Традиционные методы возведения стен домов в южных районах Кыргызстана

Авторы: Маразыков Нурабидин Камчиевич, Шеранова Толгонай Нурбековна

.

Рубрика: Исторические науки

Страницы: 36-40

Объём: 0,30

Опубликовано в: «Наука без границ» № 1(29), январь 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Маразыков Н. К., Шеранова Т. Н. Традиционные методы возведения стен домов в южных районах Кыргызстана // Наука без границ. 2019. № 1(29). С. 36-40.

Аннотация: В данной статье речь идет о традиционных методах возведения стен в южных регионах Кыргызстана, об их внешней и внутренней отделке и используемых инструментах.

По традиции кыргызы в южных областях Кыргызстана штукатурят дома обычной черной штукатуркой, смешивая солому с глиной. И если в прошлые времена так штукатурили только внутреннюю сторону стен дома, то, начиная с 20 века, штукатуркой стали покрывать и внешние стороны.

Обычно для штукатурки дома использовали глину из желтой и красной земли. Там, где не было такой земли, её привозили из других мест. В конце 19 и начале 20 века на штукатурку дома уходило порядка 3-7 тонн отборной земли.

Для подготовки глиняного раствора для штукатурки сначала подбирали подходящее место вблизи стен, внутри или с внешней стороны дома таким образом, чтобы не создавать помех работе штукатуров. Выбранное место очищали от травы и равняли. Затем на носилках (замбар) два человека доставляли  на подготовленное место землю, которую собирали в невысокую кучу. Верхнюю часть равняли и делали характерное углубление, куда заливали воду и с помощью кетменя (тяпки) замешивали раствор глины. После этого раствор засыпали соломой и заливали водой. Далее работник, засучив брюки до колен, ногами и кетменём замешивал раствор, время от времени подливая воду. Так продолжалось до тех пор, пока не растворялась вода и раствор не обретал должную консистенцию. До полной закваски раствор оставляли на 2-3 дня, периодически поливая водой, чтобы не засох.

Готовность раствора определяли по запаху брожения или густоте массы, когда ногу вытащить из раствора было затруднительно [4]. Штукатурные работы проводились в жаркие дни, так как глиняный раствор хорошо прилипает к сухой стене [5]. Раствор подавался вёдрами штукатуру, который руками набрасывал его на стену и разравнивал при помощи тёрки (андава). После использования 5-6 вёдер раствора штукатур разравнивал нанесенный раствор при помощи полутёрки [2]. Для оштукатуривания верхней части стены штукатур вставал на деревянные подставки. Так продолжалось до окончания штукатурных работ.

Для достижения ровных откосов в дверных и оконных проёмах применялись специальные рейки длиной 2-2,5 метра.

Подобные методы штукатурных работ традиционно применялись в домах памирского и ферганского типов [3].

Отмеченные штукатурные инструменты замбар (носилки), андава, чонандава (тёрки и полутёрки), чёп (рейки) широко применялись мастерами в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане. Хотя они могли в разных местах называться по-разному. Жилища, отштукатуренные подобным способом, зимой были теплыми и прохладными в летнюю пору.

Штукатурные работы велись одним штукатуром мастером и одним-двумя работниками, готовящими глиняный раствор. В конце 19 и начале 20 века оплату  за проделанную работы они брали зерном или скотом.

Дома со старой пожелтевшей штукатуркой города Ош часто встречаются в описаниях иностранных путешественников и исследователей. Так, француз Гийом Капю, участвовавший в экспедиции на Памир в 1880 году, отмечал, что в городе Ош дома с желтыми стенами расположены среди высоких тополей, напоминающие собой большие булыжники. На окраине города просматривается Тахт-Сулайман или гора Соломона.

Англичанин Дунмор 29 декабря 1882 года пишет, что шли они по длинной улице, по краям которой росли тополя. У дороги отдельно друг от друга стояли дома, похожие на хижины индусов [3, 105].

«Как в Туркестанских городах в городе Оше дома располагаются беспорядочно, улицы узкие, неровные, со многими поворотами, неудобные», -писала о старой части города мусульманская газета, издаваемая  в Оренбурге (3, 105).  «Жилища сартов были такими же простыми, как и у других этносов. Фундаменты домов на небольшом углублении выкладывались камнями, стены возводились слоеной глиной (пакса) или сырым глиняным кирпичом» [3, 105].

В конце 19 и начале 20 века наряду с глиняной штукатуркой с соломой для возведения стен домов ферганского и памирского типов использовался метод слоёной глины (пакса). Работу осуществляли укладчик  слоеной глины, глиномешальщик (ылайчи) и белчи (работник, разрезающий глину на равные части). Глину для строительства готовили из сочной жёлтой, красной земли и чернозёма. Место для заготовки глины  шириной  1-1,5 метра и глубиной 20-30 см готовили у фундамента. Здесь выкопанную или собранную землю равняли и в сделанное углубление заливали воду. Ылайчы при помощи кетменя начинал размешивать землю с водой. По мере надобности белчи подливал воду в готовящуюся глиняную массу. После небольшой паузы, когда глине давали «отдохнуть», ылайчы ещё раз размельчал кетменём глину и затем белчи забрызгивал полученную глиняную массу водой. В таком состоянии глину оставляли до утра томиться, чтобы она пропиталась водой и «отдохнула». Этот метод назывался «дымдоо» - тушение глины.

 Работу начинали, когда солнце высоко поднималось, так как непрогретая, холодная глина плохо цеплялась при укладке. Перед началом работы глиномешальщик ещё раз размельчал глину, поливая её водой. Затем, отделив её от основной массы размером 1-2 метра, отдавливал ногами и придавал ей форму. После этого бельчи разрезал глину на установленные равные части и подавал укладчику. Тем временем глиномешальщик отделял очередную «порцию» глины, отдавливал, передавал бельчи, который тоже босыми ногами отдавливая глину, придавал ей необходимую форму и разрезал на части для передачи укладчику. Последний укладывал глину (пакса) ряд за рядом. Причем каждый следующий ряд начинался с конца предыдущего, с соблюдением метода связки, что предохраняло стены от трещин. По мере поднятия стены её толщина с внешней стороны постепенно сужалась. Поэтому кыргызы говорили, что стена падает  вовнутрь. После возведения стен на неё устанавливали потолочные балки на расстоянии 0,70-1 м друг от друга, пространства между которыми выкладывали глиной (пакса).

Помимо этого ставились стенные перегородки, разделяющие внутреннее пространство дома на 2-3 комнаты и подсобное помещение. Обычно работа мастеров оплачивалась зерном или разной живностью.

Другим распространённым строительным материалом в регионах юга Кыргызстана является гувалак - колобки глины, употребляемые вместо кирпича для кладки стен или заборов. Процесс готовки глины такой же, как и для паксы, с той лишь разницей, что гувалаки скатывают в колобки эллипсоидной формы. В районах Баткенской области метод тушения глины не применяют из-за содержания в земле мелких камней. В тоже время в других южных регионах, где используют для заготовки глины желтую, красную землю и чернозём, метод тушения широко применяют.

Как было отмечено выше, работу начинали при солнечных лучах, чтобы глина немного прогрелась для большей липкости. Глиномешальщик скатывал колобок нужного размера и ставил его в ровном месте  для сушки. Комки глины скатывают как соломой, так и без неё.

Гувалак используют чаще всего для заполнения деревянного остова каркасной постройки (сынч), соблюдая метод связки [1, 129]. Им также кладут стены заборов, хозяйственных построек. При укладке гувалака используется обычный глиняный раствор, приготовленный из простой земли [2, 114].

Примером каркасной постройки может служить дом Мансур ажыуулу Исхака из села Охна Кадамжайского района Ошской области, состоящий из двух комнат, двух прихожих и террасы. Деревянный каркас стен, возведенный на фундаменте из камней, выложен гувалаком.

О подобном методе постройки домов описывал в конце 19 века А.Ф. Миддендорф. Путешественник отмечал, что население Ферганской долины строит свои дома из шарообразных глиняных колобков размером в человеческую голову. Они предварительно высушивали колобки, смешанные с соломой или скатанные без неё, и с помощью жидкого глиняного раствора выкладывали стены [4, 90].

В некоторых районах широко использовали гувалаки, смешанные с соломой, так как стены из таких колобков хорошо держали штукатурку.

Ещё одним строительным материалом в исследуемом регионе считается кирпич. Его делали из глины, иногда смешивая с соломой. Весь процесс приготовления сырого кирпича был аналогичным с тем, что было описано выше. Землю мешали с водой. Потом полученную глиняную массу оставляли томиться. На следующий день из готовой глины кетменём отделяли куски, скатывали продолговатые колобки и ими заполняли специальные формы с дном, которые работник двумя руками брал за ручки и переворачивал на заранее подготовленном ровном месте для дальнейшей сушки. Чтобы глина не прилипала, форму ополаскивали песком. Так работали до окончания заготовленной глины. Если же использовали форму без дна, то глину подносили до места на носилках и затем нужными скатанными кусками заполняли форму, которую затем просто отрывали от земли. Затем её ополаскивали песком и ставили рядом для следующего заполнения. Кирпичи делали длиной 28 см, шириной 14 см и высотой 7 см. С 30-х годов 20 века такие кирпичи стали основным видом строительного материала.

Для возведения стен использовались хорошо просушенные кирпичи. Стены клали при помощи простого глиняного раствора шириной в 1,5 и 2,0 кирпича, которыми заполняли деревянные каркасы. Один из самых старых сохранившихся домов, построенных подобным способом, можно встретить в селе Зарбалик сельхоз управы Жоош Карасуйского района. Он был построен в 1896 году и по сей день используется для проживания и, как отвечающий основным строительным требованиям, не нуждается в серьёзной перестройке и переустройстве [1, 129].

Следует отметить, что в прошлые времена при строительстве нового дома часто использовали материалы от разрушенного старого – обломки от стен, гувалаки и кирпичи.

Таким образом, подытоживая сказанное, подчеркнем, что в районах южного региона Кыргызстана до наших дней используются традиционные методы постройки домов слоеной глиной, гувалаком, сырым кирпичом и отделкой стен простой глиняной штукатуркой с соломой или без её использования. Их сохранность свидетельствует о приверженности и бережном отношении местного населения к национальной традиционной культуре.

Список литературы
1. Абрамзон С. М. Кыргыздаржанаалардынэтногенетикалык, тарыхый-маданийбайланыштары. – Бишкек: Б-сыз, 1999.– 53б. [1, 129].
2. Абрамзон С. М. Творчество киргизского народа // Сов. этнография. – 1940. – № 3. – С. 77-88. [3,114].
3. Галицкий В., Плоских В. Старинный Ош: очерк истории. – Фрунзе: Илим, 1987. – 175 с. [25, 105].
4. Мамбеталиева К. Жилище и жилищно-бытовые условия рабочих Кыргызстана: ист.-этногр. очерк. – Бишкек: Б.и., 2007. – 123 с. [51, 90].

Авторы выражают благодарность за оказанную помощь при написании настоящей статьи Кадырову Жылчы, Муратову Мансуру, Омошеву Саридину, Осмонову Жумабеку, Тумонову Кантемиру.

Материал поступил в редакцию 19.01.2019
© Маразыков Н. К., Шеранова Т. Н., 2019