Замещающая семья как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Авторы: Оборина Н. Н.

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 38-42

Объём: 0,32

Опубликовано в: «Наука без границ» № 2 (2), сентябрь

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Оборина Н. Н. Замещающая семья как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука без границ. - 2016. - № 2. - С. 38-42.

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению понятия «замещающая семья» в контексте понимания ее как фактора успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализированы основные понятия, относящиеся к исследуемой теме, изучены характерные особенности детей, воспитывающихся в учреждениях и детей, воспитывающихся в семьях, выявлены их отличительные черты с точки зрения социализации. На основе проведенного исследования разработана индивидуальная программа сокращения сроков пребывания воспитанника в учреждении, способствующая увеличению количества детей, помещенных в замещающие семьи, и созданию условий для их позитивной социализации.

Сиротство является одной из сложнейших проблем социального и научного плана в мире. Основой научных и практических исследований в области защиты детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, являются гуманистические идеи, заложенные в Конвенции Организации объединенных наций по правам ребенка. Страны мира, ратифицировавшие Конвенцию, сошлись во мнении, что неотъемлемым правом ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Согласно Конвенции, именно семья является для ребенка естественной и наиболее благоприятной средой для его защиты, развития и воспитания. При отсутствии или разрушении биологической семьи, ребенку предоставляется право на защиту, развитие и воспитание в «замещающей» семье.

Проведя анализ литературных источников, можно сказать, что в нашей стране используются следующие виды устройства детей в «замещающие» семьи: семьи усыновителей, семьи опекунов и попечителей, патронатные семьи, приемные семьи, детские семейные дома, а также детские городки и деревни. Здесь можно выделить такую особую форму устройства как реинтеграция (возвращение) ребенка в его кровную семью при изменении самой семьи и ее условий проживания [1, 2].

Социализация сирот в обществе всегда была актуальной проблемой, но в последнее время она ощущается особенно остро. Современные социально-экономические перемены делают воспитанников детских домов особенно уязвимыми. Полученный социальный опыт, в основном негативный, вызывает эффект социальной некомпетентности у таких детей, а также искаженное или «ущербное отношение к миру и себе». В связи с этим у детей-сирот возникает противоречие между реальностью и полученным опытом. Все это приводит к тому, что мало кто из таких детей преодолевает барьер социализации и находит свое место в обществе [3].

Социализация детей-сирот представляется нами как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности [4].

В начале XXI века отечественные ученые-специалисты в области психологии сиротства, проведя и проанализировав многочисленные исследования о развитии ребенка в интернатных условиях и условиях приемной семьи, пришли к заключению: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях. Роль семьи в развитии ребенка занимает центральное место, так как семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося образа мира у ребенка, формирует соответствующий образ жизни. Семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности, воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Немаловажную роль здесь играют процессы адаптации и воспитания ребенка. Система воспитания детей в сиротских учреждениях строится без учета адекватных психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие детей [5].

Не менее актуальной темой наряду с вышесказанным является социально-педагогическое сопровождение замещающих семей. Под данным определением понимается система психолого-педагогических и социально-правовых мер, которые направлены на преодоление трудностей воспитания и предотвращение семейного неблагополучия в замещающей семье. В основу трактовки данного понятия положен субъектный подход, раскрывающий активную позицию замещающих родителей в освоении нового для них статуса и социальной роли [6]. На основе анализа опыта работы с замещающими семьями можно выдвинуть предположение, что сопровождение таких семей должно начинаться еще до переезда ребенка в новую приемную семью. На основании результатов исследований адаптации ребенка в замещающей семье выявлено, что сотрудники органов опеки и попечительства или уполномоченной службы сопровождения должны начинать сопровождение замещающей семьи еще на подготовительном этапе, когда еще не произошло знакомство ребенка с будущими приемными родителями.

Вместе с тем исследование сущности и основных процессуальных характеристик сопровождения замещающего родительства представляет научную, теоретическую и практическую значимость. Их выявление и обоснование позволят научно обоснованно выстраивать процесс профессиональной консультационной, коррекционной и профилактической работы с опекунскими, приемными и патронатными семьями [4, 7].

Опираясь на вышесказанное, нами была поставлена задача по изучению опыта организации сопровождения замещающих семей конкретного учреждения, а именно Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тотемский детский дом».

По результатам изучения нами были получены следующие результаты. В настоящее время идет становление системы сопровождения приемных семей в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Одной из серьезных проблем является неподготовленность специалистов к подобной работе, нередкое отсутствие самих служб, недостаточная разработанность технологии социально-педагогического и медико-психологического сопровождения профессионально-замещающих семей.

Таким образом, мы сочли более целесообразным выстроить исследование на основе сравнительного анализа уровня социализации воспитанников учреждения и детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Анализ осуществлялся по «Методике для изучения уровня социализированности личности ребенка», разработанной профессором М. И. Рожковым. Данная методика предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

Опираясь на данные проведенного нами исследования, можем говорить о том, что в целом уровень социализированности детей, воспитывающихся в замещающих семьях значительно выше уровня социализированности детей, воспитывающихся в детском учреждении. Если рассматривать средний суммарный балл таких составляющих социализированности как, оценка социальной адаптированности, оценка автономности, оценка социальной активности и оценка нравственности, то сможем прийти к следующим выводам. Дети, воспитывающиеся в учреждении, по всем показателям значительно отстают от детей, воспитывающихся в замещающих семьях. Таким образом, ребенок, воспитывающийся в семье, имеет больше шансов достичь наивысшего уровня социализированности, по сравнению с ребенком, воспитывающимся в учреждении.

На данном основании нами была разработана индивидуальная программа сокращения сроков пребывания воспитанника в учреждении.

Программа имеет особую актуальность, так как цель программы – сокращение количества воспитанников в учреждении и помещение их в семьи.

Содержание

  1. Пояснительная записка;
  2. Цель и задачи программы;
  3. Сроки реализации программы;
  4. Особенности развития ребенка;
  5. План мероприятий по реализации программы;
  6. Ожидаемый результат;
  7. Риски;
  8. Пути преодоления рисков;
  9. Результат.

Разработка и реализация подобной программы ведет к:

  • систематизации данных о близких родственниках ребенка (возможность нахождения родственника у которого нет отказа от воспитания, или вообще нового родственника, о котором нет информации в личном деле воспитанника, но он желает принять ребенка в семью);
  • изменению ситуации с кровной семьей ребенка (перестали пить, устроились на работу, установили связь с ребенком, звонят, пишут и так далее);
  • изменению приоритетов воспитания в учреждении (перестройка работы всего учреждения на временное пребывание ребенка в учреждении);
  • сокращению количества воспитанников в учреждении;
  • овладению специалистами учреждения новыми технологиями в работе по семейному устройству детей.

Программа была разработана в рамках написания выпускной квалификационной работы.

По итогам реализации программы на данный момент 2 ребенка были возвращены в кровную семью и 4 воспитанника готовятся к передаче в замещающие семьи. Это говорит о том, что программа действенна и эффективна. Применяемые методы работы способствуют решению поставленных задач и достижению основной цели.

 Список литературы:

1. Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российской и зарубежный опыт. – 2013, 149 с.

2. Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье : дис. … доктор техн. наук : 13.00.01 / Захарова Жанна Анатольевна; Место защиты : [Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова]. – Кострома, 2009.

3. Шульга Т.И. Особенности сопровождения замещающих семей с детьми разного возраста // в сб. ст. Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. ‑ 2013

4. Гайсина Г. И. Проблемы теории и практики сопровождения замещающей семьи / Педагогическое образование в России. ‑ № 4. ‑ 2013. – 191‑195 с.

5. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей сирот: профессиональная замещающая семья. – Москва: Генезис, 2006. – 368 с.

6. Шохина Е. А. Семейное неблагополучие как актуальная социально-экономическая проблема современной России: учебн. пособие. – Москва: Просвещение, 2006. – 324 с.

7. Абельбейсов В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы // Социосфера. ‑ 2011. ‑ № 1. ‑ С. 53–58.