Формирование нормативно-правовой базы в аспекте обеспечения национальной (в том числе экономической) безопасности Китая

Авторы: Шпак Анастасия Сергеевна, Сумарокова Ксения Андреевна, Гусева Юлия Вячеславовна, Эскерова Татьяна Андреевна, Яковлева Ксения Олеговна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 9-12

Объём: 0,23

Опубликовано в: «Наука без границ» № 11 (28), ноябрь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Формирование нормативно-правовой базы в аспекте обеспечения национальной (в том числе экономической) безопасности Китая / А. С. Шпак, К. А. Сумарокова, Ю. В. Гусева, Т. А. Эскерова, К. О Яковлева // Наука без границ. 2018. № 11(28). С. 9-12.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие экономической безопасности государства. Сформирован список нормативно-правовых документов, обеспечивающих национальную и экономическую безопасность Китая. В рамках законодательства определены стратегические интересы и приоритеты Китая.

Экономическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности  государства.

В экономической литературе существует большое количество формулировок понятия экономической безопасности.

Так, например, по мнению А.А. Прохожева экономическая безопасность – защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз [1].

В целом, экономическую безопасность государства можно охарактеризовать как понятие, объединяющие в себе единство трех категорий:

  • экономическая независимость;
  • стабильность и устойчивость экономической системы государства;
  • способность экономики к саморазвитию и прогрессу.

На сегодняшний день практически каждое государство стремится защитить свои интересы не только в сфере оборонного комплекса или, например, топливно-энергетического (если данная страна имеет экспортно-сырьевую направленность, ориентированную на энергоресурсы), но и в сфере экономики.

Поэтому в почти любой отдельно взятой стране существует специальное законодательство, обеспечивающее ее национальную, в том числе и экономическую, безопасность. Необходимо отметить, что именно правовой аспект играет ведущую роль во внутреннем социально-экономическом климате страны.

Так, в развивающейся быстрыми темпами Китайской Народной Республике в дополнение к основному закону, Конституции КНР, в последние годы были приняты нормативно-правовые документы, также позволяющие защищать наиболее важные интересы этого государства в целом и каждого отдельного хозяйствующего субъекта в частности:

  • Закон КНР «О государственной безопасности»;
  • Закон КНР «О внешней торговле»;
  • Закон КНР «О борьбе со шпионажем»;
  • Закон КНР «О безопасности пищевой продукции».

Разумеется, каждый из перечисленных нормативно-правовых актов (НПА) является общеобязательным, то есть его соблюдение осуществляется беспрекословно на всей территории государства.

Как уже было сказано ранее, Конституция Китая и упомянутые законы позволяют напрямую регулировать надлежащее исполнение обязательств государства в сфере национальной безопасности – защищать свои интересы и интересы граждан от внутренних и внешних угроз, а также поддерживать достаточный уровень конкурентоспособности страны.

Для более точного понимания реализации национальной (в том числе и экономической) безопасности Китая как системы конкретных мер, направленных на защиту личности и экономики в целом, необходимо рассмотрение каждого из нормативно-правовых документов (таблица 1).

 Таблица 1

Нормативно-правовое обеспечение национальной (экономической) безопасности КНР

Нормативно-правовые документы

Краткая характеристика документа

Конституция КНР[1] (принята 4.12.1982, в редакции от 14.03.2004)

Конституция как основной закон государства устанавливает подчиненность всего населения, государственных органов, политических партий, предприятий и т.д. ее положениям.

Закон КНР «О государственной безопасности»[2] от 01.07.2015

Закон определяет положения в сфере защиты безопасности государства, предупреждению и своевременному предотвращению угроз, а также устанавливает необходимость защиты существующей политической системы и интересов населения.

Закон КНР «О внешней торговле»[3] от 07.11.2016

Закон регулирует деятельность участников внешнеторговой деятельности (ВЭД), определяет положения развития внешней торговли.

Закон КНР «О борьбе со шпионажем»[4] от 01.11.2014

Закон определяет положения, ориентированные на противодействие и предупреждение шпионской деятельности в целях защиты безопасности страны.

 Перечисленные законодательные документы позволяют определить, какие стратегические интересы и приоритеты будут являться первоочередными для государства.

Так, например, одним из интересов в сфере экономики для Китая является ее стабильный рост. Для этого государству необходимо, во-первых, обеспечивать защиту системы рыночной экономики, во-вторых, совершенствовать механизмы ликвидации возникающих рисков, а также обеспечивать безопасность приоритетных отраслей.

Очевидно, что Китай вполне неплохо справляется с поставленной задачей – в последние годы государство занимает лидирующие позиции по величине ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности (ППС). Являясь при этом страной с высокими темпами развития, Китай обеспечивает и стабильный ежегодный прирост ВВП в среднем на 6-8 %.

Как в стране, активно ведущей внешнеэкономическую деятельность, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей для создания взаимной поддержки и выгоды на международной арене разработал и утвердил нормативно-правовые документы, регулирующих различные аспекты международного сотрудничества Китая. К таким документам относятся Законы «О внешней торговле», «О предприятиях иностранного капитала», «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала».

Таким образом, Китай стремится всеобъемлюще обеспечить национальную безопасность, объединяя разработку законодательной базы с осуществлением активных действий в этой области.

При этом в законодательстве Китая нет нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретное направление экономической безопасности, однако принимаются законы сопутствующие ее реализации.

Для оценки уровня национальной безопасности государства в общем и экономической безопасности в частности используются определенные показатели. К таковым относят, например:

  • Номинальный ВВП, реальный ВВП, ВВП на душу населения;
  • Темпы роста ВВП;
  • Демография, уровень и качество жизни;
  • Уровень инфляции;
  • Уровень безработицы;
  • Уровень бедности;
  • Уровень обеспеченности природными ресурсами;
  • Экологическая обстановка;
  • Состояние научно-технического потенциала;
  • Инвестиционная активность;
  • Государственный долг;
  • Экспорт, импорт, сальдо платежного баланса;
  • Доля импорта во внутреннем потреблении.

Для обеспечения национальной (в том числе экономической) безопасности Китая руководящие органы реализуют механизм работы и систему государственной безопасности, основанную на сочетании централизации и децентрализации и эффективного координирования.

Государственные органы Китая определяют направления работ в области национальной безопасности, используют стимулирование и ответственность за исполнение проектов как метод более эффективного контроля над составляющими национальной безопасности.

Такие механизмы позволяют обеспечить государству контроль над реализацией важнейших планов в области регулирования национальной безопасности.

Таким образом, государственные органы Китая стремятся в полной мере обеспечить защиту государства и личности от различных угроз (внутренних и внешних), используя наиболее эффективные механизмы защиты, принимая и совершенствуя законодательство в области обеспечения национальной и экономической безопасности.

 Список литературы
1.Прохожев А. А. Структура системы национальной безопасности // Общая теория национальной безопасности: учебник / Под общ. ред. А. А. Прохожева. – М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 39.

 Материал поступил в редакцию 24.10.2018
© Шпак А. С., Сумарокова К. А., Гусева Ю. В., Эскерова Т. А., Яковлева К. О., 2018



[1]Законодательство Китая [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution
[2]Закон КНР «О государственной безопасности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chinalaw.center/administrative_law/china_state_security_law_2015_russian/
[3]Закон КНР «О внешней торговле» [Электронный ресурс]. Режим доступа https://chinalaw.center/business_law/china_foreign_trade_law_revised_2016_russian/
[4]Закон КНР «О борьбе со шпионажем» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chinalaw.center/administrative_law/china_counterespionage_law_2014_russian/