Метод учебного проекта в профессиональном образовании

Авторы: Рахманова Юлдуз Кахрамоновна, Каргапольцева Светлана Ивановна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 54-59

Объём: 0,33

Опубликовано в: «Наука без границ» № 3 (20), март 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Рахманова Ю. К., Каргапольцева С. И. Метод учебного проекта в профессиональном образовании // Наука без границ. 2018. № 3 (20). С. 54-59.

Аннотация: Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применению метода учебных проектов.

Русский язык в неязыковом высшем учебном заведении имеет большое значение для формирования всесторонне развитого и компетентного специалиста. Как показывает практика, обрести всесторонние знания и компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и выявления их путём исследования, проектирования и экспериментов.

Одним из многочисленных инновационных средств реализации поставленных задач является метод проектов, способствующий формированию творческих способностей и компетенции будущего специалиста.

В своей профессиональной деятельности инженеры и экономисты постоянно решают как творческие, так и научно-технологические задачи, для решения которых необходимы практические умения и навыки, новые инновационные подходы. В своей работе «Инновационная деятельность в профессиональном образовании» Т. Ю. Ломакина обращает внимание на необходимость внедрения инновационных методик преподавания в качестве качественно нового подхода в обучении современного специалиста, способного к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности. Значительными возможностями по формированию профессиональной коммуникативной компетенции обладает проектная и научно-исследовательская работа, где проектирование становится определяющей стилевой чертой нашего сознания и бытия во всех сферах нашей деятельности [1].

Согласно классификации учебных проектов типы проектов подразделяется на:

  • информационный (где работа направлена на поиск и сбор информации о каком-либо предмете, или явлении по какой-либо теме, обобщение и классификация собранной информации);
  • исследовательский, в котором ведущей деятельностью является исследование;
  • практико-ориентированный, который выполняется для освоения и практического использования умений;
  • смешанный проект. В этом виде проекта присутствуют признаки исследовательского, информационного и практико-ориентированного проектов.

 

Поскольку на занятиях русского языка деятельность в основном направлена на поиск и сбор информации, которая может быть использована на занятии, на конференции и мероприятии, проект чаще всего носит информационный характер.

Таблица 1

Учебный проект «Россия: история, культура, литература»

I. Проектное задание

Введение

Сегодня невозможно представить себе любую деятельность человека без взаимодействия со всем миром, без обмена опытом, повышения квалификации, информаций извне. А тем более представить себе этот процессе без языка–посредника трудно.
В настоящее время изучение уже не может ограничиться познанием только его языковых реалий, это неразделимая взаимосвязь языка, культуры, личности. В процессе иноязычной коммуникации важны не только языковые структуры, но и организация внутреннего мира говорящего, т.е. лингвистические, социальные и культурные особенности языка.
Изучение русского языка тесно связано с изучением его истории, культуры, литературы.

Основные данные:

Происхождение названия

Впервые слово «Россия» встречается в сочинениях византийского императора Константина как греческое название Руси. В Западной Европе по отношению к Русскому государству ХVI-ХVII веков применялось название «Московия».
Официальный статус слову «Россия» придал Пётр I, который назвал страну в 1721 г. Российской империей.

История России

Самые древние следы обитания человека на территории России (2-3 млн. лет назад) обнаружены в Сибири, на Северном Кавказе. До XIV в. Руси как государства не существовало, вместо этого были отдельные княжества, которые постепенно объединялись.
Впервые вместо титула «князь» появляется титул «царь» при Иване Грозном в 1547 г.
1 сентября 1917 г. Российская империя стала республикой. В 1922 году образуется Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который просуществовал до 1991 года. Сейчас Россия –  федеративное государство.

Современная Россия

Россия (официальное название Российская Федерация или кратко РФ) – самая большая по площади (17 млн. км2) страна в мире, которая расположена и в Европе, и в Азии.
В составе Российской Федерации находятся 46 областей, 22 республики, 9 краев, 3 города федерального значения, 4 автономных округа и 1 автономная область.
Возглавляет Россию президент. В мае 2012 г. пост президента занял Владимир Путин.

География России

Россия граничит с восемнадцатью странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абхазией, Грузией, Южной Осетией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией, Северной Кореей, имеет морскую границу с США. Россию омывают 12 морей.
На юге находится самая высокая вершина России – Эльбрус, 5642 м, на востоке – территория вулканов. Здесь их насчитывается более 200, причём около 50 – действующие.
В России расположены 41 национальный парк и 103 заповедника. Население страны составляет около 143 млн. человек.

Климат и природные ископаемые

Россия обладает одними из крупнейших в мире запасами пресной воды. В России более 2 млн. рек, самые длинные – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Самое глубокое пресноводное озеро в мире – Байкал - находится в восточной части страны (около 31 700 км2) и является самым глубоким озером планеты.
Климат на всей территории страны континентальный с холодными зимами. Вечная мерзлота (районы Сибири и Дальнего Востока) занимает 65 % территории России.

Религия и язык

В России ведущую роль занимает православие, хотя многочисленно представлены и другие религии.
Народы России говорят более чем на 100 языках и диалектах. Самым распространённым языком в России является русский. Он также считается государственным языком Российской Федерации. Русский язык является родным примерно для 130 млн. граждан России (92 % населения России).

Символы России

Россия – одна из самых богатых полезными ископаемыми стран. Денежная единица – рубль. Национальный гимн – «Россия - священная наша держава», герб – двуглавый орел. Флаг России состоит из трёх цветов, поэтому его называют «Триколор»: белый цвет символизирует свободу, синий – цвет веры, Богоматери, которая покровительствует России; красный – сила, кровь, пролитая за Отечество.
С середины X века в связи с принятием Христианства на Руси мощный импульс получили развитие культуры, внешние связи, изменился уклад жизни, усовершенствовалось строительство, возведение храмов, куполов, мозаичное искусство и иконопись. Появляется первая азбука Кирилла и Мефодия, что способствовало развитию письменной культуры на Руси.
Поистине золотым веком развития науки, культуры, литературы в России стали XVII-XVIII-XIX-XX века. Сокровищница науки, культуры, литературы свято хранит имена учёных: Ломоносова и Менделеева, имена писателей и поэтов: Лермонтова, Толстого, Достоевского, художников: Левитана, Перова, Верещагина, Репина, Шишкина, музыкантов и композиторов: Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Мусоргского, Бородина, Рахманинова, деятелей театрального искусства: Волкова, Щепкина, Ермоловой, Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда  и др.
В XXI веке Россия продолжает славные традиции своих замечательных потомков.

Проблема, требующая своего разрешения в рамках проекта:

Обеспечение студентов необходимой информацией об истории, культуре и литературе России

Цель проекта (для чего он создаётся):

- обогатить знания студентов, расширить их кругозор;
- разработка справочника и альбома о России

Конечный результат:

- воспитание толерантности к народам мира;
- справочник и альбом, содержащие краткую, структурированную информацию о России, а также иллюстрированный материал в виде альбома

Пользователи:

студенты и гости Каршинского инженерно-экономического института

Рамки проекта:

срок выполнения 5 дней

Количество участников:

до 5 человек в группе

Структура продукта проекта:

Справочный и иллюстрированный материал «Россия: история, культура, литература».
Устная презентация. Выступления участников проекта. Буклеты, слайды, мультимедийный материал, книги, картины, фотографии, коллаж, материалы Интернета. Список использованных источников.

Введение

  • История России;
  • Культура России;
  • Литература России;
  • Москва – столица России;
  • Памятники культуры Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России;
  • Памятники искусства (Третьяковская галерея, музей Пушкина и др.)
  • Театры Москвы, Санкт-Петербурга и др.;
  • Поэтическое наследие (Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Некрасов, Есенин и др.);
  • Московский метрополитен;
  • Дополнительная информация;
  • Список использованной литературы.

 

Задачи проектной деятельности:

  • Сбор информации о России;
  • Сбор информации о федеральных городах России (Москва, Санкт-Петербург);
  • Сбор информации об исторических и культурных памятниках России, имеющих духовную ценность;
  • Сбор информации о музеях России;
  • Сбор информации об истории атрибутики;
  • Сбор информации об учёных России (Ломоносов, Менделеев, Лобачевский и др.);
  • Подготовка фотографий, буклетов;
  • Сбор информации о поэтах и писателях России;
  • Сбор информации о метрополитенах России (исторические сведения);
  • Сбор информации об обычаях и традициях русского народа.

 

Виды деятельности участников проектной группы:

  1. Выявление информации, её сбор;
  2. Отбор и систематизация информации;
  3. Оформление справочника и альбома;
  4. Подготовка устной информации о результатах проектной деятельности;
  5. Оформление буклетов по тематике:

–  исторические и культурные памятники;
–  литературное наследие;
–  обычаи и традиции русского народа;
–  московский метрополитен.
6. Подготовка отчёта о проектной деятельности.

Методические указания студентам по выполнению проектного задания

Поэтапное выполнение проектного задания

1. Подготовительный этап.

1.1. Уточнение проблемы, требующей решения в процессе проектной деятельности.
1.2. Определение источников информации.

2. Планирование.

2.1. Изучение алгоритма достижения цели.

v Сбор информации по задачам проекта (текст, графическое изображение, фото, слайды, указание источников);
v Предоставление информации в распечатке или на электронных носителях;
v Отбор оптимальной информации;
v Оформление информации в виде справочника (рабочий вариант);
v Подготовка отчёта (презентации);
v Предложения по устной презентации;
v Оформление справочника;
v Подготовка устной презентации.

2.2. Составление рабочего плана проекта по срокам и выполнению проекта между участниками.

3. Исполнение.

v Систематизация всей полученной информации;
v Оформление результата работы в виде справочника и альбома;
v Отчёт;
v Визуальная презентация;
v Определение роли каждого из участников в ходе устной презентации.

Оценка продукта выполнения проекта

v Если справочник и альбом отвечают поставленным целям – 3,0 б.
v Если представленная информация отражает решение задач проекта – 5,0 б.
v Если иллюстративный материал (альбом, буклеты, слайды) в полном объёме отражает и раскрывает содержание информации и выполнен в соответствии с требованиями – 2,0 б.

Всего: 10 баллов.

Таким образом, внедрение метода проектов в профессиональном образовании способствует эффективному изменению в содержании и технологии обучения студентов в неязыковом вузе.

Учебный проект способствует формированию профессиональной компетенции, прививает навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, умение планировать, анализировать и работать в коллективе.

Список литературы

  1. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании. Курск, 2011. 284 с.
  2. Современные технологии обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sovremennie_tehnologii_obucheniya_112324.html (дата обращения: 01.03.2018).
  3. Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П. Способы и средства самостоятельной учебной деятельности. Ташкент : ТГЭУ, 2010. 87 с.

 

Материал поступил в редакцию 15.03.2018
© Рахманова Ю. К., Каргапольцева С. И., 2018