Демографический прогноз России через призму миграции

Авторы: Павловский Егор Витальевич

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 77-82

Объём: 0,41

Опубликовано в: «Наука без границ» № 3 (20), март 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Павловский Е. В. Демографический прогноз России через призму миграции // Наука без границ. 2018. № 3 (20). С. 77-82.

Аннотация: В статье рассмотрена специфика прогнозирования миграционной компоненты демографического развития России тремя статистическими институтами – Федеральной службой государственной статистики, отделом народонаселения ООН и Бюро цензов США. Охарактеризованы основные результаты каждого прогноза, выявлены общие закономерности и различия. Сделаны выводы о том, что в будущем по всем трем предлагаемым прогнозам именно миграция будет сдерживать убыль населения страны.

Демографические прогнозы, в т. ч. миграции, стали одним из основных прогнозных документов каждого государства, так как на их основе разрабатывается целый ряд программ социально-экономического развития, планы строительства и др. Именно население и его интересы в социально ориентированном государстве лежат в основе большинства управленческих решений, что еще раз подтверждает актуальность профессионального подхода к организации составления такого рода прогнозов. С целью составления демографических сценариев в странах создают специальные группы в рамках действующих статистических или научных организаций, занимающиеся прогнозированием демографической картины государства или мира.

На уровне статистических институтов как государственных, так и международных, демографические прогнозы с учетом миграции для России составляются тремя авторитетными организациями, в т. ч. Федеральной службой государственной статистики (Росстат), Отделом народонаселения Организации Объединенных Наций и Бюро цензов Соединенных Штатов Америки.

В методологических пояснениях Росстата указано, что демографический прогноз осуществляется на основе метода компонент, который рассматривает динамику численности населения как результат изменения составляющих – чисел рождений, смертей и сальдо миграции. При этом для миграции в качестве сценарных переменных используются число прибывших и выбывших. Возрастное же распределение мигрантов осуществляется на основе их возрастной структуры за базовый год, которая берется неизменной на весь прогнозный период [1]. Таким образом, могут быть получены три сценария по сальдо миграции: пессимистичный, оптимистичный и средний. Именно средний вариант демографического прогноза широко используется органами государственного управления при принятии решений, а также публикуется Росстатом для пользователей.

Отметим, что каждые два года прогноз численности населения, в т. ч. сальдо миграции, уточняется, что объясняется динамично изменяющимися социально-экономическими условиями, а также высокой степенью частоты изменений порядка учета различных демографических индикаторов, в первую очередь миграции.

На данный момент на сайте Росстата размещен демографический прогноз до 2035 г., согласно которому к концу прогнозного периода численность населения России составит 145 877,7 тыс. чел., что на 982,0 тыс. чел меньше, чем в начале 2018 г. Однако отметим, что за счет сальдо миграции прогнозируется рост числа жителей России, так, в 2018 г. сальдо миграции для страны прогнозируется в размере 225,1 тыс. чел, а к 2035 г. – 298,0 тыс. чел [2]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что именно естественное движение населения станет важнейшим фактором снижения количества проживающих в Российской Федерации.

Прогнозирование демографической ситуации по такой же методике осуществляется и на уровне субъектов Федерации с учетом внутрироссийских перемещений.

Отдел народонаселения ООН, называющий миграцию наименее прогнозируемым компонентом демографического развития, предсказывает численность населения, так же, как и Росстат, основываясь на индикаторах естественного и механического движения населения.

ООН при подготовке будущих предположений о миграции принимает во внимание следующее:

1. Сальдо миграции, рассчитываемое на основе прибытий и выбытий (данные о легальной миграции);
2. Данные о трудовой миграции;
3. Оценка нелегальной миграции;
4. Данные о числе беженцев.

Отличительной особенностью подхода ООН к прогнозированию механического движения населения является выделение беженцев в отдельную когорту мигрантов, которые, согласно методике, в течение одного или двух прогнозных периодов (5 и 10 лет соответственно) возвращаются в страну происхождения.

ООН при построении прогнозов анализирует также данные о половозрастной структуре прибывающих и выбывающих в страну, что в конечном итоге влияет уже на показатели естественного движения населения [3].

ООН в докладе 2017 года опубликовала прогноз численности жителей планеты и каждой страны до 2100 г. В соответствии с ним население России к 2100 году составит 124 млн. чел., что на 20 млн. меньше, чем в базовом 2017 г. [4]. В 1950 г. Россия находилась на 4 месте в мире по численности жителей (103 млн. чел.), в 2017 г. – на 9 (144 млн. чел.), а в прогнозном 2050 г. ожидается, что страна переместится на 15 место (133 млн. чел.), в 2100 г. – на 22 (124 млн. чел.). Таким образом, как и Росстат, Организация Объединенных Наций предсказывает депопуляцию, связанную в первую очередь со старением населения.

Прогнозы по сальдо миграции свидетельствуют о том, что в стране произойдет его снижение, как в абсолютном выражении, так и в расчете на душу населения. Так, если на период с 2015 по 2020 гг. прогнозируемое сальдо миграции составило 800 тыс. чел., то с 2095 по 2100 гг. ожидается, что сальдо будет равно 250 тыс. чел. В расчете на 1000 населения прогнозируется, что на 2015-2020 г. сальдо составит 1,1 чел., а в 2095-2100 гг. – 0,4 [4].

Таким образом, в отличие от Федеральной службы государственной статистики, миграционный прогноз ООН имеет довольно пессимистический характер.

Третий сценарный прогноз готовится Бюро цензов США. Миграционную компоненту организация прогнозирует на основе данных государственной статистики в области механического движения населения каждой страны, после чего корректирует их на данные о количестве выданных виз, разрешений на работу и видов на жительство. Число беженцев прогнозируется на основе информации, поступающей от Управления Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев – организация системы ООН, занимающаяся оказанием помощи беженцам. Беженцы организацией рассматриваются как временные мигранты, что учитывается при составлении долгосрочных прогнозов, путем постепенного вычитания. Однако порядок вычитания в методологических пояснениях не описан. Отмечается также, что некоторые группы беженцев, которые рассматриваются как потенциально долгосрочные, учитываются при составлении прогнозных сценариев по-иному: например, беженцы из Афганистана, прибывшие в Пакистан в 1979 году, рассматриваются в большей степени как постоянные и в 1981 году демографический прогноз для Пакистана был пересмотрен.

При составлении демографических прогнозов Бюро переписей США исходит из следующих позиций:

1. Если известно, что миграция в стране имеет незначительное влияние на нынешние темпы роста населения, прогноз по сальдо миграции для него составит 0;
2. В случае если влияние миграции на число жителей значительно, в большинстве случаев предполагаемое сальдо миграции будет практически неизменным, как и их половозрастной состав [5].

В отличие от подхода ООН, базирующегося на том, что сальдо миграции по миру должно составить ноль, так как число прибывших и выбывших уравновешивается, Бюро цензов США не исходит из данной предпосылки. Таким образом, мировое сальдо миграции может быть как положительным, так и отрицательным.

Прогноз численности населения России до 2050 г., подготовленный Бюро цензов США, был опубликован в 2010 г. Согласно нему в стране до 2050 г. предполагаемое ежегодное сальдо миграции составит 241…242 тыс. чел., на тысячу населения – 2 чел. В случае предсказания общей численности населения России американское ведомство, как и ООН, прогнозирует достаточно резкое снижение числа проживающих в стране, в первую очередь, объясняемую снижением рождаемости (до 2029 г.) и ростом числа смертей (с 2029 г.) [6].

Отобразим в табл. 1 основные результаты демографических прогнозов трех статистических организаций.

Таблица 1

Перспективные оценки численности населения России, тыс. чел.

Источник

Год

2020

2025

2030

На конец прогнозного периода*

Население, всего

Сальдо миграции

Население, всего

Сальдо миграции

Население, всего

Сальдо миграции

Население, всего

Сальдо миграции

Росстат

146997,0

252,9

146666,0

282,5

146054,0

293,0

145839,0

298,0

ООН

143787,0

133,3***

142165,0**

83,3***

140543,0

83,3***

124013,0

41,7***

Бюро цензов США

141722,0

241,0

140139,0

241,0

138214,0

242,0

129908,0

242,0

* - для прогноза Росстата – 2035 г., для прогноза Отдела народонаселения ООН – 2100 г., для Бюро цензов США – 2050 г.
** - рассчитано как среднее арифметическое прогнозных значений на 2020 и 2030 гг.
*** - рассчитано как среднее арифметическое прогнозов на шестилетние временные интервалы (например, на 2015-2020 гг. прогнозное сальдо миграции составило 800 тыс. чел.).

 

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что все три статистические организации предсказывают снижение численности населения России в ближайшей и долгосрочной перспективе, обоснованное в первую очередь индикаторами естественного движения населения (превышение числа смертей над рождаемостью), однако стоит заметить, что прогноз Росстата является наиболее оптимистичным.

Росстат, в отличие от Отдела народонаселения ООН и Бюро цензов США, на период с 2034 по 2035 гг. отмечает возможный естественный прирост населения страны (9,1 и 38,9 тыс. чел. соответственно). Еще одним отличием результатов демографических прогнозов Федеральной службы статистики и международных организаций является то, что сальдо миграции, по мнению Росстата, вплоть до 2035 г. в России будет расти со средним ежегодным темпом прироста, равным 1,7 %, в целом за период с 2018 по 2035 гг. сальдо вырастет на 32,4 %. Исходя из методических предпосылок Бюро цензов США, о которых говорилось выше, сальдо миграции было принято константой. В прогнозе Отдела народонаселения ООН, наоборот, динамика размера сальдо является отрицательной и к 2100 г. будет составлять 41,7 тыс. чел., что меньше фактического сальдо миграции России 2016 г. на 220,2 тыс. чел. или 84,1 % [7]. Достаточно пессимистичная динамика сальдо миграции для страны, предложенная в прогнозе ООН, обоснована также общим принципом, принятым организацией при составлении демографической картины мира, суть которой заключается в предположении о снижении миграционной активности населения в целом.

Достаточно явные различия предсказываемых демографических показателей Росстатом и международными организациями отмечают и другие исследователи [8]. Так, например, в 2025 г. прогноз Федеральной службы государственной статистики превышает прогнозные значения по миграции ООН для России в 2,4 раза, прогноз Национальной статистической службы Германии выше предсказанного размера сальдо миграции Отделом народонаселения ООН для страны на 20 % [4, 9], отклонение прогноза Главного статистического управления Польши от данных ООН (при условии прогноза в обоих случаях отрицательного знака сальдо) – 40 % [4, 10].

Исходя из всего вышесказанного, все представленные выше демографические прогнозы отмечают, что в долгосрочной перспективе миграция будет оставаться основной компонентой, сдерживающей убыль населения России, вызванную естественным движением населения. Однако международные организации предсказывают отрицательную динамику сальдо, что не согласуется с мнением Федеральной статистической службы.

Список литературы

  1. Методические указания. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 16.02.2018).
  2. Демографический прогноз до 2035 г. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 16.02.2018).
  3. World population prospects. Methodology of the United Nations Population Estimates and Projections. New York: United Nations, 2015. 38 p.
  4. World population prospects: The 2017 revision. Volume II: Demographic Profiles. New York: United Nations, 2017. 848 p.
  5. International Data Base Population Estimates and Projections Methodology. United States Census Bureau [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www2.census.gov/programs-surveys/international-programs/technical-documentation/methodology/idb-methodology.pdf (дата обращения: 16.02.2018).
  6. Demographic Overview - Custom Region – Russia. United States Census Bureau. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.census.gov/data-tools/demo/idb/region.php?N=%20Results%20&T=13&A=separate&RT=0&Y=2030,2035, 2050&R=-1&C=RS (дата обращения: 16.02.2018).
  7. Миграция. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 16.02.2018).
  8. Население России до 2030 г.: демографические и функциональные прогнозы. Demoscope. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/ns_09/acrobat/glava6.pdf (дата обращения: 16.02.2018).
  9. Germany`s population by 2060. Federal Statistical Office of Germany. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.destatis.de/EN/Publications/Specialized/Population/Germany Population2060_5124206159004.pdf?__blob=publicationFile (дата обращения: 16.02.2018).
  10. Prognoza ludności na lata. Główny Urząd Statystyczny. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://demografia.stat.gov.pl/bazademografia/Prognoza.aspx (дата обращения: 16.02.2018).

 

Материал поступил в редакцию 01.03.2018
© Павловский Е. В., 2018