Системный подход при исследовании отношений в сфере образования

Авторы: Шоокумова Динара Паизбековна, Жусупов Болотбек Асанович

.

Рубрика: Социологические науки

Страницы: 87-90

Объём: 0,24

Опубликовано в: «Наука без границ» № 3 (20), март 2018

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Шоокумова Д. П., Жусупов Б. А. Системный подход при исследовании отношений в сфере образования // Наука без границ. 2018. № 3 (20). С. 87-90.

Аннотация: В статье проанализированы системообразующие элементы сферы образования, преимущества системного подхода исследования образовательных отношений. Основная цель – определить системные связи образовательных отношений, правовую природу, роль других социальных институтов в системе образовательных отношений; охарактеризовать применение системного метода при исследовании отношений в данной области.

Исследование основано на общенаучных и частно-научных методах познания: анализ, синтез, индукция, дедукция. Обоснованы положительные стороны системного метода исследования образовательных отношений.

Рыночные отношения, возникновение различных форм собственности, расширение функций государства обусловили возникновение различных проблем, в том числе и в сфере образования.

Решение данных проблем в условиях правовой государственности выявило преимущества правовой формы регулирования общественных отношений.

Наиболее актуальным вопросом исследования сферы образования является выбор методологических подходов.

Необходимо отметить, что методы научного исследования существенно исследованы многими учеными. Например, Д. А. Керимовым изучены «Методология права: предмет, функции, проблемы философии права» [1, с. 521], В. М. Сырых «Метод правовой науки (основные элементы, структура)» [2, с. 176], В. А. Шабалином «Методологические вопросы правоведения» [3, с. 226], И. С. Самощенко «Диалектика и специальные методы правовой науки» и другие [4, с. 232].

В науке под системой понимаются явления, имеющие устойчивые связи между собой и формирующие ее элементы. Общество как система характеризуется своей целостностью.

Анализ многих общественных отношений в современных условиях основан на системном подходе, и сфера образования не является исключением.

В данной области сфера образования имеет стабильную связь с другими сферами общественной жизни, например с культурой.

Подтверждением тому являются мнения различных ученых. К примеру, Д. А. Ягофаров рассматривает образование как специфический социальный институт, занимающий особое место среди других социальных институтов. Одним из наиболее ярких выражений специфики образования как институционального образования он выделяет ее системный характер, причем эта системность обладает действительно уникальными чертами, не свойственными другим институтам общества.

Во-вторых, именно системный характер образования дает возможность рассматривать его как особый предмет правового регулирования, что обусловливает возможность регулирования образования с помощью правовых средств и способов [5, с.10].

Образовательная деятельность, как совокупность граждан, групп охватывает стремление к общей цели, которая в своей деятельности устанавливает различные отношения и составляют систему общества.

Граждане, участвуя в различных по структуре отношениях, тем самым удовлетворяют свои потребности.

Одной из потребностей являются получение человеком образования и овладение профессией. Системный подход исследования общественных отношений обусловливает определение общих и специальных характеристик.

Система образования – эта сложная система, она находится в связи с другими подсистемами: социальными, экономическими, культурными, психологическими. И при регулировании образовательного процесса необходимо учесть общие и особенные характеристики данных институтов.

Они являются сложной теоретической правовой проблемой и требуют тщательного исследования и обусловливают адекватное формирование теоретических основ [6, с. 30].

Сфера образования и ее объект, как сложная система, требует использования общенаучных и частно-научных методов исследования.

Данную позицию поддерживают И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Б. Г. Юдин. По их мнению, «системно структурный метод – это форма методического знания, связанная с конструированием, проектированием объектов» [7, с. 42].

Данного метода придерживаются ученые советского периода. По их мнению, «данный метод проявляет интегративные качества, возникшие в связи с объединением элементов, и позволяет рассмотреть их как регистрированную связь» [8, с. 55].

Любая система, объединяя все элементы, сопровождается не только формальными характеристиками, но и сущностными признаками, их взаимодействие обусловлено органическими единством целей и задач [9, с. 208].

Совместное использование общенаучных и частно-научных методов в теоретико-правовом исследовании сферы образования дает основание для целостного представления системы правовых отношений и обусловливает их особенность.

Системно структурный метод определяет не только особенности системы, структур и элементов отношений в сфере образования. Он определяет систему нормативных актов регулирования, которая, в свою очередь, позволяет прослеживать эффективность законодательства в сфере образования.

Обоснованность системного подхода правовых отношений в сфере образования прослеживается во многих трудах.

Основой методических взглядов выступает целостность отношений в сфере образования, связанных с реализацией права на образование.

Вышеуказанные обстоятельства методологических подходов позволяют резюмировать нижеследующие выводы:

  • сфера образования как самостоятельный социальный институт имеет свою систему;
  • образовательные отношения охватывают более длительный период, имеющий устойчивые и повторяющееся отношения, которые позволяют признать ее как самостоятельную систему и предмет регулирования;
  • системный подход исследования образовательных отношений позволяет выявить сущностные характеристики образовательных отношений и разработать адекватные механизмы правового регулирования.

 

Список литературы

  1. Керимов Д. А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М. : СГА, 2003. 521 с.
  2. Сырых В. М. Метод правовой науки (основные элементы, структура). М. : Юридическая литература, 1980. 176 с.
  3. Шабалин В. А. Методологические вопросы правоведения (В связи с теорией и практикой социалистического управления). Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1972. 226 с.
  4. Самощенко И. С., Сырых В. М. Диалектика и специальные методы правовой науки // Методологические проблемы советской юридической науки. М. : Наука, 1980. С. 190-232.
  5. Ягофаров Д. А Правовое регулирование системы образования. М., 2005 с. 10.
  6. Спасская В. В. Правовое регулирование образовательных отношений: проблемы теории и практики. М., 2012. с 30.
  7. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. № 8. С. 42.
  8. Веденеев Ю. А. О применении системного подхода в исследовании права // Проблемы государства и права: труды научных сотрудников и аспирантов. 1974. № 9. С. 55.
  9. Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. М. : Мысль, 1986. С. 208.

 

Материал поступил в редакцию 03.03.2018
© Шоокумова Д. П., Жусупов Б. А., 2018