Транспортно-заготовительные расходы: основные проблемы учета и направления их решения

Авторы: Рура Ольга Викторовна, Васильева Мария Анатольевна

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 5-9

Объём: 0,30

Опубликовано в: «Наука без границ» № 2 (19), февраль 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Рура О. В., Васильева М. А. Транспортно-заготовительные расходы - основные проблемы учета и направления их решения // Наука без границ. 2018. № 2 (19). С. 5-9.

Аннотация: Статья посвящена обобщению проблем учета транспортно-заготовительных расходов в целях поиска направлений их решения для совершенствования снабженческо-сбытовой деятельности организации.

Каждая организация в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности сталкивается с необходимостью приобретения и доставки запасов. При этом транспортно-заготовительные расходы очень часто занимают большой удельный вес в себестоимости сырья и материалов и могут существенно влиять на финансовые результаты деятельности. Объективная калькуляция себестоимости приобретаемых запасов, определение состава транспортно-заготовительных расходов и адекватная оценка их уровня повышают эффективность снабженческих операций, что возможно только на основе эффективной организации и обоснованной методики учета операций по заготовлению товарно-материальных активов.

Проблемы учета транспортно-заготовительных расходов в своих работах рассматривали К. К. Пляс, Л. П. Фомичева, Р. Р. Гатауллина, К. К. Самке, О. О. Феклисова и др. Ученые подчеркивают необходимость формирования рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета транспортно-заготовительных расходов. Достоверное отражение таких расходов позволит предоставить необходимые данные для анализа и контроля снабженческо-сбытовых операций и будет способствовать принятию обоснованных управленческих решений.

Поэтому целью написания данной статьи является рассмотрение основных проблем учета транспортно-заготовительных расходов, возникающих в практике отечественных организаций и обоснование возможных направлений их решения.

Изучение современных научных публикаций по этой теме позволяет выделить, как наиболее важную, проблему определения состава транспортно-заготовительных расходов.

Так, существуют различные точки зрения о целесообразности отнесения к транспортно-заготовительным расходам затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата организации. Согласно мнению Пляс К. К., они являются элементом транспортно-заготовительных расходов, тем более что это прямо предусмотрено в пункте 70 раздела 2 Методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов[1] [3]. Пляс К. К. утверждает, что такой способ учета обеспечивает достоверную оценку фактической себестоимости приобретаемых активов. Разделение данных расходов в аналитическом учете позволит получить необходимую информацию для анализа непосредственно из бухгалтерского учёта, не прибегая к дополнительным усилиям по их выделению из общей массы, что даст возможность контролировать и эффективно управлять операциями снабжения [1].

Фомичева Л. П. в своих работах отмечает, что не всегда целесообразно придерживаться данных рекомендаций. Затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата, как правило, носят условно-постоянный характер, и их обособленный учет для последующего включения в состав транспортно-заготовительных расходов лишён смысла. И это логично, ведь при условии того, что такие затраты стабильны и изменения их размеров незначительны, не имеет смысла их отделять от общей суммы затрат и учитывать в составе себестоимости приобретаемых активов. А для торговых предприятий в принципе не целесообразно выделять данные затраты, их следует учитывать обособленно как издержки обращения, которые в дальнейшем не участвуют в формировании себестоимости товаров [4].

Такого же мнения придерживается и Гатауллина Р. Р. Кроме того, она также указывает, что в практической деятельности нередки случаи, когда организации отражают в учете затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата в составе текущих расходов, не обращая внимания ни на их существенность, ни на их динамику. Чаще всего это обусловлено тем, что размеры этих расходов незначительны и отдельный их учет только приводит к усложнению учетных процедур. Такой подход безусловно приводит к искажению данных бухгалтерского учёта и, как следствие, отчётности [1].

Особенностям учета транспортно-заготовительных расходов в налоговом учете посвящены работы Самаке К. К. [2]. Так как их состав в Налоговом Кодексе не определен, организация может для целей налогообложения использовать перечень, установленный в Методических указаниях по учету материально-производственных запасов. Но при этом необходимо учитывать, что отдельные виды транспортно-заготовительных расходов в налоговом учете имеют особый порядок в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль. По-разному влиять на финансовый результат в бухгалтерском и налоговом учете, например, будут командировочные расходы (сверхнормативные суточные), расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации. Потери от недостач (порчи), выявленные при приеме материалов в пределах норм естественной убыли, включаются в состав материальных затрат по отдельной статье, согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 254 Налогового Кодекса[2].

Для решения данных проблем Самаке К. К. предлагает должным образом организовать внутренний контроль бухгалтерского учета снабженческой деятельности, вести дополнительные регистры для учета транспортно-заготовительных расходов и недостач (потерь) при транспортировке. Эти рекомендации являются актуальными для предприятий, осуществляющих активную снабженческую деятельность. Использование подобных регистров будет способствовать принятию обоснованных управленческих решений при выборе транспортных компаний или поставщика и обеспечивать формирование достоверной информации о себестоимости произведенной продукции с использованием закупленного сырья, материалов, ресурсов.

По мнению Феклисовой О., правильный учет транспортных расходов зависит лишь от того, насколько верно или неверно они классифицированы [3]. Феклисова О. отмечает проблемные моменты при формировании бюджета движения денежных средств организации в обеспечении снабженческо-сбытовой деятельности. Для корректного формирования бюджета Феклисова О. предлагает выделить три группы транспортных расходов, возникающих в процессе деятельности организации:

  • транспортно-заготовительные расходы, относящиеся на себестоимость сырья (товара, материалов);
  • транспортно-заготовительные расходы по доставке товара, относящиеся к коммерческим расходам;
  • расходы на содержание личного транспорта учредителей или разъездного транспорта, используемого в служебных целях.

Кроме того, Феклисова О. указывает, если при доставке запасов до склада используется собственный транспорт, то могут возникнуть проблемы, если данный транспорт используется не только в указанных целях. Сложности возникают в разделении расходов на те, которые относятся к себестоимости запасов, и те, которые к ней отношения не имеют.

Вообще вопросы распределения транспортно-заготовительных расходов заслуживают отдельного рассмотрения.

В Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов предлагается три способа бухгалтерского учета транспортно-заготовительных расходов:

  • непосредственного (прямого) включения в фактическую себестоимость материалов;
  • учета на отдельном счете «Заготовление и приобретение материалов»;
  • учета на отдельном субсчете к счету «Материалы».

Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки. В случае прямого списания, проблемой является выбор базы распределения: вес, стоимость, объем или какой-либо другой показатель. При большой номенклатуре перевозимых ценностей тот или иной вариант может кардинальным образом повлиять на себестоимость запасов.

При использовании счета «Заготовление и приобретение материалов» организации сталкиваются с необходимостью отражать движение материалов по учетным ценам, а фактическая себестоимость их определяется только после распределения расходов на заготовление в конце отчетного периода. Недостатки данного способа: распределение транспортно-заготовительных расходов производится на основе учетных цен, а это не всегда обеспечивает достоверность оценки расходов; в течение отчетного периода невозможно определить фактическую себестоимость приобретаемых запасов, что усложняет принятие оперативных управленческих решений в операциях снабжения. Последний недостаток характерен и для варианта учета транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете к счету «Материалы».

Таким образом, изучение научных публикаций и практических аспектов по теме исследования показало, что основные проблемы, связанные с учетом транспортно-заготовительных расходов, обусловлены, прежде всего, определением их состава, выбором способов распределения и списания. Следует отметить, решение данных проблем возможно только на основе качественного построения учета операций снабжения на уровне конкретной организации с учетом специфических особенностей ее деятельности, объемов поставок, видов запасов, характером транспортировки и пр. Важнейшую роль при этом играет учетная политика. Грамотное, обоснованное ее построение сможет обеспечить достоверное отражение снабженческо-сбытовой деятельности организации в учете и отчетности. Использование дополнительных регистров бухгалтерского учета транспортно-заготовительных расходов, формирование системы внутреннего контроля, совершенствование управленческого учета путём разработки бюджетов движения денежных средств с выделением дополнительных статей транспортно-заготовительных расходов позволит получать качественную информацию о деятельности предприятия и будет служить основой для формирования обоснованных управленческих решений. 

Список литературы

  1. Пляс К. К. Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Режим доступа: http://ppt.ru/news/116895/ (дата обращения 05.02.2018).
  2.  Феклистова О. О. Управленческий учет транспортных расходов. Режим доступа: http://uchetco.ru/article/management-accounting-transport/ (дата обращения 29.01.2018).
  3. Фомичева Л. П. Роль ТЗР в формировании учета снабжения и сбыта предприятий // Бухгалтерский учет. 2014. № 4. С. 32-43.
  4. Самаке К. К. Трансакционные издержки и материально-производственные запасы корпораций // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-1. С. 210-214.

Материал поступил в редакцию 10.02.2018
© Рура О. В., Васильева М. А., 2018


[1] Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».
[2] Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ.