Основные направления государственной поддержки аграрного сектора экономики

Авторы: Семенюк Виктория Сергеевна, Никитин Евгений Александрович

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 5-9

Объём: 0,25

Опубликовано в: «Наука без границ» № 1(29), январь 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Семенюк В. С., Никитин Е. А. Основные направления государственной поддержки аграрного сектора экономики // Наука без границ. 2019. № 1(29). С. 5-9.

Аннотация: Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики РФ, нуждающаяся в государственной поддержке. Существующие проблемы аграрного сектора являются сдерживающими факторами развития, с которыми государство борется посредством использования различных инструментов и механизмов. Актуальность данной проблемы обусловлена социальной значимостью отрасли.

Аграрный сектор экономики – важнейшая отрасль народного хозяйства любой страны, направленная на обеспечение продовольственной безопасности государства и получение сырья для отраслей промышленности, этим обусловлена актуальность данной темы. Структура аграрного сектора формируется из двух основных подотраслей – растениеводство и животноводство, каждая из которых решает вопросы обеспечения населения продуктами первой необходимости, отвечающие за здоровое питание человека. На пути своего развития сельское хозяйство сталкивается с различными преградами, которые государство пытается регулировать специальными инструментами и механизмами. По этой причине развитие и поддержание сельского хозяйства государством будут всегда актуальными и необходимыми.

Говоря о важности государственной поддержки аграрного сектора, стоит отметить ряд факторов, сдерживающих его устойчивое развитие:

  • недостаточный уровень государственной материальной поддержки;
  • депопуляризация села;
  • низкий уровень обеспеченности высококвалифицированными кадрами;
  • зависимость эффекта аграрного производства от погодно-климатических условий;
  • тяжелый ручной многочасовой труд работников;
  • высокий уровень износа сельскохозяйственной техники и средств производства.

Государство проводит ряд мероприятий, направленных на поддержание аграрного сектора. К таким мероприятиям следует отнести:

1. Краткосрочное кредитование –  поддержка, осуществляемая в целях проведения сезонных полевых работ, закупки кормов, сырья первичной и промышленной переработки организациями АПК.

По данным национального доклада в 2017 году наибольшая активная политика в области краткосрочного кредитования агропромышленного комплекса проводилась АО «Россельхозбанк» - 72,3 %, ПАО Сбербанк – 14,8 %, Банк ГПБ (АО) - 10,2 %, АО «Альфа-банк» -2,7 % (рис. 1)[1].

Доля кредитных организаций в общем объеме краткосрочного кредитования  

Рис. 1. Доля кредитных организаций в общем объеме краткосрочного кредитования [1]

АО «Россельхозбанк» остается лидером кредитования сезонных полевых работ (85,4 %), а лидирующие позиции по выданным кредитам в 2017 году занимают Центральный (29,6 %), Приволжский (26,4 %), Южный (21,9 %) и Северо-Западный (11,2 %) федеральные округа, что можно объяснить хорошими климатическими условиями.

2. Инвестиционное кредитование – предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым на развитие АПК[2].

По данным национального доклада авторами была составленная диаграмма, отражающая объем субсидируемых инвестиционных кредитов в различных направлениях АПК. По количеству полученных кредитов на развитие АПК лидирующие позиции занимают кредиты по направлению «техническая и технологическая модернизация», «молочное скотоводство», «приобретение племенной продукции» (рис. 2).

Количество кредитов, выданных на развитие АПК  

Рис. 2. Количество кредитов, выданных на развитие АПК

Наибольшая активная политика в данной области в 2017 году проводилась ПАО Сбербанк (35,3 %) , второе место – Россельхозбанк (31,5 %)[3].

3. Создание и модернизация объектов АПК – возмещение прямых понесенных затрат (в размере 20-35 %) на создание и модернизацию объектов АПК[4].

В 2017 г. в рамках оказания рассматриваемой меры государственной поддержки государством профинансировано 192 инвестиционных проекта. По данным национального доклада авторами была составлена диаграмма, отражающая сферы возмещения прямых понесенных затрат (рис. 3).

Финансирование инвестиционных проектов в различных сферах АПК 

Рис. 3. Финансирование инвестиционных проектов в различных сферах АПК

4. Программа поддержки молодых специалистов сельского хозяйства.

Программа «Жилье молодым специалистам на селе» призвана оказать помощь семьям в покупке квартиры или дома в сельской местности. Социальная выплата предоставляется в размере 70 % от расчетной стоимости строительства (приобретение) жилья.

5. Закупка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.

Мера поддержки не только аграрного сектора, но и экономико-социальных программ РФ.

Вступление во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), принятие нашей страной обязательств по выполнению условий вступления в ВТО, а также подписание соглашения по сельскому хозяйству потребовало пересмотра сложившейся в нашей стране аграрной политики и сопоставления мер поддержки отечественных аграриев с требованиями ВТО.

Меры государственной поддержки аграрного сектора экономики подразделяются на так называемую «радугу поддержки производителей», которая не оказывает искажающего влияния на торговлю. К таким мерам относятся:

1. Красная корзина – это меры поддержки, которые оказывают искажающее влияние на конкуренцию или доходы сельскохозяйственных производителей и должны быть постепенно сокращены. К таким мерам относятся экспорт некоммерческих запасов сельхозпродукции государством по ценам ниже, чем на внутреннем рынке; субсидирование сбытовых и международных транспортных издержек; прямые экспортные субсидии[5].
2. Желтая корзина – это меры поддержки государства, стимулирующие агропромышленное производство и на прямую влияющие на торговлю сельскохозяйственной продукцией. Меры данной поддержки ограничены, к ним относятся интервенционные закупки сельскохозяйственной продукции; субсидии; компенсации; льготы.
3. Зеленая корзина включает меры государственной поддержки, не оказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на торговлю. Данные меры финансируются из государственного бюджета и могут быть применены в сфере подготовки кадров, научных исследований, развития инфраструктуры, программ страхования урожая[6].

Данные ограничения свидетельствуют о том, что отечественная аграрная политика не в полной мере отвечает интересам России. Стоит отметить, что процесс адаптации России к условиям ВТО должен проходить менее болезненно для сельского хозяйства страны и учитывать интересы населения. При определении дальнейшего вектора развития аграрной политики стоит обратить внимание на опыт других стран. Например, США для улучшения аграрного производства использует собственный потенциал и докупает лишь недостающие ресурсы. Также она обеспечивает гарантированный сбыт фермерской продукции для государственных нужд. Германия использует механизм укрупнения потоков ЛПХ. Если РФ «позаимствует» некоторые способы поддержки сельского хозяйства у других стран, делая акцент на развитии производства таких видов продукции, по которым у него имеются выраженные сравнительные преимущества, то продовольственная безопасность государства будет улучшена и защищена [1].

Список литературы
1. Карташов Е. Ф. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса региона: автореф. дис. … канд. экон. наук. – Казань, 2013. – 19 с.
2. Романенко Ю. Д., Чутчева Ю. В. Детерминанты государственного регулирования аграрной сферы экономики // Международный научный журнал. 2015. № 6. С. 15-18.
3. Чутчева Ю. В., Сеидов М. М., Тогоев О. Ш. Инвестиционные процессы в агропромышленном комплексе // Международный технико-экономический журнал. 2012. № 5. С. 5-8.

Материал поступил в редакцию 14.01.2019
© Семенюк В. С., Никитин Е.А., 2019



[1] Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 году Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»

[2] Там же

[3] Там же

[4] Там же

[5] Там же

[6] Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей России в условиях вступления в ВТО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnshb.ru/news/vex_gpsr.shtm