Научные основы эксплуатации модульных транспортных средств

Авторы: Сенин Андрей Сергеевич, Виноградов Олег Владимирович

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 29-32

Объём: 0,23

Опубликовано в: «Наука без границ» № 3 (20), март 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Сенин А. С., Виноградов О. В. Научные основы эксплуатации модульных транспортных средств // Наука без границ. 2018. № 3 (20). С. 29-32.

Аннотация: В статье раскрывается понятие модульности. Рассматриваются разработки транспортных средств, построенных по модульному принципу. Обосновывается идея о применении модульных транспортных средств в условиях автотранспортных предприятий.

Модульность достаточно широко используется в различных отраслях промышленности. Также в современном производстве она является инструментом рационализации и эффективного управления этим производством [1, 2].

Модульность представляет собой принцип особого построения технических систем, в которых связанные по функциональности части объединяют в сгруппированные, унифицированные узлы, называемые модулями.

Модуль существует как сборочная единица, которая в техническом устройстве выполняет самостоятельную функцию.

Применение принципа модульности в автомобильной промышленности позволило обеспечить выпуск новых моделей автомобилей без изменения их принципиальной конструкции. Автомобиль, построенный по такой схеме, имеет унифицированную платформу (рис. 1), на базе которой можно создавать разные модификации с требуемыми характеристиками. При этом такая процедура занимает минимум времени.

Модульная платформа

Рис. 1. Модульная платформа [1]

Эту идею достаточно четко воплотила компания «Mercedes-Benz», представив на Женевском автосалоне в 1995 г. концептуальную модель автомобиля «VRC» (рис. 2). Этот автомобиль был хорошо приспособлен к трансформации, т. к. используя сменные модули его легко можно было превратить из универсала в кабриолет или из седана в двухместный пикап.

MB VRC

Рис. 2. Mercedes-Benz VRC в разных модификациях [2]

Попытку создать магистральный автопоезд, на основе модульной конструкции, взял на себя Минский автомобильный завод. И в 1988 г. на Парижском большом автосалоне представил модель МАЗ-2000 «Перестройка» (рис. 3). Автомобиль состоял из рамы с унифицированными присоединительными элементами, к которым крепились тяговые модули, модуль кабины и транспортный модуль с дополнительным оборудованием. Все модули, при сочленении в единое целое, позволяли получить простейший вариант автопоезда.

МАЗ Перестройка

Рис. 3. МАЗ-2000 «Перестройка» [3]

С применением модульного принципа конструирования был также создан автомобиль сельскохозяйственного назначения «УРАЛ-432065» (рис. 4). Автомобиль разрабатывался в соответствии с агротехническими требованиями. В его основе лежит унифицированное шасси, к которому крепятся быстросъемные технологические модули. Применение этих модулей позволяет автомобилю выполнять различные сельскохозяйственные функции, за счет чего он способен работать как в поле, так и на дорогах общего пользования в качестве грузового автомобиля.

Урал-432065

Рис. 4. УРАЛ-432065 со сменной технологической надстройкой для транспортировки и внутрипочвенного внесения жидких органических удобрений [4] 

Хотя принцип модульности достаточно давно используется в машиностроении, но должного распространения в эксплуатации транспортных средств пока что не получил. А применяя такие автомобили на предприятиях автомобильного транспорта, возникает необходимость оптимизации производственно-технической базы и переорганизации технологического процесса обслуживания и ремонта автомобилей.

С другой стороны, применение модульных конструкций рационально для автомобилей, т. к. сборка из функциональных унифицированных модулей позволяет намного проще и с меньшими затратами производить их обслуживание и ремонт. Тем самым при ремонте автомобилей неисправный модуль меняется на исправный, что позволяет сократить время простоя автомобилей и повысить коэффициент их технической готовности. Это дает возможность, для выполнения одного и того же объема перевозок, использовать меньшее количество подвижного состава, по сравнению со стандартными автомобилями.

Что касается автотранспортного предприятия, то в связи с тем, что применение автомобилей модульной конструкции позволяет производить техническое обслуживание и ремонт не на самих автомобилях, а на модулях, снятых с автомобиля. То на одних и тех же площадях производственного корпуса можно разместить, а значит и обслужить, гораздо больше снятых модулей, чем автомобилей целиком. Это дает возможность при смене парка автомобилей стандартной конструкции на модульные автомобили производить реконструкцию предприятия без его расширения.

Список литературы

  1. Технологические процессы диагностирования и технического обслуживания двигателей транспортных и транспортно-технологических машин / О. Н. Дидманидзе, Г. Е. Митягин, А. Ю. Измайлов, А.М. Карев, О. В. Виноградов, Р. Н. Егоров, В. И. Стафеев. М. : ООО «УМЦ «Триада», 2015. 109 с.
  2. Транспортные и транспортно-технологические процессы / О. Н. Дидманидзе, Д. Г. Асадов, А. М. Карев, Р. Н. Егоров, А. Н. Журилин. М. : ООО «УМЦ «Триада», 2016. 163 с.
  3. Денисов Д. Модульная платформа. VistaNews.RU: интернет-портал 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vistanews.ru/auto/48617-subaru-predstavila-novuyu-modulnuyu-platformu-sgp.html. (дата обращения: 20.02.2017).
  4. Воронов С. Четыре автомобиля Mercedes в одном. Carakoom.com: международная автомобильная социальная сеть 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://carakoom.com/blog/4-avtomobilya-mercedes-v-odnom-vario-research-car. (дата обращения: 20.02.2017).
  5. Малышев С. МАЗ 2000 Перестройка. LiveJournal.сом: сетевое сообщество 1999 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://itarstas.livejournal.com/1044.html. (дата обращения: 20.02.2017).
  6. Леонтьев С. УРАЛ-432065. Driver2.ru: интернет-сообщество 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.drive2.ru/b/456925147740243987/?page=0. (дата обращения: 21.02.2017).
  7. Высоцкий М. С., Кочетов С. И., Харитончик С. В. Основы проектирования модульных магистральных автопоездов. Минск : «Беларуская навука». 2011. 392 с.
  8. Специализированный автомобильный транспорт сельскохозяйственного назначения / Т. Д. Дзоценидзе, С. Н. Галкин, А. Г. Левшин, М. А. Козловская, В. Н. Сорокин, П. В. Середа. М. : ООО «НИИКА», ЗАО «Металлургиздат». 2013. 368 с.
  9. Княгинин В. Н. Модульная революция: распространение модульного дизайна и эпоха модульных платформ. СПб., 2013. 80 с.

 

Материал поступил в редакцию 11.03.2018
© Сенин А. С., Виноградов О. В., 2018