Развитие электромобилей в России

Авторы: Ишуточкина К. А.

.

Рубрика: Технические науки

Страницы: 29-32

Объём: 0,15

Опубликовано в: «Наука без границ» № 3 (3), октябрь

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Ишуточкина К. А. Развитие электромобилей в России // Наука без границ. - 2016. - № 3. - С. 29-32.

Анализ работ по созданию электромобилей в нашей стране, начиная с момента их зарождения и включая сегодняшний день, показывает, что можно условно выделить шесть периодов их развития [1-6]:

  • Первый этап – зарождение электроавтомобилестроения (1837-1895 годы);
  • Второй этап ‑ интенсивное развитие и конкуренция (1896-1930 годы);
  • Третий этап ‑ локальное использование (1931-1960 годы);
  • Четвёртый этап – проведение обширных опытно-конструкторских работ и выпуск большого числа опытных образцов и малых серий опытных электромобилей (1961-1982 годы);
  • Пятый этап ‑ спад работ, вызванный резким изменением конъюнктуры на нефтяном рынке и неудачами в эксплуатации опытных партий из-за недостатков источников тока (после 1982 года);
  • Шестой этап – активизация производства электромобилей (начало 21 века).

К предвестникам электромобилей, характеризующим первый этап их развития, можно отнести экипажи, созданные в 1837 году американцами Девенпатором и Пейджем, а также шотландцем Робертом Девидсоном.

В 1838 году в России опыты с двигателем, питаемым от батареи гальванических элементов, проводил Б. С. Якоби.

Начиная с 1880 года, развитие электромобилей происходило параллельно с автомобилем. В эти годы автомобили с двигателями внутреннего сгорания еще не представляли серьёзную конкуренцию электромобилям. Это было обусловлено тем, что конструкция электромобилей была проще и они (как и автомобили) использовались только в городах и осуществляли передвижение в радиусе 10…15 км. Скорость таких экипажей не превышала 20 км/ч.

Второй этап характеризуется значительной конкуренцией в области создания автомобилей, производство которых стало заметно возрастать. В этот период электромобили начинают выпускаться серийно. Так, в 1897 году, на улицах Лондона появились и успешно работали электромобили-такси, внешне мало отличавшиеся от традиционных английских кебов.

А в 1899 году появились первые русские электромобили, созданные инженером И. В. Романовым.

Каждый последующий этап развития электромобилей имеет свои отличительные особенности, подробно рассмотренные в специализированной литературе [7].

На сегодняшний день рынок электромобилей в России находится ещё на стадии зарождения. Численность владельцев данного вида транспорта не подвержена учёту, официальная статистика не представлена. Согласно оценкам экспертов, на территории страны находится всего 300 экземпляров. Для сравнения, в Норвегии, где численность постоянного населения в 28 раз меньше, 28 апреля 2015 года был зарегистрирован 50 000-й электромобиль! Нежелание российских потребителей приобретать «зелёный автомобиль» обусловлено, прежде всего, низким уровнем платежеспособного спроса, поскольку рынок электромобилей является более дорогим, нежели традиционный. Более того, отсутствует широкая сеть электрозарядных станций, большая часть которых размещена только на территории Москвы и Московской области. В ближайшей перспективе ОАО «МОЭСК» планирует развитие инфраструктуры на территориях Санкт-Петербурга, Белгорода и Казани. Также это и проблема недостаточной эффективности политики поощрения (субсидии, налоговые льготы) и информированности населения о преимуществах электромобилей. Необходимо отметить и проблемы с дорожной инфраструктурой, поскольку электромобили не рассчитаны на существенные дефекты дорожного покрытия (рынок внедорожных электромобилей ещё не представлен), отсутствуют станции технического обслуживания и другое.

В связи с этим, рынок электромобилей в РФ сталкивается с широким кругом проблем, требующим активной поддержки государства, которая может быть выражена в следующем (Таблицы 1, 2):

Таблица 1

Расходы бюджета на проведение мероприятий по развитию рынка электромобилей в городе Москве и Московской области (в расчете на консервативный сценарий – 50 000 транспортных средств), расчеты автора, 2015 г.

Мероприятия

MITSUBISHI I-MIEV

EL LADA

Стоимость одного автомобиля

1 800 000 руб.

1 250 000 руб.

Государственные субсидии на покупку (5%), с учётом НДС

2,5 млрд. руб.

2,656 млрд. руб.

Низкий НДС на покупку (3%) для отечественного производителя

-

9,375 млрд. руб.

Снятие импортной пошлины (продление меры)

40 млрд. руб.

-

Бесплатные парковки

-

-

Скидка на электроэнергию (5 %) в год

25,538 млн. руб.

64,15 млн. руб.

Установка зарядных станций:

500 (стандартные) + 10 (быстрая зарядка), RevoltaMotors

85 млн. руб.

ИТОГО

25 410 538 000 руб.

12 180 400 000 руб.

 Таблица 2

Некоторые выгоды от стимулирования рынка электромобилей РФ, расчеты автора, 2015 г.

Критерии

MITSUBISHI I-MIEV

EL LADA

Экономия на покупке автомобиля

11,5 млрд. руб.

8,53 млрд. руб.

Экономия на топливе

32,8 млрд. руб.

32,08 млрд. руб.

Снижение выбросов CO2

161 928 т/год (0,0095% общероссийских объемов)

Проведение такой политики приведет к росту благосостояния общества, улучшению экологических показателей, способствует энергетической безопасности государства. Проводимые научные исследования и опытно-конструкторские разработки отечественных компаний в данной области, являются, по нашему мнению, основным рычагом, способным разрешить данную инновационную задачу.

Список литературы

  1. Стратегия развития экономики России в условиях модернизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nauka.x-pdf.ru/17ekonomika/125656-11-strategiya-razvitiya-ekonomiki-rossii-usloviyah-modernizacii-nauchnaya-sessiya-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-nau.php.
  2. Внедрить электромобили в России будет сложно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.autonews.ru/automarket_news/news/1683358.
  3. История электромобиля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://autoeco.info/hist_ev.php.
  4. Электромобиль в мегаполисе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://thinkgreen.ru/tg/chto-takoe-elektromobili-i-pochemu-vsemashiny-eshhe-ne-elektromobili.
  5. Этапы развития электромобилей и их конструкции [Электронный ресурс]. – http://www.electrolibrary.info/history/electromobi.htm
  6. Щетинина В. А. и др. Электромобиль: техника и экономика / Л. , 1987.
  7. Дидманидзе О. Н., Пучин Е. А., Иванов С. А. Тенденции и пути развития современных электромобилей. ‑ М. : ООО Триада, 2006. ‑ 64 с.