Основные направления государственной поддержки аграрного сектора экономики
Авторы: Семенюк Виктория Сергеевна, Никитин Евгений Александрович
.Рубрика: Экономические науки
Страницы: 5-9
Объём: 0,25
Опубликовано в: «Наука без границ» № 1(29), январь 2019
Библиографическое описание: Семенюк В. С., Никитин Е. А. Основные направления государственной поддержки аграрного сектора экономики // Наука без границ. 2019. № 1(29). С. 5-9.
Аннотация: Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики РФ, нуждающаяся в государственной поддержке. Существующие проблемы аграрного сектора являются сдерживающими факторами развития, с которыми государство борется посредством использования различных инструментов и механизмов. Актуальность данной проблемы обусловлена социальной значимостью отрасли.
Аграрный сектор экономики – важнейшая отрасль народного хозяйства любой страны, направленная на обеспечение продовольственной безопасности государства и получение сырья для отраслей промышленности, этим обусловлена актуальность данной темы. Структура аграрного сектора формируется из двух основных подотраслей – растениеводство и животноводство, каждая из которых решает вопросы обеспечения населения продуктами первой необходимости, отвечающие за здоровое питание человека. На пути своего развития сельское хозяйство сталкивается с различными преградами, которые государство пытается регулировать специальными инструментами и механизмами. По этой причине развитие и поддержание сельского хозяйства государством будут всегда актуальными и необходимыми.
Говоря о важности государственной поддержки аграрного сектора, стоит отметить ряд факторов, сдерживающих его устойчивое развитие:
- недостаточный уровень государственной материальной поддержки;
- депопуляризация села;
- низкий уровень обеспеченности высококвалифицированными кадрами;
- зависимость эффекта аграрного производства от погодно-климатических условий;
- тяжелый ручной многочасовой труд работников;
- высокий уровень износа сельскохозяйственной техники и средств производства.
Государство проводит ряд мероприятий, направленных на поддержание аграрного сектора. К таким мероприятиям следует отнести:
1. Краткосрочное кредитование – поддержка, осуществляемая в целях проведения сезонных полевых работ, закупки кормов, сырья первичной и промышленной переработки организациями АПК.
По данным национального доклада в 2017 году наибольшая активная политика в области краткосрочного кредитования агропромышленного комплекса проводилась АО «Россельхозбанк» - 72,3 %, ПАО Сбербанк – 14,8 %, Банк ГПБ (АО) - 10,2 %, АО «Альфа-банк» -2,7 % (рис. 1)[1].
Рис. 1. Доля кредитных организаций в общем объеме краткосрочного кредитования [1]
АО «Россельхозбанк» остается лидером кредитования сезонных полевых работ (85,4 %), а лидирующие позиции по выданным кредитам в 2017 году занимают Центральный (29,6 %), Приволжский (26,4 %), Южный (21,9 %) и Северо-Западный (11,2 %) федеральные округа, что можно объяснить хорошими климатическими условиями.
2. Инвестиционное кредитование – предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, взятым на развитие АПК[2].
По данным национального доклада авторами была составленная диаграмма, отражающая объем субсидируемых инвестиционных кредитов в различных направлениях АПК. По количеству полученных кредитов на развитие АПК лидирующие позиции занимают кредиты по направлению «техническая и технологическая модернизация», «молочное скотоводство», «приобретение племенной продукции» (рис. 2).
Рис. 2. Количество кредитов, выданных на развитие АПК
Наибольшая активная политика в данной области в 2017 году проводилась ПАО Сбербанк (35,3 %) , второе место – Россельхозбанк (31,5 %)[3].
3. Создание и модернизация объектов АПК – возмещение прямых понесенных затрат (в размере 20-35 %) на создание и модернизацию объектов АПК[4].
В 2017 г. в рамках оказания рассматриваемой меры государственной поддержки государством профинансировано 192 инвестиционных проекта. По данным национального доклада авторами была составлена диаграмма, отражающая сферы возмещения прямых понесенных затрат (рис. 3).
Рис. 3. Финансирование инвестиционных проектов в различных сферах АПК
4. Программа поддержки молодых специалистов сельского хозяйства.
Программа «Жилье молодым специалистам на селе» призвана оказать помощь семьям в покупке квартиры или дома в сельской местности. Социальная выплата предоставляется в размере 70 % от расчетной стоимости строительства (приобретение) жилья.
5. Закупка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.
Мера поддержки не только аграрного сектора, но и экономико-социальных программ РФ.
Вступление во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), принятие нашей страной обязательств по выполнению условий вступления в ВТО, а также подписание соглашения по сельскому хозяйству потребовало пересмотра сложившейся в нашей стране аграрной политики и сопоставления мер поддержки отечественных аграриев с требованиями ВТО.
Меры государственной поддержки аграрного сектора экономики подразделяются на так называемую «радугу поддержки производителей», которая не оказывает искажающего влияния на торговлю. К таким мерам относятся:
1. Красная корзина – это меры поддержки, которые оказывают искажающее влияние на конкуренцию или доходы сельскохозяйственных производителей и должны быть постепенно сокращены. К таким мерам относятся экспорт некоммерческих запасов сельхозпродукции государством по ценам ниже, чем на внутреннем рынке; субсидирование сбытовых и международных транспортных издержек; прямые экспортные субсидии[5].
2. Желтая корзина – это меры поддержки государства, стимулирующие агропромышленное производство и на прямую влияющие на торговлю сельскохозяйственной продукцией. Меры данной поддержки ограничены, к ним относятся интервенционные закупки сельскохозяйственной продукции; субсидии; компенсации; льготы.
3. Зеленая корзина включает меры государственной поддержки, не оказывающие или оказывающие минимальное искажающее воздействие на торговлю. Данные меры финансируются из государственного бюджета и могут быть применены в сфере подготовки кадров, научных исследований, развития инфраструктуры, программ страхования урожая[6].
Данные ограничения свидетельствуют о том, что отечественная аграрная политика не в полной мере отвечает интересам России. Стоит отметить, что процесс адаптации России к условиям ВТО должен проходить менее болезненно для сельского хозяйства страны и учитывать интересы населения. При определении дальнейшего вектора развития аграрной политики стоит обратить внимание на опыт других стран. Например, США для улучшения аграрного производства использует собственный потенциал и докупает лишь недостающие ресурсы. Также она обеспечивает гарантированный сбыт фермерской продукции для государственных нужд. Германия использует механизм укрупнения потоков ЛПХ. Если РФ «позаимствует» некоторые способы поддержки сельского хозяйства у других стран, делая акцент на развитии производства таких видов продукции, по которым у него имеются выраженные сравнительные преимущества, то продовольственная безопасность государства будет улучшена и защищена [1].
Список литературы
1. Карташов Е. Ф. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса региона: автореф. дис. … канд. экон. наук. – Казань, 2013. – 19 с.
2. Романенко Ю. Д., Чутчева Ю. В. Детерминанты государственного регулирования аграрной сферы экономики // Международный научный журнал. 2015. № 6. С. 15-18.
3. Чутчева Ю. В., Сеидов М. М., Тогоев О. Ш. Инвестиционные процессы в агропромышленном комплексе // Международный технико-экономический журнал. 2012. № 5. С. 5-8.
Материал поступил в редакцию 14.01.2019
© Семенюк В. С., Никитин Е.А., 2019
[1] Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 году Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»
[2] Там же
[3] Там же
[4] Там же
[5] Там же
[6] Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей России в условиях вступления в ВТО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnshb.ru/news/vex_gpsr.shtm