствующих повышению интенсивности их старения и ухудшения технико-экономических характеристик машин.

Комплекс таких мероприятий, или, другими словами, совокупность, как правило, обязательных операций по проверке, очистке, смазке, креплению и регулировке деталей и узлов, имеющих целью предупредить преждевременные износы, появление неисправностей и поломок и обеспечить работоспособное состояние машины, составляет предмет технического обслуживания [3].

В практике сельскохозяйственных предприятий профилактические работы проводятся в соответствии с планово-предупредительной системой технического обслуживания, представляющей собой комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных нормативной документацией. К системе технического обслуживания, как к одной из важнейших подсистем системы инженерного обеспечения процессов сельскохозяйственного производства, предъявляются следующие основные требования. Прежде всего, она должна обеспечить в условиях эксплуатации качественное выполнение необходимого комплекса мероприятий, предупреждающих преждевременные износы, неисправности и поломки машин [4, 5].

Однако, профилактические мероприятия могут оказаться неэффективными в случае, когда затраты на обслуживание или издержки, связанные с потерями основного продукта из-за снижения коэффициента использования машины в связи с простоями на обслуживании, неоправданно велики. Поэтому два других требования формулируются следующим образом: профилактические мероприятия должны быть экономически целесообразны и выполняться с минимально возможными затратами трудовых и материальных ресурсов; организационные и технологические приемы выполнения работ по обслуживанию машин должны исключить издержки, связанные с невыполнением основных задач производства.

Первое требование находится в противоречии с двумя другими. А учитывая имеющую место в настоящем и прогрессирующую в перспективе тенденцию к качественному и количественному перевооружению сельского хозяйства на основе высокопроизводительной, энергонасыщенной, сложной и дорогой техники, можно полагать, что эти противоречия будут все более обостряться.

В основу формирования сложившейся в настоящее время системы технического обслуживания заложен многолетний практический опыт использования сельскохозяйственной техники и результаты работы целого ряда научных коллективов страны. Базой для современных рекомендаций и нормативных материалов по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка хозяйств послужили правила, утвержденные еще в 60-е годы прошлого века. Согласно этим правилам введена единая для всех тракторов и самоходных шасси структура обслуживания, предусматривающая регламентное проведение профилактических операций со следующей периодичностью: ежесменное обслуживание – 1 раз в смену, ТО-1 – через каждые 60 моточасов, ТО-2 – через каждые 240 моточасов, ТО-3 – через каждые 960 моточасов. Для современных тракторов ТО-1 – через 125, ТО-2 – через 500, ТО-3 – через 1000 моточасов. Сезонное обслуживание – при переходе к весенне-летней и осенне-зимней эксплуатации. Состав профилактических мероприятий, соответствующих каждому виду ТО для различных типов машин оговорен в инструкциях по их эксплуатации [6, 7].

Один из принципиальных недостатков описанной системы заключается в том, что она не обеспечивает необходимых предпосылок для удовлетворения предъявляемых к ней требований. Нормативом возобновления годности элементов машин здесь служит наработка. Так как интенсивность старения даже одинаковых элементов однотипных машин носит вероятностный характер, потребность их в обслуживании возникает в различные сроки. При однозначно заданной периодичности не обеспечиваются необходимые предпосылки для своевременного обслуживания всей совокупности элементов. Оно для определенной их части будет либо поздним, либо преждевременным. В первом случае машины будут эксплуатироваться в условиях отказа отдельных элементов. В результате возникает возможность преждевременных износов, неисправностей и поломок узлов и агрегатов, что несовместимо с основным требованием к системе. При преждевременном обслуживании возникают непроизводительные затраты на возобновление годных элементов, еще не выработавших полностью свой ресурс. По данному признаку система не удовлетворяет второму требованию.

Вследствие вероятностного характера распределения сроков выполняемых работ не исключается возможность достижения регламентированной наработки в календарные сроки, совпадающие с пиковыми сельскохозяйственными периодами.

При постановке машин на техническое обслуживание в такие периоды неизбежно возникают издержки, связанные с потерей основного продукта из-за нарушения оптимальных сроков выполнения работ вследствие простоя агрегатов. Вызываемые данным обстоятельством отрицательные последствия – существенный недостаток системы и по указанному признаку она не удовлетворяет третьему требованию.

С целью устранения указанных недостатков поставлен вопрос о необходимости качественной перестройки системы технического обслуживания машин на основе совершенствования ее характеристик, определяемых организационными и технологическими факторами [8, 9, 10].

За последние годы целым рядом научных и производственных коллективов страны проделана в этом направлении значительная работа. Предложена и повсеместно внедряется новая перспективная организационная форма технического обслуживания сельскохозяйственной техники специализированными звеньями мастеров-наладчиков. Создано высокопроизводительное оборудование. Предложены новые принципы формирования системы на основе управления техническим состоянием машин, обеспечивающие повышение эффективности обслуживания за счет более своевременного выполнения работ и сокращения количества непроизводительных операций.

Новые методы и технологические приемы технического обслуживания отражены в современных официальных рекомендациях, успешно применяемых в передовых хозяйствах страны. Успешная реализация известных ныне теоретических положений в практику требует значительных усилий научных и производственных учреждений в вопросах обоснования рациональных параметров системы технического обслуживания с учетом дифференцированного подхода к решению проблемы для различных условий сельскохозяйственного производства [11].

При совершенствовании системы технического обслуживания машин следует детально проанализировать три перспективных варианта. Первый предполагает использование высокопроизводительного механизированного оборудования при выполнении профилактических операций. Второй базируется на улучшении приспособленности узлов и агрегатов машин к техническому обслуживанию. Третий предусматривает организацию технологических процессов на основе контроля (диагностики) технического состояния элементов машин.

Многообразие и сложность операций технического обслуживания, методов локализации неисправностей машин, а также операций по устранению их последствий, описание которых представлены в различных технологических картах, инструкциях, схемах, плакатах и др., обуславливают необходимость более глубокой систематизации и целостного формирования имеющихся компонентов знаний. Одним из путей совершенствования методов технического обслуживания тракторов, является более рациональное использование методов и средств инструментального диагностирования.

Список литературы

  1. Дидманидзе О. Н., Корнеев В. М. Технический сервис в АПК. М. : УМЦ «Триада», 2015. 110 с.
  2. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Д. Г. Вялых и др. // Управление рисками в АПК. 2016. № 4. С. 46-57.
  3. Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Обеспечение работоспособности техники в гарантийный период эксплуатации // Сельский механизатор. 2017. № 4. С. 39-40.
  4. Дорохов А. С. Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2-5.
  5. Система автоматизированного контроля управлением техническим состоянием машин и оборудования / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Т. А. Чеха // Сельский механизатор. 2016. № 9. С. 22-23.
  6. Диагностика и техническое обслуживание машин / А. Д. Ананьин, В. М. Михлин, И. И. Габитов, А. В. Неговора, А. С. Иванов. М. : Академия, 2015. 416 с.
  7. Методика обоснования структурных элементов обслуживания мобильного парка сельскохозяйственных машин / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, М. С. Овчинникова // Труды ГОСНИТИ. 2017. Том 127. С. 41-46.
  8. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Тенденции развития инженерно-технической системы агропромышленного комплекса Российской Федерации // Наука без границ. 2017. № 7 (12). С. 21-25.
  9. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. К вопросу технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации сельскохозяйственной техникой // Труды VI Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной году экологии в России «Перспективы развития науки и образования в современных экологических условиях». Соленое Займище : ФГБНУ «ПНИИАЗ», 2017. С. 666-676.
  10. Коротких Ю. С., Чутчева Ю. С. Современное состояние машинно-тракторного парка Российской Федерации: основные тенденции и перспективы развития // Международный технико-экономический журнал. 2016. № 6. С. 25-29.
  11. Дорохов А. С., Катаев Ю. В., Скороходов Д. М. Теоретическое обоснование классификации входного контроля качества машиностроительной продукции // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 2. С. 49-54.

 

Материал поступил в редакцию 02.10.2017
© Песковацков Д. Н., 2017