акция

Межгосударственное регулирование как единая система интеграционных отношений

Авторы: Кинжаева Р. Х.

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 5-10

Объём: 0,35

Опубликовано в: «Наука без границ» № 3 (3), октябрь

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Кинжаева Р. Х. Межгосударственное регулирование как единая система интеграционных отношений // Наука без границ. - 2016. - № 3. - С. 5-10.

Как и национальная экономика, глобальная экономика отдельной страны, с одной стороны, является системой, способной к саморегулированию, а с другой стороны, подвергается активному государственному регулированию. Раньше государственное регулирование было исключительно атрибутом национальной экономической системы, но сейчас следует говорить о возникновении межгосударственного регулирования, осуществляемого при участии межгосударственных экономических организаций.

Сейчас наступил этап глобализации экономики и интернационализации регулирования. На этом этапе начало формироваться межгосударственное регулирование как единая система. После приобретения независимости несколько усилилась зависимость национальных экономик от внешних факторов, активизировалось развитие надгосударственных структур регулирования и усилилось их влияние. Страны СНГ, где их деятельность была не последовательна, стали предпринимать шаги в сторону интеграции, которые оказались не результативны и не прогрессивны.

Проведенные нами исследования деятельности совместных предприятий за 1998‑2011 годы (табл. 1) свидетельствуют о том, что количество совместных предприятий в 2011 году по сравнению с 1998 годом уменьшились на 72 единицы, или на 32,2 %. Несмотря на темп роста выручки от реализации продукции, чистый доход имеет отрицательный показатель, то есть за 14 лет от совместной деятельности совместные предприятия в республике получили в среднем за год по 17006 тысяч сомони убытков.

Это говорит о том, что рассматриваемое направление нуждается в государственном регулировании.

Данный процесс охватывает практически все сферы жизнедеятельности: политику, культуру, торговлю, миграцию и так далее. Однако первым индикатором стадии процесса глобализации является финансовый рынок, на котором, в первую очередь, отражаются любые происходящие изменения. В наибольшей мере изменениям подвергается именно финансовый сектор, на котором, собственно, начался мировой финансовый кризис, как один из современных вызовов глобализации. Воздействие на финансовый сектор в данном случае двустороннее: с одной стороны, происходит его трансформация непосредственно под влиянием глобализации, с другой стороны ‑ под влиянием изменений в системе государственного регулирования. Конечной целью любых реформ и преобразований является повышение уровня жизни и благосостояния людей.

Однако анализ влияния иностранных инвестиций и внешней помощи на уровень роста основных экономических показателей Республики Таджикистан за 2009‑2012 годы свидетельствует о том, что темп роста иностранных инвестиций и внешняя помощь за анализируемый период имеют тенденции роста. 

Таблица 1

Анализ экономической эффективности деятельности совместных предприятий в Республике Таджикистан за 1998-2011 годы [1]

Годы

Число совместных предприятий (единиц)

Уставной фонд действующих совместных предприятий на конец года (тыс. сомони)

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), в действующих ценах, (тыс. сомони)

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), (тыс. сомони)

Списочная численность работников действующих совместных предприятий

Чистый доход действующих совместных предприятий (тыс. сомони)

Производство товарной продукции на одного работника (сомони)

1998

224

61 913,7

47 484,2

42 186,7

7 373

5297,5

6440

1999

228

49 565,50

74 263,0

78 844,3

9 811

-4581,3

7569

2000

108

93 747,70

124 241,7

130 540,5

10 026

-6298,8

12392

2001

105

137 347,60

161 683,1

196 508,2

13 186

-34825,1

10921

2002

101

155 074,00

226 854,90

237 059,60

14 805

-10204,7

15323

2003

151

335 639,60

374 792,50

400 287,20

16 520

-25494,7

22687

2004

162

409 799,20

451 616,10

453 295,60

16 895

-37679,5

26731

2005

121

349 002,40

459 090,4

484 045,1

16 679

-24954,7

28727

2006

164

374 362,00

730 225,10

725 730,6

15 981

4494,5

45693

2007

157

396 967,50

749 128,70

762 820,80

15 371

-13692,1

48736

2008

156

376 615,40

946 722,30

946 631,20

15 590

91,1

60726

2009

147

872 451,2

1 504 269,40

1 963 623,00

13 146

-459353,6

114428

2010

149

781 830,9

1 735 106,10

1 654 262,40

10 311

80843,7

160437

2011

157

695727,1

1804110,7

1515835,7

12389

288275

145622

В среднем за один год

152

306713

946981

991727

13435

-17006

50459

 Если в 2009 году объем иностранных инвестиций и внешняя помощь составила 672453 тысяч долларов США, то в 2010 году она выросла по сравнению с предыдущим годом на 4,6 %, в 2011 году на 8,4 %, в 2012 году на 16,5 %, а валовой внутренний продукт на 1 сомони иностранной инвестиции и внешняя помощь выросли соответственно на: 8,1 %, 7,5 %, и 0 %. Также анализ показывает, что темп роста иностранных инвестиций и внешняя помощь отрицательно повлияли на уровень доходов государственного бюджета, уровень безработицы и средний курс национальной валюты по отношению к доллару США. Это показывает, что иностранные инвестиции либо не рационально используются, либо в расчете валового внутреннего продукта имеется погрешность (табл. 2). 

Таблица 2

Анализ влияния иностранных инвестиций и внешней помощи на уровень  роста основных экономических показателей Республики Таджикистан за 2009-2012 годы [2]

Годы

Иностранные инвестиции и внешняя помощь, тыс. долл. США

Иностранные инвестиции и внешняя помощь, млн. сомони

Валовой внутренний продукт (млн. сомони)

Валовой внутренний продукт на  1 сомони иностранных инвестиций и внешней помощи

Доходы государственного бюджета  в % к ВВП

Уровень безработицы в %

Средний курс сомони к доллару

2009

672453

2785,8

20628,5

7,4

27,6

2,0

4.1427

 

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

2010

703226,6

3079,4

24707,1

8,0

27,2

2,1

4,3790

2010 к 2009

104,6

110,5

106,5

108,1

98,6

105,0

105,7

2011

761036,5

3508,1

30071,1

8,6

28,5

2,3

4,6096

2011 к 2010

108,4

113,9

107,4

107,5

104,8

109,6

105,3

2012

886504,3

4222,2

36161,1

8,6

25,2

2,4

4,7627

2012 к 2011

116,5

120,3

107,5

100,0

88,4

104,3

103,3

Всего 2009-2012 годы

3023220,4

13595,5

111567,8

8,2

27,1

2,2

4,4735

 Интеграция может также исследоваться с позиции информационно-финансового подхода. При информационно-финансовом подходе выделяют ряд признаков интеграции, характерных для современного этапа развития экономики: информация приобрела стоимость и стала товаром, измеряемым денежным эквивалентом; произошла "дематериализация" денег, они оторвались от своего материального носителя, действуя в разнообразных формах "электронных" и расчетных денег, на передний план вышла именно их информационная сущность; возникли и быстро растут информационно-финансовые рынки, причем емкость этих рынков, функционирующих во всемирном масштабе, значительно перекрывает объемы товарных рынков; в структуре капитала быстро повышается удельный вес фиктивного капитала, выраженного не в деньгах, а в правах на получение дохода – акциях, облигациях и так далее; компьютерные сети становятся всеобщими финансово-информационными коммуникациями, функционирующими во всемирном масштабе; растут нематериальные активы предприятий, включая информационные товары, в денежном выражении. Информатизация и повышение роли финансовых институтов, являются определяющими чертами современного этапа экономического развития и приобретают общецивилизационные масштабы. На наш взгляд, можно в целом согласиться с таким мнением (разумеется, с поправкой на то, что при всей важности информационно-финансового сектора, не следует забывать, что основу экономического развития составляет все же производственная сфера). Более того, представляется возможным предположить, что именно информационно-финансовая интеграция создает дополнительные предпосылки объединения систем государственного регулирования. Только в рамках, скоординированных межгосударственными институтами регулирующих действий возможно нормальное, устойчивое и стабильное развитие международной финансово-кредитной системы, имеющей в современных условиях важнейшее значение для экономического благополучия, как национальной экономики, так и мирового хозяйства в целом. Регулирование различных видов внешнеэкономической деятельности (кроме внешней торговли) и особых экспортно-импортных режимов осуществляется посредством Законов Республики Таджикистан "Об иностранных инвестициях", "О свободных экономических зонах" и другие. Между тем, возникла необходимость принятия законов "О зонах приграничной торговли", "Об электронной торговле", относящихся к сфере внешнеэкономических связей, прямо или косвенно содействующих развитию экспорта.

Сегодняшняя ситуация объективно ставит задачу дальнейшего со­вершенствования законодательных и нормативных актов о свободных экономических зонах в целях развития и повышения экспортного потенциала субъектов свободных экономических зон.

В целях продвижения готовой продукции на внешние рынки, активизации экспортной деятельности хозяйствующих субъектов, поддержки отечественных и главным образом экспорт ориентированных предприятий и организаций, борьбы с теневой экономикой в ближайшей перспективе необходимо решить следующие вопросы:

  • повсеместное внедрение системы штрихового кодирования на экс­портируемую продукцию;
  • подготовка нормативной базы и организация внедрения в республике электронных торгов;
  • внедрение системы специальных знаков соответствия (таджикских знаков соответствия) на производимую на территории республики импор­тируемую и реализуемую продукцию;
  • расширение функции республиканской товарно-сырьевой биржи по оптовой продаже важнейших видов сырьевых ресурсов и ее участие в работе мировых товарно-сырьевых бирж в рамках межбиржевых взаимоотношений;
  • создание свободных промышленных зон по производству экспортоориентированной и импортозамещающей продукции;
  • увеличить зоны свободной (приграничной) торговли в Горно-Бадахшанской автономной области, Хатлонской, Сугдской областях и районах республиканского подчинения;
  • внедрение информационного обеспечения в таможенных службах Республики Таджикистан с возможностью обеспечения оперативной и эф­фективной связи с Министерством экономического развития и торговли для осуществления мониторинга экспортно-импортных операций и анализа ситуации на внешнем и внутреннем рынках;
  • рационализация и упрощение системы и порядка выдачи разреши­тельной документации государственными органами на экспортируемую, производимую на территории Республики Таджикистан продукцию.

Одной из главных задач внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан является совершенствование института торговых представительств за рубежом в целях повышения экспортного потенциала республики, активизации внешнеторговой деятельности отечественных хозяйствующих субъектов, роста и развития таджикского экспорта. Без создания системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности и формирования структур информационно-консультационных служб, не представляется возможным достижение роста экспорта продукции, производимой в стране [3].

Важным направлением государственной экономической политики развития экспорта в стране является содействие в росте производства экспортоориентированной продукции и продвижении таджикской продукции на внешние рынки.

Учитывая то обстоятельство, что из-за финансового состояния большинство хозяйствующих субъектов, представляющих собой средние и малые предприятия, в настоящее время не имеют возможности самостоятельного выхода на внешние рынки, государство должно взять на себя функции обеспечения продвижения продукции отечественных товаропроизводителей на ближайшие 2…3 года, в течение которых должны быть сформированы товаропроводящая сеть и внешнеторговая инфраструктура таджикских предприятий.

Основой политики экспорта товаров производимых в Таджикистане является совершенствование рекламных услуг, так как уже сейчас имеется продукция, которая конкурентоспособна на мировом рынке и нуждается в рекламе. Эти обстоятельства требуют шире использовать различные методы рекламы таджикских товаров для реализации их на мировых рынках.

Основными формами рекламы товаров, производимых в стране на экспорт, являются международные ярмарки, дни таджикских товаров в отдельных странах, выставки производимых товаров, научных идей, новых технологий, которые представляли товары малого предпринимательства. Также с целью рекламы можно использовать услуги посольств, торговых делегаций и торговых представителей республики, работающих в зарубежных странах. 

Список литературы:

  1. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. Статистический сборник. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2012. ‑ С. 520‑525.
  2. Внешнеэкономическая деятельность Республики Таджикистан. Статистический сборник. Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2009-2011 гг. ‑ С. 539‑550.
  3. Теория переходной экономики. Учебное пособие. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 199 с.