акция

Развитие крупной моторики детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью подвижных игр на английском языке

Авторы: Шамшурова М. Ю., Филиппова Н. С., Чиркова Д. М.

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 53-56

Объём: 0,24

Опубликовано в: «Наука без границ» № 2 (7), февраль 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Шамшурова М. Ю., Филиппова Н. С., Чиркова Д. М. Развитие крупной моторики детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью подвижных игр на английском языке // Наука без границ. - 2017. - № 2 (7). - С. 53-56.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о влиянии подвижной игры на крупную моторику детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторы доказывают, для того чтобы добиться успеха в развитии крупной моторики детей с ОВЗ при использовании подвижных игр, необходимо применять игры на иностранном языке.

Игра занимает важное место в жизни ребенка. Игровая деятельность является необходимым и актуальным фактором для всестороннего развития и реализации воспитательных целей младших школьников. Благодаря играм ребенок адаптируется к окружающей среде, учится общаться, думать. Игра способствует расширению знаний детей об окружающем мире, оказывает положительное влияние на развитие ловкости, сноровки и смекалки. С помощью игры, ребенок учится, как надо и как не надо себя вести, узнает, что плохо, а что хорошо. В игре ребенок развивает свою фантазию и воображение. По своей природе все дети любят двигаться, скакать, бегать на перегонки. Подвижная игра отвечает этим своеобразным «требованиям» ребенка. В первую очередь подвижные игры способствуют благоприятному развитию общей моторики как у детей с нормой в развитии, так и у детей с ограниченными возможностями здоровья. С помощью игр у ребенка развивается общая моторика, которая в свою очередь играет важную роль в овладении учебными навыками в школьном возрасте.

Процесс развития крупной моторики у ребенка происходит намного раньше, чем мелкой, она имеет огромное значение для гармоничного развития организма. Развитие крупной моторики детей дошкольного и младшего школьного возраста включает в себя совершенствование работы вестибулярного аппарата, укрепление всех групп крупных мышц и суставов организма, создается необходимая подготовка для освоения мелкой моторики [1]. Крупная моторика оказывает положительное воздействие на речевое развитие, способствует обеспечению гармоничного формирования межполушарного воздействия в головном мозге, что в свою очередь оказывает положительное влияние на процесс обучения ребенка в школе.

Многие специалисты и педагоги, работающие с детьми, имеющими особые образовательные потребности, отмечают, что у большинства таких детей наблюдается недоразвитие крупной моторики. Движения ребят вялые или наоборот напряженно скованные и механические, а так же низкий уровень развития пластичности. Практика показывает, что для младших школьников с особыми образовательными потребностями характерна слабо развитая координация движений при беге, прыжках, специалисты отмечают общую двигательную неловкость и неуклюжесть. У таких детей плохо формируется контроль над двигательными действиями, постоянно испытывают трудности в становлении целенаправленных движений, часто страдает пространственная ориентировка.

Во время прохождения практики в начальной школе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, мы заметили, что во время перемен внимание детей приковано к мобильным телефонам и учащиеся, не двигаясь во время отдыха между учебными занятиями, продолжали увеличивать для своего организма, в частности позвоночника, статическую нагрузку.  Мы подобрали ряд подвижных игр, в которые после играли с учащимися во время перемен. Каждый раз, приходя в класс, мы старались познакомить ребят с новой игрой. Но ученики не проявляли интереса к играм, которые мы предлагали, на вопрос: «Почему не нравится играть?», ответы были следующие: «Мы уже знаем эти игры, и нам не интересно в них играть». Тогда для привлечения внимания детей к играм, мы решили использовать подвижные игры на английском языке. Результат превзошел наши ожидания, несмотря на то, что некоторые высказывания, слова и реплики были не знакомы для учащихся, они все равно играли и проявляли инициативу на протяжении всех игр на английском языке. Использовались следующие игры «Confusion», «Simon Says», «The Opposite», «Run-Freeze», «Sea-Ground», «Movers», «Eatable-Uneatable», «Hide and Seek», «Letters or Numbers», «Claps» и другие [2], ниже приведен текст нескольких из них. 

1. «Run-Freeze». Цель игры: развитие координации, формирование образа собственного тела, развитие умения ориентироваться в пространстве, устойчивости внимания.

Ведущий говорит: «Run!» Все дети бегают, пока не услышат: «Freeze! Animals!». Участникам необходимо принять позу любого животного. Ведущий отгадывает, задавая вопросы: «Are you a bear….?» Дети отвечают: «Yes, I am/ No, I am not».

2. «Sea – Ground». Цель игры: развитие координации, скорости реакции, отработка навыков регуляции и навыков переключения с одного действия на другое.  

Чертим мелом круг или ставим обычный круг на землю. «Море – Sea» – это центр круга, «Земля – Ground» – вне круга. Ведущий дает такие команды:

– Sea! (Дети быстро прыгают в круг).

– Ground! (Дети как можно быстрее выпрыгивают из круга).

Если детей много, можно устроить соревнование – кто выпрыгнул из круга последним, становится ведущим.

3. «The Opposite». Цель игры: развитие скорости реакции, а также устойчивости внимания; формирование умения координировать движения.

Первый участник произносит фразу или слово, другой должен назвать и изобразить обратное.

Stand up – Sit down.

Pick up – Put down.

Head to the left – Head to the right.

К окончанию практики мы начали замечать за учениками, что их движения становятся более четкими, улучшилась ловкость и быстрота координаций движений. Развивались умения выполнять действия по сигналу ведущего, скорость реакции на словесный сигнал, умение держать равновесие. Проводимые нами игры способствовали развитию двигательной активности, внимательности, глазомера, наблюдательности учащихся. Так же все наши игры были для ребят релаксом от учебных занятий. Более того подавая словесные команды во время игр друг другу, дети подготавливали свой артикуляционный аппарат к будущему изучению английского языка.

Подводя итог педагогической практики, нам стало интересно узнать, какие же эмоции, и какое отношение осталось у детей к играм, которые мы проводили. Мы предложили ответить ученикам на три вопроса: 1. В игры на русском или английском языке вам понравилось играть? 2. Назовите игры, в которые вам больше всего понравилось играть? На первый вопрос большинство учащихся ответили, что им больше понравилось играть в игры на английском языке. Наиболее популярными играми среди детей оказались «Run-Freeze», «The Opposite». Кроме того, в конце нашей практики ребята обратились к нам с просьбой о том, чтобы мы обязательно продолжили знакомить их с другими подвижными играми на иностранном языке.

Игра – относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для увеличения подвижности нервных процессов [3]. Подвижные игры помогают повысить активность детей, а затем обеспечивают развитие крупной моторики. В своей практике мы использовали подвижные игры на английском языке. Незнакомые игры, порой с непонятными словами и фразами, вызывали большой интерес, радость, восторг и восхищение у учащихся. Играя в подвижные игры, дети даже не подозревали, что их движения становятся более четкими, пластичными, двигательная неловкость и неуклюжесть уменьшается, улучшается ориентировка в пространстве. Мы сделали для себя вывод, что не нужно бояться использовать что-то новое в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в нашем случае это были игры на английском языке. Не нужно недооценивать возможности и способности таких ребят, так как неизведанное и новое для всех детей является интересным и привлекательным, а, следовательно, способствует их развитию, воспитанию и обучению.

Список литературы:

  1. Развитие крупной моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://u4isna5.ru/stati/26-statidoshkolnoeobrazovanie/179-krmotorika.
  2. Игры на уроке английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/igri-na-uroke-angliyskogo-yazika-1601905.html
  3. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М. : Академия, 2000. – 160 с.

Материал поступил в редакцию 21.02.2017
© Шамшурова М. Ю., Филиппова Н. С., Чиркова Д. М., 2017