Безопасность дорожного движения и ее повышение посредством интеллектуальных транспортных систем

Авторы: Степченков А. В.

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 24-28

Объём: 0,28

Опубликовано в: «Наука без границ» № 3 (3), октябрь

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Степченков А. В. Безопасность дорожного движения и ее повышение посредством интеллектуальных транспортных систем // Наука без границ. - 2016. - № 3. - С. 24-28.

Для повышения уровня безопасности дорожного движения, являющейся важнейшей социально-экономической и демографической задачей Российской Федерации, необходимо постоянно совершенствовать дорожно-транспортную инфраструктуру и организацию дорожного движения, повышать дисциплину всех участников дорожного движения.

Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек. На дорогах страны за период январь-сентябрь 2016 года, произошло 14498 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими детьми в возрасте до 16 лет, при этом погибло 518 детей. Только в Москве за указанный период произошло 534 ДТП с пострадавшими детьми в возрасте до 16 лет. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2008-2015 годы составил 571407 человек [1].

Тревожная статистика травматизма и смертности на пешеходных переходах заявляет о необходимости внедрения современных технических средств надежной фиксации нарушений Правил дорожного движения для того, чтобы ни одно нарушение не осталось без внимания регулирующих органов.

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию [2].

Есть различные пути улучшения качества дорожно-транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения. Как один из вариантов рассматривается расширение дорог, что весьма проблематично в современных городах с высокой плотностью застройки жилых районов.

Не редки случаи, когда автомобили скорой помощи, а также другие транспортные средства, оборудованные специальными звуковыми и световыми сигналами, просто не успевают своевременно прибыть на место ДТП, чтобы оказать необходимую помощь пострадавшим. Но ещё хуже, когда автомобили спецслужб, двигаясь к месту вызова, сами становятся участниками ДТП при проезде регулируемых перекрёстков на запрещающий сигнал светофора. Так как при совершении данного маневра велика вероятность, что не все участники дорожного движения своевременно заметили приближение автомобиля с включенными звуковыми и световыми сигналами и уступили ему дорогу в соответствии с ПДД РФ.

Одним из способов решения проблемы быстрого и эффективного повышения пропускной способности городских дорог, является координированное управление светофорами на контролируемой системой управления территорией. Система создает возможность движения необходимого транспортного средства (кареты скорой помощи, экипажа ДПС) на место ДТП не по зеленому коридору, так как велика вероятность образования большого скопления автотранспортных средств, а в режиме ситуационного переключения светофора на разрешающий сигнал движения, при приближении ТС спецслужб именно к данному перекрестку или к нескольким близко расположенным перекрёсткам.

Интеллектуальная транспортная система с многоцелевыми комплексами фотовидеофиксации и средствами видеонаблюдения за дорожным движением, благодаря аппаратуре ГЛОНАСС/GPS, входящей в состав комплекса, получает информацию о месте совершения ДТП и о месте нахождения ТС, необходимого прибыть по указанному адресу, и определяет маршрут движения, который носит рекомендательный характер, так как водитель спецтранспорта может изменять маршрут движения, основываясь на личном опыте и ситуации в данный момент. Отслеживая движение ТС к месту ДТП, система содействует быстрому, беспрепятственному и самое главное безопасному проезду экипажа через регулируемые перекрёстки [3].

При этом, что является не маловажной функцией, не создает дополнительных заторов на дорогах, а своевременно, заблаговременно принимая решения на основе анализа скорости движения и загруженности дорог, переключает светофор на разрешающий сигнал по направлению движения экипажа.

В целом состояние дорожно-транспортной аварийности в России характеризуется следующими параметрами:

  • около 70 % дорожно-транспортных происшествий происходит на территории городов и населенных пунктов, в них погибают более 40 % и получают ранения более 65 % общего числа пострадавших;
  • основными видами дорожно-транспортных происшествий продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий, в частности наезд на пешехода (30,7 % всех дорожно-транспортных происшествий и 29 % погибших);
  • свыше половины (60,5 %) погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2015 году составили лица в возрасте 26…60 лет, из которых более половины являлись лицами наиболее трудоспособного возраста (26…40 лет).

Одним из главных направлений Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, является снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.

Одна из функций интеллектуальной транспортной системы – полностью контролировать нерегулируемые пешеходные переходы, фиксируя факты не предоставления транспортным средством преимущества пешеходу [3].

Обзорные телевизионные датчики подключаются к вычислительному модулю и определяют не только движущиеся объекты – пешехода и транспортное средство, но и их скорость, и векторы движения. При пересечении векторов и создании автомобилем помехи в движении пешеходу происходит фиксация нарушения правил дорожного движения. В случае если векторы не пересеклись – автомобиль продолжил движение, когда пешеход уже заканчивал движение по «зебре» – материал о нарушении не формируется.

Многофункциональные комплексы интеллектуальной транспортной системы так же могут контролировать следующие нарушения:

  • проезд на запрещающий сигнал светофора;
  • выезд за стоп-линию при включении запрещающего сигнала светофора;
  • движение по полосе для встречного движения;
  • выезд на перекрёсток в случае образовавшегося затора и другие административные правонарушения 12-ой главы КРФоАП [4].

Зона детекции нарушения может быть настроена в зависимости от требований ГИБДД в данном регионе.

Одновременно производится измерение скорости движения всех ТС, прошедших через зону контроля. Нарушения ПДД фиксируются с точным определением времени и географических координат, производится запись видеоролика, что существенно облегчает процесс контроля и делает неоспоримой доказательную базу.

Но наиболее важной функцией по улучшению пропускной способности дорог, особенно в так называемых жилых кварталах, и снижения уровня аварийности на участках дорог вблизи школ, больниц, детских садов и других образовательных учреждений, является возможность интеллектуальной транспортной системы регулировать периодичность загорания сигналов светофора и их продолжительность [3].

На настоящее время в каждом светофоре заложен цикл его работы. Система же в автоматическом режиме, на основе данных получаемых от телевизионных датчиков, а также устройств ГЛОНАСС/GPS, может в часы пика появления граждан на пешеходных переходах, времени начала и окончания учебных занятий или рабочего времени учреждений и тому подобное, увеличивать время продолжительности зеленого сигнала для пешеходов. Или же наоборот, сокращать это время в часы наименьшей пешеходной активности.

Это позволило бы достичь наиболее оптимального регулирования движения в данных районах.

В вечернее и ночное время возможно полное прекращение подачи зеленого сигнала для пешеходов, тем самым увеличив скорость транспортного потока в ночное время. Но при обнаружении пешеходов, посредством телевизионных датчиков, система может автоматически добавлять в текущий или следующий цикл включение зеленого сигнала для них.

В общей структуре аварийности наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств. В таких дорожно-транспортных происшествиях погибает и получает ранения подавляющее большинство пострадавших (85,9 % общего числа погибших и 91 % общего числа раненых).

Около 60 % летальных исходов при совершении дорожно-транспортных происшествий приходится на догоспитальный период, что явно указывает на необходимость скорейшего прибытия скорой помощи на место аварии и незамедлительного перемещения пострадавшего в больницу.

Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью, и дальнейшего снижения ее показателей до уровня развитых стран мира, необходимо продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их обеспечение финансовыми ресурсами.

С учетом изложенного, можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости продолжения работы в области обеспечения безопасности дорожного движения с применением интеллектуальных транспортных систем.

 Список литературы:

  1. Статистика ДТП с пострадавшими за 2016 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/2016/.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013‑2020 годах». – М. , 2013.
  3. Каталог ООО «Технологии безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tbbb.ru.
  4. ОБ ДПС ГИБДД УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве. Статистика административных правонарушений по СЗАО г. Москвы за 2015-2016 годы.