К вопросу диагностирования гидравлической системы механизма навески энергонасыщенных тракторов

Авторы: Скороходов Дмитрий Михайлович, Песковацков Дмитрий Николаевич

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 62-66

Объём: 0,34

Опубликовано в: «Наука без границ» № 2 (19), февраль 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Скороходов Д. М., Песковацков Д. Н. К вопросу диагностирования гидравлической системы механизма навески энергонасыщенных тракторов // Наука без границ. 2018. № 2 (19). С. 62-66.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы по диагностированию гидравлической системы навесного устройства энергонасыщенных тракторов и основные этапы по проведению проверки общего состояния системы. Перед проведением диагностики агрегатов системы, обязательно нужно проверить исправность соединительной арматуры, а также герметичность всей системы в целом.

Навесное устройство (механизм навески) служит для присоединения к трактору навесных, полунавесных и прицепных сельскохозяйственных машин, регулировки рабочего положения, подъема в транспортное и опускания в рабочее положение навесных и полунавесных машин.

Во время работы гидравлической системы вследствие износа деталей составных частей узлов и нарушения герметичности уплотнений изменяются параметры, которые характеризуют техническое состояние насоса, распределителя и силовых гидроцилиндров. Работоспособность гидросистемы также зависит и от состояния маслопроводов, запорных устройств. Исходя из этого, перед проведением диагностики агрегатов системы обязательно нужно проверить исправность соединительной арматуры, а также герметичность всей системы в целом. Такой порядок контроля технического состояния гидросистемы позволяет исключить влияние случайных факторов (подсос воздуха, утечки рабочей жидкости и ее сопротивление потоку и др.) на показатели, характеризующие износ составных частей гидросистемы. Техническое состояние распределителя характеризуется такими показателями, как давление срабатывания автоматов золотников, перепускного и предохранительного клапанов; величина утечек масла. Работоспособное состояние насоса можно определить по величине подачи, а гидроцилиндра – по герметичности уплотнительных колец. Характерным внешним признаком неисправности служит замедленный с рывками подъем или самопроизвольное опускание навешенного оборудования [1, 2, 3].

При проверке общего состояния гидравлической системы необходимо выполнять следующие этапы:

  • проверяется уровень масла в баке и при необходимости доводится до нормативного значения. Уровень масла при полностью втянутых штоках гидроцилиндров должен доходить до верхней или средней контрольной метки, нанесенной на маслоуказателе. Доливать масло можно только при выключенном двигателе;
  • оценивается визуально состояние маслопроводов. Не допускается скручивание маслопроводов;
  • запускается двигатель, прогревается масло до температуры 50-60 °C и друг за другом производится несколько подъемов и опусканий механизма на­вески;
  • устанавливается максимальная частота вращения коленчатого вала, рукоятка золотника распределителя рабочего цилиндра переключается в положение «Подъем» и в течение минуты проверяется (визуально) герметичность системы, при этом не допускается, чтобы было подтекание масла в соединениях гидроагрегатов;
  • устанавливается номинальная частота вращения коленчатого вала, рукоятка золотника поочередно перемещается в положение «Подъем–Опускание» и при этом оценивается визуально работоспособность гидропривода, то есть механизм навески должен плавно без рывков подниматься и опускаться при соответствующем положении рукоятки распределителя. Рукоятка распределителя должна фиксироваться во всех положениях, а по окончании рабочего хода поршня силового цилиндра автоматически возвращаться в нейтральное положение.

Оценка герметичности гидроцилиндра производится в том случае, если шток гидроцилиндра перемещается с шумом и рывками [4, 5]:

  • подсоединяется к механизму навески машины рабочий орган, запускается двигатель и, выполнив несколько перемещений поршня, прогревается масло до температуры 50…60 °C;
  • переводится рукоятка золотника в положение «Подъем» и устанавливается рабочий орган в транспортное положение;
  • измеряется линейкой расстояние между упором на штоке и крышкой силового цилиндра;
  • затем повторяется измерение через 5…6 минут и сравниваются полученные значения. Если перемещение штока превышает 7,5 мм, обязательно меняются уплотнительные кольца гидроцилиндра.

Операция по определению производительности насоса выполняется с помощью контрольно-измерительного комплекта КИ-5473 при медленном перемещении механизма навески [6]:

  • присоединяется с помощью соответствующего переходника входной шланг устройства к нагнетательной магистрали гидронасоса (минуя распределитель), а сливной шланг опускается в бак гидросистемы;
  • запускается двигатель, нужно прогреть масло до температуры 50…60 °С и установить номинальную частоту вращения коленчатого вала;
  • плавно прокручивая рукоятку дросселя-расходомера по часовой стрелке, создается в нагнетательной магистрали давление 100 кгс/см2 и по шкале лимба определяется подача насоса;
  • затем происходит сравнение полученных результатов с нормативными значениями (табл. 1).

Если подача меньше предельной величины, насос подлежит ремонту [7].

Таблица 1

Нормативные значения производительности насоса

Марка трактора

Подача насоса, л/мин.

номинальная

допускаемая

предельная

К-744

86,0

58,0

43,0

ЛТЗ-155

62,0

47,0

37,0

ВТЗ-45

23,0

19,0

12,0

ВТ-100

45,0

30,0

19,0

МТЗ-82.1

45,0

30,0

19,0

МТЗ-1221

63,0

48,0

32,0

Также необходимо производить определение утечек масла в распределителе:

  • присоединяется с помощью соответствующего переходника входной шланг устройства к маслопроводу верхней кольцевой полости распределителя, а сливной – к нижней;
  • запускается двигатель, прогревается масло до температуры 50…60 °С и устанавливается номинальная частота вращения коленчатого вала [8];
  • рукоятка золотника перемещается в положение «Подъем» и, плавно прокручивая рукоятку дросселя-расходомера по часовой стрелке, создается в нагнетательной магистрали давление 100 кгс/см2;
  • определяется при включенном распределителе по шкале лимба величина подачи насосом рабочей жидкости;
  • производится расчет величины утечек масла, как разность между фактической подачей насоса и подачей, которая определена при работе распределителя. Величина утечек масла не должна превышать 9 л/мин. В противном случае распределитель или силовой (позиционный) регулятор подлежат ремонту.

Обязательным этапом при диагностировании гидравлической системы механизма навески служит определение давления срабатывания предохранительного клапана, определяющейся при перемещении рукоятки золотника в положение «Подъем» и, плавно перекрывая дроссель прибора, фиксируются показания манометра для давления открытия предохранительного клапана. Нормативные значения величины давления открытия предохранительного клапана должны соответствовать данным табл. 2. В противном случае клапаны необходимо отрегулировать [9].

Давление срабатывания автомата золотников распределителя определяется при следующих действиях:

  • переводится рукоятка прибора в позицию «Открыто» и, прокручивая рукоятку дросселя-расходомера, доводится давление в нагнетательной магистрали до момента автоматического возврата рукоятки золотника в «нейтральное» положение;
  • фиксируется показание манометра в момент срабатывания автомата и сравнивается с нормативными значениями (табл. 2). При несоответствии значений распределитель подлежит ремонту [10].

Таблица 2

Нормативные значения давления срабатывания предохранительного клапана и автомата золотников

Марка трактора

Давление срабатывания, кгс/см2

предохранительного клапана

автомата золотников

номинальное

допускаемое

номинальное

допускаемое

К-744

130–140

125–150

110–120

100–120

МТЗ-82.1

145–160

135–165

120–130

120–135

МТЗ-1221

185–200

180–205

150–160

145–165

ЛТЗ-155

145–160

135–165

125–130

120–135

ВТ-100

185–200

180–205

170–190

160–195

ВТЗ-45

125–140

120–145

105–115

100–120

Диагностирование гидравлической системы механизма навески позволяет выявить на раннем этапе возникающие неисправности и проведением определенных операций технического обслуживания исправить их, тем самым увеличивая срок службы всей системы в целом.

Список литературы

  1. Дидманидзе О. Н., Корнеев В. М. Технический сервис в АПК. М. : УМЦ «Триада», 2015. 110 с.
  2. Оценка качества технического сервиса тракторов / И. Г. Голубев, А. Ю. Фадеев, В. А. Макуев // Техника и оборудование для села. 2010. № 7. С. 40-41.
  3. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Д. Г. Вялых и др. // Управление рисками в АПК. 2016. № 4. С. 46-57.
  4. Вялых Д. Г., Катаев Ю. В. Организация фирменного технического сервиса сельскохозяйственной техники // Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы в науке и практике». Казань : ООО «Дендра». 2017. С. 63-69.
  5. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Тенденции развития инженерно-технической системы агропромышленного комплекса Российской Федерации // Наука без границ. 2017. № 7 (12). С. 21-25.
  6. Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Обеспечение работоспособности техники в гарантийный период эксплуатации // Сельский механизатор. 2017. № 4. С. 39-40.
  7. Малыха Е. Ф. Актуальные проблемы технического сервиса зарубежной техники // Известия Международной академии аграрного образования. 2015. Т. 1. № 25. С. 120-122.
  8. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. К вопросу технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации сельскохозяйственной техникой // с. Соленое Займище. ФГБНУ «ПНИИАЗ». 2017. С. 666-676.
  9. Семейкин В. А., Дорохов А. С. Экономическая эффективность входного контроля качества сельскохозяйственной техники // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. 2009. № 7. С. 15-17.
  10. Дорохов А. С., Катаев Ю. В., Скороходов Д. М. Теоретическое обоснование классификации входного контроля качества машиностроительной продукции // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 2. С. 49-54.

Материал поступил в редакцию 01.02.2018
© Скороходов Д. М., Песковацков Д. Н., 2018