Нравственное – одна из форм общественного сознания

Авторы: Мальцева Людмила Валентиновна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 98-101

Объём: 0,24

Опубликовано в: «Наука без границ» № 2 (19), февраль 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Мальцева Л. В. Нравственное – одна из форм общественного сознания // Наука без границ. 2018. № 2 (19). С. 98-101.

Аннотация. В статье рассматривается, что нравственное воспитание имеет свои формы в общественном сознании человека. Необходимо изучать основы изобразительной грамоты, культуру, традиции. Без этого невозможно воспитать молодежь как личность, познать искусство, развивать творческие способности.

Нравственное воспитание – это одна из форм общественного сознания, выполняет функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни, особенно в нашем современном мире. Интересы общества выражаются в привычках, обычаях, общественном мнении. Эти требования имеют относительно устойчивый характер. Они отличаются от простого обычая или традиции, поддерживаемых силой устоявшегося порядка, тем, что получают идейное обоснование в виде представлений о том, как подобает человеку жить, поступать, действовать в наше время.

Нравственное воспитание в общественном сознании не может заменить эстетическое воспитание или подменить его в искусстве. Нравственное – как феномен духовного и нематериального может воплотиться и предстать перед нами для его восприятия и оценки только через материальное, каковым в жизни является конкретная личность, а в искусстве – ее изображение.

Нравственное воспитание в искусстве приобретает целостное единство духовного и эстетического, иными словами, содержания и формы. В духовном мире человека основным его содержанием являются его нравственные качества, которые и определяют его жизненные цели и средства их достижения. Эти качества проявляются в его конкретных поступках. Они неизбежны при воссоздании человека в изобразительном искусстве: в его выражении лица, позе, конкретных действиях. Через эстетическую, телесную фактуру выражаются нравственные характеристики.

Нравственное воспитание молодежи

Рис. 1. Нравственное воспитание молодежи с помощью искусства

Поскольку форма присуща любым природным и общественным предметам, то нравственный и эстетический аспект присущ им с различной степенью интенсивностью и выраженностью. История общественного производства, начиная с ремесел и вплоть до изделий промышленного дизайна, выделяла и выделяет и в наше время форму любых изделий, сочетая ее с их утилитарной целесообразностью. Отсюда и происходит гармония полезного и красивого в них.

В нравственном воспитании с помощью искусства можно выделить:

  • развитие восприятия, чувства;
  • развитие суждений, вкуса (на этом этапе главное оценка, анализ, размышление, сравнение);
  • развитие практических умений художественной деятельности, творческих способностей, воображение, фантазию, пережить, оценить увиденное.

Для нравственного, художественно-эстетического воспитания человека важны все элементы и особенности изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, в которые входят: целостная форма; композиция как ее структурная организация; цвет.

Большое воспитательное значение имеют и сам процесс творчества, который организует внимание, воспитывает волю, терпение, нацеленность на совершенное исполнение поставленной задачи.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании молодежи, сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Восприятие произведений изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства вызывает нравственно-эстетические переживания и формирует в сознании человека уважительное и бережное отношение к культурному наследию своего народа. Происходит процесс обращения к художественно-эстетическому воспитанию через приобщение к художественному творчеству, формирование высокой нравственности на традициях и обычаях своего народа.

Поэтому искусство воспитывает и охватывает широкий круг методов и приемов формирования нравственно-эстетического воспитания человека в общественном сознании отношения его к природе, предметам труда, быта, к общественным явлениям. Это – воспитание или формирование чувственного бескорыстного отношения к указанным предметам и явлениям в отличие от утилитарного и потребительского отношения к ним. Многовековая традиция народа определило предмет эстетического отношения – это форма с ее структурными и цветовыми актами.

В искусстве эта гармония приобретает целостное единство духовного и эстетического, иными словами содержания и формы. В духовном мире человека основным его содержанием являются его нравственные качества, которые и определяют его жизненные цели и средства их достижения и появляются в его конкретных поступках, то неизбежно при изображении человека в изобразительном искусстве в его выражении лица, позе конкретных действиях через эстетическую, телесную фактуру выражаются нравственные характеристики.

Приобщение к традиционной культуре своего народа должно происходить на протяжении всей жизни человека. Культура оказывает огромное влияние, рождает и углубляет благородные, высоки чувства, активно формирует эстетические отношения к окружающей действительности. Народное и декоративно-прикладное искусство вводит каждого из нас в поэтический мир образа, обогащает его художественное восприятие, развивая при этом фантазию и воображение. Традиционная культура любого народа – это воплощение многовекового коллективного опыта народа и неисчерпаемая сокровищница красоты – таит в себе громадные, еще далеко не исчерпанные резервы нравственно-эстетического воспитания. Чтобы все это произошло необходимо:

Во-первых, систематическое приобщение к декоративно-прикладному и народному искусству активно способствует формированию у них эстетического вкуса, понимания истинно прекрасного, умения отделить красоту от красивости, подлинно художественное – от подделок и стилизации.

Во-вторых, изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство помогает воспитанию молодежи в духе глубокого уважения к лучшим национальным традициям, в духе патриотизма.

В-третьих, занятия изобразительным, декоративно-прикладным и народным искусством, как составная часть не только в эстетическом, трудовом, но и художественном образовании и развитии творческого воображения.

В-четвертых, собирание и изучение произведений народного искусства, создание творческих работ на основе творческой переработки его лучших традиций, как правило, вызывает большой интерес каждого из нас. Широкое использование искусства своего края придает эстетическому воспитанию и образованию необходимую конкретность и действительность. Незнание декоративно-прикладного и народного искусства, неумение творчески использовать его опыт (богатство видов жанров, техники, изобразительных и орнаментальных форм, знание и ощущение материалов).

Изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство всегда раскрывало, и будет раскрывать перед молодым поколением богатейший мир человеческих чувств. Оно не только пробуждало чувство красоты, но духовно развивает их как личность, если мы будем воспитывать молодежь основываясь на культуре, обычаях, традициях, то у нас будет образованная и нравственно-эстетически воспитанная.

При этом эффективность комплексного художественно-эстетического и нравственного воспитания определяется следующими показателями:

Во-первых, степенью эмоционального восприятия и выражения своего отношения к народному искусству;

Во-вторых, оценкой достигнутого уровня знаний о народном искусстве, в-третьих, формированием свободного применения практических навыков и умений в творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости воспитывать молодежь и приобщать их к художественным и нравственно-эстетическим ценностям своего народа воспитывая при этом, средствами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, способствующей эффективному и гармоничному развитию молодежи как личность.

Список литературы

  1. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Краснодар : КубГУ, 2013.
  2. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. Краснодар : КубГУ, 2015.
  3. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. М. : Школьная Пресса, 2002.
  4. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М. : Изд. центр Академия, 2002.

 

Материал поступил в редакцию 02.02.2018
© Мальцева Л. В., 2018