Иранская ядерная программа. Военные и невоенные перспективы урегулирования проблемы

Авторы: Сафарова Регина Равильевна

.

Рубрика: Политические науки

Страницы: 46-50

Объём: 0,36

Опубликовано в: «Наука без границ» № 3(31), март 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Сафарова Р. Р. Иранская ядерная программа. Военные и невоенные перспективы урегулирования проблемы // Наука без границ. 2019. № 3(31). С. 46-50.

Аннотация: В статье предложено рассмотреть разработку Иранской ядерной программы, основные этапы ее становления. Проведен анализ международной ситуации вокруг Иранской ядерной программы, реакция международного сообщества на разработку и продвижение атомной энергетики в ИРИ. Анализируются позиции отдельных стран мирового сообщества относительно разработки Исламской Республикой Иран ядерной энергетики, отношения между странами региона и мирового сообщества с республикой. Предложено рассмотреть «ядерную сделку» и ее будущее. Проводен анализ и предложены модели мирного и немирного урегулирования проблемы.

Иран начал разрабатывать ядерную программу в 1957 году при сотрудничестве с США в рамках программы «Атом для мира»[1]. Программа заключалась в помощи Ирану в разработке ядерной энергетики в мирных целях. Иран беспрепятственно допускал иностранных специалистов к ядерным объектам, а иранские специалисты получали образование и подготовку в области ядерной физики в США и Западной Европе (в Бельгии, Великобритании, Западной Германии, Италии, Швейцарии и Франции) [3]. В 1970 годах иранская политическая элита всерьез задумалась о будущем Ирана, в связи с результатами оценок запасов нефти, которые к 2046 году должны будут исчерпать себя. Поэтому вопрос развития атомной энергетики стал важнейшим в политике шаха Ирана. В 1974 году Моххамед Реза Пехлеви обнародовал программу развития атомной энергетики. Иранская программа развития атомной энергетики полностью опиралась на помощь извне, а значит, была в полной зависимости не только от своих финансовых возможностей, но и от партнерских отношений с другими государствами.

Активное развитие программы атомной энергетики прекратилось с революцией 1979 года. Монархия во главе с коррумпированным лидером сменилась особым типом республики во главе с Рухоллой Мусави Хомейни. Политика нового лидера была направлена на искоренение зависимости от иностранных государств, что вело за собой и замораживание проектов по разработке атомной энергетики. Приостановлению атомной программы также способствовала ирано-иракская дорогостоящая восьмилетняя война. Возобновилась программа по разработке атомной энергетики только к концу 1990-х годов.

Приход иранского руководства к идее о возобновлении разработки ядерной программы Ирана было обусловлено несколькими факторами. Операция США «Буря в пустыне», по мнению иранского правительства, была своеобразным предупреждением для ИРИ и вызвала вполне обоснованные опасения сохранения национальной безопасности, разработка Пакистаном, Индией и главным антагонистом Ирана на Ближнем Востоке – Израилем – ядерного оружия не могла не побудить Иран обезопасить свои границы.  Также, для ИРИ важно было развивать атомную энергетику с целью сокращения зависимости от потребления природных ресурсов для получения энергии. С этой целью были предприняты попытки создания ГЭС, однако, водных ресурсов Ирана оказалось недостаточно.

 На основе всех перечисленных факторов иранское правительство поменяло свое отношение к развитию ядерной энергетики и помощи со стороны иностранных государств. Идея создания ядерного оружия появилась скорее, как своеобразный гарант безопасности и целостности страны, обусловленный событиями в Ираке и в регионе в целом. Ядерное оружие могло придать республике определенный статус и привилегии, а также заставить остальные страны считаться и принимать во внимание мнение ИРИ, как это произошло, например, с КНДР.

 Военные и невоенные перспективы урегулирования проблемы

Активные попытки урегулировать иранскую ядерную проблему предпринимаются и обсуждаются на протяжении долгого времени.  Несмотря на это, мировое сообщество так и не смогло сформировать единой позиции по поводу урегулирования проблемы.

Приоритетом для мирового сообщества, в особенности для Российской Федерации и Китайской Народной Республики, являются невоенные средства, например, санкции мирового сообщества, санкции отдельных государств, договоры, соглашения, инспекции МАГАТЭ и т.д. Однако не все страны согласны, что данные методы являются эффективными.

Соединенные Штаты Америки находятся в «режиме» конфронтации с ИРИ с момента смены шахского режима. Иран же недоволен стремлением США диктовать условия суверенному государству, а также не желает присутствия США в Ираке и на всем Ближнем Востоке с его «экспансионистской» политикой. Америка, в свою очередь, недовольна разработкой Ираном ядерного оружия и развитием ракетной программы. Президенты США на протяжении долгого времени «демонизировали»  Иранскую Республику, аргументируя это укреплением исламских фундаменталистских элементов во внешней политике. Для американцев это значит одно – приобретение ядерного оружия клерикальным руководством будет угрозой всему человечеству. Однако ирано-американские отношения не всегда были такими напряженными. Иранское руководство во главе с президентом М. Хатами пыталось смягчить напряженные отношения с США, идя на уступки и даже в некоторых моментах на сотрудничество. Интересы США и ИРИ совпали в иракской войне против Саддама Хусейна и против талибов в Афганистане, поскольку свержение этих режимов было выгодно и для Тегерана. В то же время в Иране с ходом проведения таких кампаний пришло осознание, что американцы будут принимать любые действенные средства в случае «неподчинения».

Однако существуют причины, по которым США не стали бы применять «тяжелую артиллерию» в отношении ИРИ. Во-первых, США  не захотят втягиваться в еще один затяжной конфликт, во-вторых, столкнутся с несогласием Российской Федерации и КНР, с которыми отношения сегодня и так носят довольно напряженный характер, в-третьих, военные действия могут только побудить к быстрой разработке ядерного оружия и будут являться краткосрочным решением проблемы, также немаловажным является и тот факт, что удары по Ирану только сплотят нацию и сделают иранцев более приверженными к идее создания ЯО с целью защиты своих границ. Поэтому, по мнению автора, США либо поменяют свою позицию относительно Ирана и пойдут на новую ядерную сделку с выгодными для них условиями, либо останутся в позиции «выжидания» сдачи позиций Ираном и будут оказывать давление совместно с соседями Ирана на ИРИ и страны «пятерки».

Российская Федерация сегодня является партнером ИРИ. Несмотря на это, мнения в российском политическом дискурсе относительно ядерного Ирана достаточно противоречивые. Российской Федерации ни к чему появление ядерной державы у своих южных границ. В этом смысле позиции пересекаются с США. РФ будет поддерживать международные санкции в случае любого нарушения международного режима нераспространения. Но, по мнению многих специалистов в области атомной энергетики России, Иран не достиг того уровня технического развития, при котором существует возможность создания ядерного оружия. Российская Федерация продолжит сохранять исключительно мирные дипломатическо-правовые методы относительно урегулирования проблемы.

Угроза со стороны Ирана по обсуждаемости в национальном дискурсе Израиля превосходит даже палестино-израильское противостояние. После операции США в Ираке сменился прежний баланс сил в регионе. Сейчас Ирак не является противовесом Ирану, позволяя ему проводить собственную политику в Персидском заливе и на Ближнем Востоке в целом. Методы Ирана по проведению региональной политики очень разнообразны и включают в себя поддержку радикальных группировок, которые ведут борьбу против Израиля. Биньямин Нитаньяху не раз выступал с громкими лозунгами и призывами к срочному и действенному урегулированию проблемы с Ираном. В официальных дискурсах Израиля не раз говорилось о том, что существует план по войне против Ирана, применялись предупреждающие формулировки: «Экономические санкции – не единственный возможный способ действия против иранской ядерной программы» [2]. Однако, по мнению автора, Израиль вряд ли втянется в тяжелый конфликт против мусульманского мира на Ближнем Востоке. Для Израиля втягиваться в войну против Ирана не выгодно. Во-первых война против Ирана означает войну против мусульманского мира, во-вторых, война приведет к милитаризации экономики, что станет тяжелым бременем для Израиля, в-третьих, палестинские организации Израиля окажут сопротивление такому решению.  По мнению автора, военный исход конфликта маловероятен.

Иран, в свою очередь, часто говорит о самом режиме нераспространения ядерного оружия как о режиме, который сложился в условиях империалистического мира. Ядерный клуб сегодня не контролирует режим нераспространения, а наоборот, способствуют распространению ЯО. Иначе как объяснить ежегодное увеличение ядерных потенциалов, их усовершенствование и разработки еще более опасного оружия. В современном мире, по мнению Ирана, ядерная энергия должна быть доступна всем, а ядерное оружие никому, тогда режим нераспространения будет действовать. Это подтверждает мнение С. Хантингтона о том, что дихотомия нераспространения ядерного оружия заключается в том, что Запад представляет принцип нераспространения как отражающий интересы всех наций в международном порядке и стабильности. Однако другие нации рассматривают его как обслуживание интересов гегемонии Запада [5]. Трудно представить, что Иран начнет войну против Израиля или США, тем более с применением ядерного оружия, ведь ответный удар будет просто убийственным для ИРИ [1]. К тому же, ИРИ слишком большое внимание уделяет военной сфере, забывая о социальных программах, и война станет просто невыносимой для населения и экономики страны.

Сегодня в регионе также развивается суннитско-шиитское противостояние, что придает БСВ «остроту». По мнению автора, своим соседям Аравийского полуострова, которые являются суннитскими государствами, кроме Бахрейна, Иран тоже не станет наносить удары, хотя бы потому что американские базы в Кувейте, Катаре, ОАЭ, Омане, Саудовской Аравии и Бахрейне будут «смущать» Иран. Так же, как и государства Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию, с которой Иран ведет «холодную войну», не станут бить по Ирану, опасаясь восстания шиитского населения в своих государствах.

Таким образом, сегодня сложно представить военное разрешение проблемы. Учитывая позитивные настроения европейских держав, РФ и КНР относительно СВПД, можно с точностью заявить, что страны, несмотря на выход США из сделки, продолжат выполнять данные обещания, пока Иран выполняет свои.

Распространение ядерного оружия – одна из самых актуальных тем сегодня. Сложно контролировать расползание ЯО, но и нет обоснования того, что ядерное оружие будет применено от его избытка. Но если это случится, для всего мира уже не будет важен факт того, кто, когда и при каких обстоятельствах его применил. Остается рассчитывать лишь на разумность человечества.

Список литературы
1. Васильев А. М. Иран как «Шиитская сверхдержава»: Реальные и мнимые вызовы // Азия и Африка сегодня. 2012. № 8. 7 с.
2. Анегби: Иран должен понять, что санкции – не единственная возможность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://txt.newsru.co.il/mideast/11feb2010/anegbi8003.html (дата обращения: 15.02.2019)
3. Хлопков А. Иранская ядерная программа в российско-американских отношениях // Научные записки ПИР-Центра. № 18. Москва. 2001.
4. Сафранчук И. Ядерные и ракетные программы Ирана и безопасность России: Рамки Российско-Иранского сотрудничества // Научные записки ПИР-Центра. № 8. 1998.
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
6. Свешникова Ю. Иранский атом: дойдет ли дело до войны? // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 1. С. 15-28.
7. Koch Andrew, Wolf Jeanette Iran’s Nuclear Facilities: a Profile, 1998.
8. Russia Is Assisting Iran's Missile Drive, Says USA. Jane'sDefence Weekly. 1 October 1997. p. 3

Материал поступил в редакцию 26.03.2019
© Сафарова Р. Р., 2019



[1] [Данная программа была представлена Вашингтоном в Генеральной Ассамблее ООН в 1953 году и предполагала помощь странам в развитии мирной ядерной энергетики посредством передачи технологий и обучения специалистов].