Содержание эффективности и качества подготовки будущих учителей трудового образования

Авторы: Кулиева Шахноза Халимовна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 67-69

Объём: 0,21

Опубликовано в: «Наука без границ» № 12 (17), декабрь 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Кулиева Ш. Х. Содержание эффективности и качества подготовки будущих учителей трудового образования // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 67-69.

Аннотация: В статье описываются пути повышения эффективности формирования у будущих учителей трудового образования профессиональных знаний, навыков и квалификаций при подготовке специалистов, их непосредственного участия в организационных процессах и процессах производства, умения, на основании полученных знаний, найти творческий и самостоятельный подходы к решению проблем и делать выводы.

В каждом звене системы непрерывного образования, видно, что, не обеспечивая активную деятельность обучаемых, невозможно достичь решения поставленных глобальных задач в будущем. Именно поэтому, одной из проблем сегодняшнего дня является, по возможности широкое использование факторов, обеспечивающих сознательную, исследовательскую и творческую деятельность обучаемых. До сих пор, в средних специальных профессиональных и высших учебных заведениях, основной целью являлась привитие к будущим специалистам профессиональных знаний, навыков и квалификаций. Но сегодня требования к подготовке будущих специалистов другие. Современный специалист должен обладать умением найти самостоятельный и творческий подход к проблемам, решать их, основываясь на полученных знаниях, делать соответствующие выводы, непосредственно участвовать в организационных и производственных процессах. При формировании этих качеств, роль учителя труда и профессионального образования имеет огромное значение [1, 2].

Повышение уровня профессионально-педагогической подготовки учителей труда и профессионального образования, а также, подготавливаемых специалистов предусматривает, с одной стороны: использование современных педагогических технологий; с другой - разработку методологических основ современной образовательно-воспитательной работы. Также непонимание истинной сути требований, предъявляемых будущему учителю, недостаточное внедрение передовых технологий и новых современных техник на процесс производства, незнание перспективных направлений, специальностей, создают определенные трудности этой молодежи в нахождении своего места в будущем.

В работах У. Н. Нишоналиева отражено, что повышение эффективности и качества подготовки будущих учителей трудового образования состоят из следующих основных этапов:

  • в будущих специалистах нужно сформировать такую систему знаний, которая должна обеспечивать одновременно и с педагогической, и с политехнической стороны профессиональную грамотность, отвечающую требованиям времени;
  • научить будущих специалистов, в прежде неизвестных условиях и чрезвычайных ситуациях, конструктивно мыслить для принятия правильных решений;
  • по возможности привлекать студентов к научно-исследовательским работам, которые заставят их работать самостоятельно. Причем, это может быть и написание реферата или курсовой работы, и подготовка к разработке выпускной квалификационной работы (проекту).

По мнению многих исследователей, улучшение настоящего положения подготовки учителей трудового образования в педагогических высших учебных заведениях, повышение профессиональной пригодности подготавливаемых специалистов, непосредственно связано с методическим обеспечением образовательно-воспитательного процесса [3, 4]. Актуальность проблемы подробно освещена в докторской диссертации А. Р. Ходжабаева и в его последующих работах [5].

В настоящее время оборудование, используемое в обучении студентов, не отвечает требованиям повышения эффективности занятий. Также педагогическая практика и защита выпускной квалификационной работы, которые являются итоговой частью работы подготовки учителей трудового образования, не должны считаться второстепенным, а должны проводиться в соответствии с современными требованиями.

Квалификационная практика студентов выпускного курса и анализ педагогической деятельности молодых учителей говорят о том, что у них возникают большие трудности в области применения теоретических знаний на практике.

Одним из важных факторов усиления практической стороны будущих учителей трудового образования является формирование их технического мышления, а техническое мышление основывается на создании новшеств, на постоянном поиске решений технико-технологических задач, применения общепрофессиональных и специальных знаний. Структура и способ работы изучаемого объекта (предмета, события, процесса), требуют пояснения предъявляемых им важных требований, обоснования законов и событий. Необходимо по мере надобности прокомментировать каждое используемое понятие, применить это понятие на практике.

То, что теоретические знания резко отличаются от жизненных событий, приводит к неправильному представлению места и значения научных знаний и неумению их применения в своей практической деятельности. Обеспечение органической связанности теории и практики требует взаимосвязанности различных наук и усовершенствования изучаемых знаний.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что качество подготовки учителей трудового образования состоит из:

  • научно-интеллектуальной пригодности профессоров-педагогов и обучаемых;
  • управления, успешного применения инновационных педагогических, информационных и воспитательно-контрольных технологий;
  • материально-технической обеспеченности;
  • учебно-методической и нормативно-правовой обеспеченности;
  • поощрения;
  • организации внебюджетных работ.

Качество подготовки учителей трудового образования связано с показателем эффективности и состоит из:

  • масштабности системного подхода к образованию и альтернативности;
  • наглядности образования, целенаправленности и точности объяснений учителя;
  • качество взаимодействия технологии обучения (обучающий и обучаемый).

Педагогическая направленность воспитания и образования студентов трудового обучения исходит из сути задач, требующих решения в производстве той или иной материальной ценности.

Основное направление трудового образования – это формирование у студентов представления о современных процессах производства, и оно воплощается через педагогические, технико-технологические знания и практические навыки.

Список литературы

  1. Каримов А. И. Гармонично развитое поколение – надежная опора нашей страны. Ташкент : Шарк, 1998. 64 с.
  2. Муслимов Н. А. Профессиональное формирование будущего учителя трудового образования. Ташкент : Наука, 2004. 130 с.
  3. Нуриддинов Б. С., Абдукудусов О. А. Проблемы подготовки учителей трудового образования и повышения их квалификаций. Ташкент : TACIS, 2001. 114 с.
  4. Перегудов Л. В., Саидов М. Х. Менеджмент и экономика высшего образования. Ташкент : Молия, 2002. 184 с.
  5. Ходжабоев А. Х. Научно-педагогические основы учебно-методического комплекса подготовки учителя труда. Ташкент : 1992. 42 с.

 

Материал поступил в редакцию 08.06.2017
© Кулиева Ш. Х., 2017