Методические подходы к использованию ресурсов сети Интернет в преподавании инфокоммуникационных дисциплин

Авторы: Ющик Елена Владимировна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 36-39

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 11 (28), ноябрь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Ющик Е. В. Методические подходы к использованию ресурсов сети Интернет в преподавании инфокоммуникационных дисциплин // Наука без границ. 2018. № 11(28). С. 36-39.

Аннотация: В статье рассмотрены методические подходы к использованию образовательных ресурсов сети Интернет в преподавании инфокоммуникационных дисциплин в рамках самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

В настоящее время современное общество осуществило значительный рывок в развитии компьютерной техники по сравнению с предыдущим десятилетием, что привело к изменениям в технологии программирования и развитию средств связи между компьютерами. Усиление цифровизации общества в рамках утверждённой в 2017 г. правительством РФ программы «Цифровая экономика Российской Федерации» требует развития новых технологий обучения.

При организации образовательного процесса традиционная модель представления учебных пособий на бумажных носителях уже не является актуальной. Особенно это касается применения в системе заочного обучения при подготовке квалифицированных кадров для рыбной отрасли, при решении проблемы с восполнением пропущенных студентами занятий и т. п. Для решения такой задачи необходимо использовать модель сетевого образования, в которой надо найти оптимальное сочетание педагогических и информационных технологий.

Сеть Интернет предоставляет широкие возможности для свободного получения не только базовой информации по изучаемой тематике, но и данные о последних тенденция развития информационных технологий и средств коммуникации. Возможности мировой компьютерной сети значительно превышают по своему уровню информативности лекции по изучаемому предмету, и это меняет роль педагога в процессе обучения. В первую очередь позволяет реализовывать индивидуальный подход, адаптивно формировать скорость и интенсивность обучения, практические умения и навыки студентов в освоении материала [1].

Предлагаемый подход ориентирован на самостоятельную познавательную деятельность обучающихся при подготовке квалифицированных кадров для рыбной отрасли с использованием специально подготовленных электронных сетевых учебно-методических материалов. Возможность более широко использовать глобальные компьютерные сети появились в связи с активным использованием сети Интернет среди студентов. Когда речь идет об общих вопросах, то возможно использование хорошо зарекомендовавших себя ресурсов сети. Например, для раздела «История вычислительной техники» можно использовать сайт «Виртуальный компьютерный музей» (http://www.computer-museum.ru). Ресурс «Образовательные ресурсы Интернета – Информатика» (http://www.alleng.ru/edu/comp4.htm) позволяет получить в свое распоряжение электронные версии самых распространенных учебников по различным разделам инфокоммуникационных дисциплин. Также всем обучающимся при подготовке квалифицированных кадров для рыбной отрасли предоставляется возможность доступа с любого компьютера Дальрыбвтуза к использованию электронной библиотечной системы (http://biblioclub.ru), позволяющей знакомиться с последними новинками в области учебной литературы. Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий (http://www.iqlib.ru/) содержит не только коллекции, но и каталог, указывающий на другие ресурсы сети. В коллекции собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия, общеобразовательные и просветительские издания. На сайте организован эффективный поиск, простой и удобный доступ к актуальной образовательной и просветительской литературе. Максимальные возможности предоставляются на платной основе, но существует так называемый «свободный режим», который предоставляет пользователям полный доступ к текстам библиотеки ретроспективных изданий, работа с каталогами и библиографией всего ресурса, а также ознакомление с фрагментами изданий, представленных в платном режиме.

Значительно углубить свои знания можно, используя сайт «Национальный открытый университет «ИНТУИТ» (http://www.intuit.ru/). Он является старейшей образовательной площадкой Рунета. Здесь можно найти сотни текстовых и видеокурсов на десятки различных тем – и офисные технологии, сетевые технологии, интернет технологии, программирование и пр. Многие курсы подготовлены российскими университетами и крупными международными компаниями вроде Intel и Microsoft, причем самостоятельное обучение является бесплатным.

Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов в глобальной сети Интернет автором размещен ресурс (http://www.yuschikev.narod.ru), на котором приводится перечень лабораторных работ для каждой группы студентов. На нем можно увидеть не только тексты заданий в соответствии с рабочей программой дисциплины, что позволяет студенту заранее подготовиться к выполнению лабораторных работ, но и контрольные вопросы, направляющие студента при теоретической работе, а также справочные материалы по рассматриваемой теме.

При этом, как правило, допускается взаимодействие студентов между собой и с преподавателем при помощи электронной почты, однако контактная форма общения остается обязательным. В первую очередь это связано с попыткой некоторой части обучающихся уйти от самостоятельной работы, т. е. переложить выполнение работы на кто-либо другого. А также с выявлением уровня обученности студентов, что позволяет провести корректировку сложности выполняемых заданий.

Учебный процесс в этом случае необходимо строить как единый цикл занятий, каждое из которых предполагает ту или иную форму использования компьютерной техники, информационной технологии: работа с компьютерными учебниками, обучающими, контролирующими программами, предметно-ориентированными средами. Использование информационной технологии на всех стадиях педагогического процесса оправдано и позволяет: сократить время на освоение материала. Стимулировать познавательную активность и самостоятельность, активизировать развитие творческих способностей человека, привить навыки исследовательской деятельности, сформировать познавательные и развивающие мотивы.

При таком подходе образуется «обратная связь», которая позволяет, как и в любой управляемой системе, менять управляющее воздействие и мобильно реагировать на возникающие изменения. При этом такой мобильный вариант использования информационно-коммуникационных технологий позволяет решать задачу в режиме реального времени [3].

Постоянное развитие технической базы «Дальрыбвтуза» приводит к возможности использовать новые технологии в образовательном процессе, что позволяет в настоящее время организовывать учебный процесс на качественно новом уровне, значительно расширяя формы и методы его организации. Внедряется более широкое использование облачных технологий, которые могут активно влиять на уровень и качество образования. Используются не только облачные пространства в пределам Вуза, но и создаются аккаунты в Google для работы в Документах Google. Активно используется облачное пространство сервиса Mail.ru.

Всё это в первую очередь относится к увеличению возможности индивидуального подхода к студентам с более низким начальным уровнем информационно-коммуникационной компетентности, что позволяет проводить выравнивание уровня их знаний и умений [4].

 Список литературы
1. Ющик Е. В. Ресурсы сети интернет в адаптивном подходе при изучении инфокоммуникационных дисциплин в процессе подготовки квалифицированных кадров для рыбной отрасли // В сб: статей V Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы освоения биологических ресурсов Мирового океана»: (22-23 мая 2018 г.), г. Владивосток. В 2 ч. – Владивосток: Дальрыбвтуз, 2018. Часть 2. С. 224-227.
2. Ющик Е. В., Ющик М. А. Особенности преподавания информатики на старших курсах биологических специальностей рыбохозяйственного вуза // В сб: статей Международной научно-практической конференции «Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития»: (18 ноября 2017 г), г. Волгоград. В 3 ч. – Уфа: Омега Сайнс. 2017. Часть 2. С. 208-210.
3 Ющик Е. В., Колбина Е. А. Использование средств информационно-коммуникационных технологии в обучении информатике // Научные труда Дальрыбвтуза, Владивосток, Дальрыбвтуз. 2009. Вып. 21. Часть 2. С. 226-232.
4. Ющик Е. В. Повышение уровня информационно-коммуникационной компетенции студентов рыбохозяйственного вуза // Рыбное хозяйство. – М.: ФГБУ ЦУРЭН. 2013. № 4. С. 10-11.

Материал поступил в редакцию 04.11.2018
© Ющик Е. В., 2018