Анализ организации технического сервиса в агропромышленном комплексе

Авторы: Вялых Дмитрий Геннадьевич

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 15-20

Объём: 0,38

Опубликовано в: «Наука без границ» № 3 (20), март 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Вялых Д. Г. Анализ организации технического сервиса в агропромышленном комплексе // Наука без границ. 2018. № 3 (20). С. 15-20.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о современной системе организации технического сервиса машин в агропромышленном комплексе. Организация предпродажного и гарантийного обслуживания техники является важнейшим этапом в эксплуатации машин, особенно в настоящее время при ослабленной материально-технической базе хозяйств.

Инновационное развитие отраслей сельского хозяйства предусматривает техническое и технологическое обновление производства, что включает в себя не только совершенствование технической оснащенности сельскохозяйственного производства, но и эффективное использование и обслуживание технической базы села.

В настоящее время происходит качественное изменение поставляемой в хозяйства техники, в которой существенно выросла производительность и применяются информационные технологии, сложные электронные и гидравлические системы. Это требует от инженерно-технической системы агропромышленного комплекса надежную реализацию всех эксплуатационных качеств машин [1, 2].

Поддержание техники в рабочем состоянии до 1990 года производилось на основе планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта. Применение системы технического обслуживания и ремонта техники на протяжении нескольких десятилетий явилось огромным резервом повышения надежности машинно-тракторного парка.

Под системой технического обслуживания (ТО) и ремонта понимается совокупность тесно связанных средств, документации и исполнителей, необходимых для и поддержания и восстановления характеристик и качества сельскохозяйственных машин. На сегодня, вследствие реформирования товарно-денежных взаимоотношений, широко используются понятия «технический сервис» и сервисное обслуживание» [3].

Service переводится с иностранного языка как «обслуживание» или «услуга», что означает выполнение задач по удовлетворению определенных нужд или оказание услуги. Исходя из этого, термин «сервисное «обслуживание» является тавтологией, которая определяет собой повторение одинаковых по смыслу фраз, что не раскрывает физический смысл технического обслуживания.

В международной практике машиноиспользования термин «технический сервис» трактуется как сфера услуг, оказываемых потребителю по приобретению машины, эффективному её использованию и поддержанию в рабочем состоянии в течение всего срока эксплуатации, ее утилизации по окончании срока службы.

Для обеспечения работы сельскохозяйственных машин используются три основополагающие стратегии технического обслуживания и ремонта:

  • по потребности в случае возникновения отказа;
  • регламентированная (зависит от наработки или календарного времени) по времени и содержанию ремонтно-обслуживающих воздействий (РОВ);
  • по техническому состоянию с периодическим или постоянным контролем (диагностированием).

Первая стратегия подразумевает выполнение РОВ, которые проводят в случае возникновения внезапного отказа. Вторая стратегия носит планово-предупредительные меры и реализуется в период всего срока службы техники вне зависимости от технического состояния ее составляющих элементов. Третья стратегия носит планово-предупредительный характер, но ее вид и состав зависят от показателей оценки технического состояния составных частей техники.

В качестве доминирующего критерия при определении стратегии пользуются коэффициентом технической готовности и минимальными затратами на поддержание техники в работоспособном состоянии. Наиболее действенна стратегия выполнения воздействий по реальному состоянию машин с применением средств диагностирования [4].

Стратегия регламентирует срок обслуживания, а содержание появляется по результатам оценивания технического состояния единицы техники. В отношении текущих ремонтов постоянными являются их количество, а момент проведения, зависящее от технического состояния элементов машины, сдвигается.

Система ТО и ремонта предусматривает виды и объемы РОВ, регламентирует периодичность и трудоемкость их выполнения. При обеспечении работоспособности техники применяется весь комплекс РОВ: входной контроль, предпродажное и техническое обслуживание с использованием методов диагностирования, текущий и капитальный ремонты, хранение.

Важное значение в системе технического сервиса играет ее оптимальная организация, включающая следующие этапы: обеспечение рациональных форм организации работ; управление процессами; формирование и применение ремонтно-обслуживающей базы; определение и использование эесплуатационных материалов; обеспечение нормальных условий труда; доступность нормативно-технической документации; информационное сопровождение; обеспечение определенного уровня квалификации персонала [5].

При этом главной целевой функцией технического сервиса являются обеспечение при оптимальных затратах максимального сокращения потерь, возникающих при работе машины из-за неисправностей, и эффективная реализация потенциальных характеристик машин по надежности.

Таким образом, констатируя, что организация технического сервиса в реальных условиях требует обоснованного научного подхода, который обеспечит эффективное использование машин.

В условиях небольшого количества поставляемых машин для сельского хозяйства, ее дороговизны и нехватки денежных средств у конечных потребителей, важнейшее значение приобретают комплектность и качество техники.

По ряду определенных причин сельскохозяйственная техника поступает в в разобранном виде. По субъективным причинам – поставляется недоукомплектованной. Сельские товаропроизводители вынуждены подготавливать «новую» технику к работе [6].

Исследование проблемы комплектности и надежности новой техники показывает, что к объективным причинам, что машины поставляются полуразобранные, относятся условия их транспортировки. Например, полностью зерноуборочный комбайн в собранном виде невозможно доставить по железной дороге из-за его габаритов.

В то же время, простейшие по комплектности сельхозмашины экономически выгодно поставлять в полуразобранном виде. Также, при транспортировке возникает необходимость упаковки, подготовки к перевозке некоторых деталей машин (зеркала, элементы электроники и т.д.), снижении давления в шинах, выполнять другие условия.

Следует учитывать и тот момент, что в при транспортировке случаются хищения и повреждения частей машин. Поэтому, входной контроль, досборка техники, регулировка технологических параметров до ее использования по назначению – это необходимость.

Другой особенностью, орпеделяющей потребность в предпродажном обслуживании, является выполнение безотказности машин. Из всего количества неисправностей техники до 15 % выявляются и устраняются в период предпродажного обслуживания, что на 5…10 % повышает эффективность ее использования.

В этом и есть цель предпродажного подготовки техники, чтобы помимо досборки машины устранить обнаруженные неисправности, выполнить техническое обслуживание, проверить возможность технической регулировки и, убедившись в рабочем состоянии машины, ее реализовать [7].

Таким образом, аспекты технического сервиса техники в процессе использования по назначению остаются очень важными, а также в гарантийный срок эксплуатации, так как в этот период проявляются дефекты, которые возникают по вине завода-изготовителя. При этом устраненять неисправности обязаны дилерские центры, через которых эта техника была реализована.

Работы служб предпродажного и гарантийного обслуживания техники дилерской сети показывают, что при соблюдении всех технических норм и правил можно получить колоссальный эффект, который образуется на основе составляющих [8]:

  • упреждение отказов в период предпродажной подготовки и сокращение за счет этого простоев машин во время полевых работ;
  • сокращение простоев техники за счет проверки возможности технологической регулировки сельскохозяйственных машин;
  • возврат денежных средств заводами-изготовителями за восстановление работоспособности машин, вышедших из строя по их вине;
  • увеличение производительности техники за счет уменьшения продолжительности простоев по техническим причинам;
  • упреждение отказов технкии за счет квалификации мастеров-наладчиков и механизаторов.

Упреждение отказов при предпродажном обслуживании вв время досборки и регулировок машин дает значительный эффект: это предотвращение затрат товаропроизводителей на устранение отказов, которые могли бы проявиться в процессе эксплуатации машин и сокращение издержек за счет уменьшения простоев машин и, соответственно, повышение их производительности.

Сокращение простоев техники, повышение их производительности, а, соответственно, и сокращение издержек хозяйств возможно также благодаря обучению и повышению квалификации специалистов и механизаторов хозяйств, дополнительной технологической регулировке машин, и за счет быстрого устранения последствий отказов [9].

Упреждение неисправностей комбайнов при предпродажном и гарантийном обслуживании, определенное плановое техническое обслуживание силами и возможностями дилеров позволяют достичь эффекта, равного дополнительному вводу в работу техники около 12 % от поступавших [10].

При этом важно отметить, что дилеры обеспечивают поддержание работоспособности техники и в послегарантийный период экплуатации путем ее ремонта и модернизации на основе реализации современных технологий технического сервиса.

Под модернизацией техники, находящиейся в эксплуатации понимается улучшение их составных характеристик и повышение эксплуатационной надежности посредством внедрения небольших изменений в конструкции и применения ряда инженерных достижений, используемых в конкурентоспособных машинах.

Необходимость модернизации связана быстрыми темпами прогресса технического прогресса, а также в связи с моральным износом машин, возникающим при этом. Модернизация, как одна из форм технического прогресса, позволяет в ряде случаев ценой сравнительно небольших затрат приводить действующие машины к техническому уровню новых машин.

Таким образом, организация предпродажного и гарантийного обслуживания техники является важнейшим этапом в эксплуатации машин, особенно в настоящее время при ослабленной материально-технической базе хозяйств.

В такой ситуации роль и ответственность дилеров значительно возрастает, и их задача сводится теперь не только к своевременной и комплектной поставке машин, но и к надлежащей организации предпродажного, гарантийного и послегарантийного технического сервиса.

Список литературы

  1. Дидманидзе О. Н., Корнеев В. М. Технический сервис в АПК. М. : УМЦ «Триада», 2015. 110 с.
  2. Технический сервис – опыт и перспективы развития / Ю. А. Конкин, И. Г. Голубев, М. Ю. Конкин, В. Н. Кузьмин. М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. 340 с.
  3. Дорохов А. С., Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2-5.
  4. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. К вопросу технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации сельскохозяйственной техникой // Труды VI Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной году экологии в России «Перспективы развития науки и образования в современных экологических условиях». Соленое Займище : ФГБНУ «ПНИИАЗ», 2017. С. 666-676.
  5. Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Обеспечение работоспособности техники в гарантийный период эксплуатации // Сельский механизатор. 2017. № 4. С. 39-40.
  6. Семейкин В. А., Корнеев В. М., Дорохов А. С. Предпродажное обслуживание техники в сельском хозяйстве // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2005. № 1. С. 95.
  7. Малыха Е. Ф. Актуальные проблемы технического сервиса зарубежной техники // Известия Международной академии аграрного образования. 2015. Т. 1. № 25. С. 120-122.
  8. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Дилерская форма организации технического сервиса машин // Наука без границ. 2017. № 8. С. 29-34.
  9. Катаев Ю. В. Безразборная очистка двигателя от нагара // Сельский механизатор. 2011. № 9. С. 34-35.
  10. Конкин Ю. А., Малыха Е. Ф. Корректирование экономической оценки износа машины в связи с изменением топливной экономичности и оплаты труда // Международный научный журнал. 2011. № 3. С. 5-10.

 

Материал поступил в редакцию 10.03.2018
© Вялых Д. Г., 2018