Внешние и внутренние угрозы энергетической безопасности Российской Федерации на современном этапе

Авторы: Шпак Анастасия Сергеевна, Николаева Лия Владимировна, Ходько Анастасия Сергеевна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 5-8

Объём: 0,20

Опубликовано в: «Наука без границ» № 11 (28), ноябрь 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Шпак А. С., Николаева Л. В.,Ходько А. С. Внешние и внутренние угрозы энергетической безопасности Российской Федерации на современном этапе // Наука без границ. 2018. № 11(28). С. 5-8.

Аннотация: В статье рассмотрены основные внешние и внутренние угрозы энергетической безопасности Российской Федерации, выявлены причины их возникновения, а также приведены ключевые меры по возможному нивелированию рассмотренных угроз.

Энергетическая политика России нацелена на максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций[1]. С этой целью были выявлены основные угрозы энергетической безопасности Российской Федерации, которые представлены в табл. 1.

Угроза экономической безопасности – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере[2].

 

Таблица 1

Основные угрозы энергетической безопасности РФ

Область

Угроза

Содержание

Внутренние

Высокая энергоемкость ВВП

Неконкурентоспособность отечественной продукции с импортной из-за высокой электроемкости (высокие удельные расходы электроэнергии на добывающих и обрабатывающих производствах)

Низкая энергоэффективностъ

Потери электроэнергии в электрических сетях вследствие износа

Физический и моральный износ ОФ

Снижение качества энергии, высокие потери. Низкая эффективность и экономичность производства приводит к удорожанию конечной продукции. Высокий уровень небезопасной эксплуатации

Научно-техническая недостаточность

Нехватка собственных научных компетенций и современного технологического оборудования исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития

Внешние

Нехватка инвестиций

Дискриминационные меры в отношении ТЭК РФ, ограничивающие доступ к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям приводит к снижению инвестиционной привлекательности российской энергетики

Изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы

Развитие энергосберегающих технологий, «зеленых технологий» приводит к снижению потребления традиционных источников энергии, экспортером которых является РФ

 

Остановимся подробнее на выявленных угрозах.

1. Высокая энергоемкость ВВП.

Энергоемкость повышает конкурентоспособность и способствует благосостоянию потребителей. Если смотреть в страновом аспекте, то Российская Федерация с 2013 по 2015 гг. находилась на последнем месте в мировом рейтинге из 44 стран по энергопотреблению на единицу ВВП. Эта угроза автоматически притягивает за собой и низкую энергоэффективность российской экономики.

2. Низкая энергоэффективностъ.

Низкая энергоэффективность экономики государства приводит к высоким издержкам населения на свое энергообеспечение, способствует нарушению устойчивого энергоснабжения, затрудняет сохранение энергетической безопасности. Особую важность имеет проблема рационального использования энергоресурсов у потребителей, крупнейшим из которых является промышленность. Поэтому государственная поддержка политики энергосбережения и энергоэффективности крайне важна.

3. Физический и моральный износ ОФ.

Надежность энергетического оборудования – это один из главных показателей обеспеченности населения страны бесперебойной работой энергетической системы. Возрастает стоимость энергии за счет ее потери при передаче, а также неэффективной работе агрегатов.

4. Научно-техническая недостаточность.

Данная угроза не позволяет в полной мере использовать ВИЭ (возобновляемые источники энергии). А их приоритетность связана в первую очередь с повсеместной распределенностью, экологичностью и экономичностью. Низкий уровень НТП не позволяет добывать ресурсы в труднодоступных местностях (например, Арктическая зона), а также снижает эффективность добычи.

5. Нехватка инвестиций.

Является ключевой проблемой, так как нехватка денежных средств притягивает к себе и остальные проблемы.

6. Изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы.

Во всем мире наблюдается массовый переход на энергосбережение и энергоэффективность. В таких передовых странах как, например, Япония и Германия, где существует нехватка в собственных энергетических ресурсах, энергосберегающие технологии и повышение общего уровня энергосбережения лежат в основе энергетической политики государства. Для РФ, как для экспортера традиционных источников энергии в страны-потребители такое изменение в структуре энергетического баланса носит негативный характер. Снижение экспорта нефти, газа, угля потянет на себя снижение налоговых поступлений в бюджет страны. Хотя переход с «Нефтяной иглы» является верным трендом развития для российской экономики, необходимо также понимать, что снижение углеводородных налогов должно компенсироваться иными налоговыми платежами, причем не за счет населения, а посредством экспертных поставок продукции. Рост налоговой нагрузки может дополнительно замедлить экономику страны и обложить налогами иные сферы экономики как, например, в 2016 году это привело к повышению акцизов на бензин.

Однако, можно говорить, что данный перечень угроз не является исчерпывающим, так как топливно-энергетический комплекс России охватывает все сферы жизни современного общество, а его влияние оказывает сильное воздействие на его развитие.

Таким образом, можно подчеркнуть следующее:

- Россия обладает значительными объемами запасов природных ресурсов, таких как: нефть, природный газ, уголь и имеет значительный гидропотенциал. Кроме этого, существует перспектива развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а положительный задел с советского прошлого в атомной сфере способствует развитию этого направления не только в гражданских потребностях, но и военных;
- в результате оценки уровня энергетической безопасности Российской Федерации, можно отметить высокую безопасность в сырьевой обеспеченности и низкую – в технологическом и инновационном, а так как два последних блока напрямую связаны с инвестициями, значит с уверенностью можно утверждать и о пониженном уровне безопасности в инвестиционном блоке;
- политика РФ основывается прежде всего на энергоэффективности и энергосбережении высокого технологического прогресса. Инновационное развитие должно стать преобладающим направлением, а драйверами реализации должны стать прорывные технологии во всех сферах энергетики и на всех этапах производства энергии. Для модернизации необходимы значительные объемы инвестиций и поэтому основными инструментами повышения инвестиционной привлекательности российского топливно-энергетического комплекса являются государственно-частное партнёрство, концессионные соглашения и кластерный подход.

 

Материал поступил в редакцию 24.10.2018
© Шпак А. С., Николаева Л. В., Ходько А. С., 2018



[1] Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р
[2] О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента от 13.05.2017 № 208