Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников посредством решения числовых ребусов с региональным содержанием во внеурочной деятельности по математике

Авторы: Савченко Владимир Владимирович, Мальдер Наталья Александровна, Шадрина Ольга Николаевна

.

Рубрика: Педагогика

Страницы: 41-45

Объём: 0,27

Опубликовано в: «Наука без границ» № 3(31), март 2019

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Савченко В. В., Мальдер Н. А., Шадрина О. Н. Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников посредством решения числовых ребусов с региональным содержанием во внеурочной деятельности по математике // Наука без границ. 2019. № 3(31). С. 41-45.

Аннотация: В данной статье рассматриваются педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников посредством решения числовых ребусов с региональным содержанием во внеурочной деятельности по математике.

Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности по математике будет успешным, если учитель:

- соблюдает этапы работы над числовыми ребусами с региональным содержанием: подготовительный этап, этап обобщения свойств арифметических действий, этап решения числовых ребусов, этап составления авторских числовых ребусов;
- использует различные  числовые ребусы с региональным содержанием, содержащие операции вычитания  и сложения, деления  и умножения;

Педагогические условия считаются внешним обстоятельством, оказывающим значительное воздействие на протекание педагогического процесса, сконструированного учителем для достижения конкретного итога.

Одним из оригинальных средств становления познавательного интереса во внеурочной деятельности по математике является использование числовых ребусов с региональным содержанием, что позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу младших школьников на творческо-поисковом уровне, но и повседневные шаги по исследованию материала.

Слово «ребус» иностранного происхождения и в различных языках понимается по-разному. В точном переводе с латинского «rebus» - «вещь», «предмет», т.е. это «загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами или другими знаками». В русском языке данное слово означает «загадку, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков».

Условием формирования познавательного интереса младших школьников при помощи решения числовых ребусов с региональным содержанием во внеурочной деятельности по математике считаются «числовые этноребусы». Термином «числовые этноребусы» обозначаются «числовые ребусы, подчеркивающие связь данного типа занимательных задач с этническим материалом, языковыми особенностями населения тех или же других регионов» [2].

В разработках А. Г. Толмашова числовые ребусы с региональным содержанием – это числовые ребусы с хакасскими словами, а также со словами русского языка, обозначающими названия предметов и явлений, связанные с регионом Саяно-Алтая [2].

Приведем примеры числовых ребусов с региональным содержанием, указанных автором:

СО + Р = СК       45+1=46

АЛ – ТА = Й       42-34 =8

АБА + ЗА = АБА – К +АН   232 +12= 232 -8 +20

А * СК = ИЗ       4*23=92

С * О * Р =СК     2 * 6 *7=84

АЛ – ТА = Й       31 -23 = 8

ТАШ + ТЫП = СЕЛО 563 + 524=1087

Рассмотрим этапы работы над числовыми ребусами с региональным содержанием [2]:

1. Подготовительный этап. Педагог на данной стадии  готовит учащихся к выбору арифметических операций при решений числовых ребусов с региональным содержанием: они обязаны овладеть пониманием этих связей, на основе которых выбираются арифметические действия, понимание объектов и общественных ситуаций, о которых рассказывается в числовых этноребусах.
2. Этап обобщения свойств арифметических действий. До решения несложных задач определённого вида учащиеся усваивают знания о связях операций над множествами с арифметическими действиями, т. е. определенное значение арифметических действий.
3. Этап решения числовых ребусов с региональным содержанием. При решении числовых ребусов с региональным содержанием дети должны, обязаны ставить систему связей, т. е. выстраивая их в определенном порядке и умения разбивать сложный ребус на ряд несложных, последовательное решение которых и станет заключением составной задачи. Принципиально на предварительной ступени знакомить ребят с объектами, о которых рассказывается в ребусах (например, с величинами).
4. Составление авторских числовых ребусов. При разработке данного вопроса, а именно, составления числовых ребусов с региональным содержанием у нас в соавторстве с  А.Г. Толмашовым  появилась идея создания цепочек числовых ребусов.

Конкретизируем понятия цепочек числовых ребусов на примере слов «парта», «класс». Данные «цепочки числовых ребусов образуются на основе одного ключевого слова, представленного в первом, исходном ребусе в качестве двух «слагаемых», во втором ребусе – в качестве трех одноименных «слагаемых». Происходит постепенное усложнение знаний за счет увеличения числа арифметических операций (сложение), при этом остается неизменной словесная «оболочка», «внешность» числового ребуса.

 Рядом с каждым примером мы привели одно из возможных решений составленных авторам примеров.

   ПАРТА     41561

+ ПАРТА   +41561

   КЛАСС     83122

        

  ПАРТА      19659

+ПАРТА    +19659

+ПАРТА    +19659

 КЛАСС       58977

Рассмотрим второе условие нашей гипотезы о том, что педагог использует различные  числовые ребусы с региональным содержанием, содержащие операции сложения и вычитания, умножения и деления.

Л. М. Лихтарников сформулировал ряд простых свойств операции сложения натуральных чисел, которые позволяют определить некоторые неизвестные буквы в числовых ребусах, содержащих эту операцию [1]:

1.  Свойство первое.  Пусть имеется сумма двух натуральных чисел в k-тых разрядах этих чисел и их суммы стоит одна и та же цифра a. Тогда либо a =0, a=9.

Приведем пример числового ребуса с региональным содержанием.

   САРЫН           74320

+ САРЫН         +74320

   ЧАТХАН        148640

В переводе с хакасского языка «сарын» – это сюжетная песня, а «чатхан» – хакасский национальный инструмент.

2. Свойство второе.  Пусть имеется сумма трех натуральных чисел и в k-тых разрядах этих чисел и их суммы стоит одна и та же цифра d. Тогда d=0, следовательно, d+ d+ d= и, следовательно, d=0.

Приведем пример:        ПАРТА               10890

                                       +  ПАРТА             +10890

                                           ПАРТА                10890

                                           ШКОЛА                32870

3. Свойство третье. Если суммируются одинаковые слагаемые, то при четном числе слагаемых число единиц в полученной сумме будет четным. Данное утверждение верно, так как, например четными числами являются цифры, зашифрованные буквой О, в примере:                      

  КРОСС                 8126

+КРОСС               +8126

  СПОРТ                16254

Рассмотрим некоторые простые свойства операций умножения и деления, которые часто используются при расшифровке ребусов, содержащих эти операции.

1. Свойство первое. Рассмотрим произведение k-значного числа А, десятичный знак высшего разряда которого равен а, на однозначное число р, т.е. А×р. Тогда справедливы утверждения:

а) если произведение А×р при > 5 есть k-значное число, то а = 1.

б) если произведение А на р=2 есть (k+1) - значное число, то а > 5.

в) если произведение А на р=2 есть k-значное число, а произведение А на р=3 есть (k+1) - значное число, то 3 < а < 5.

г) если произведение А на р=3 есть k-значное число, а произведение А на р=4 есть (k+1)- значное число, то 2 < а < 3.

2. Свойство второе.

а) если произведение k-значного числа А на однозначное число р есть k-значное число, а произведение числа А на однозначное число q есть (k+1)- значное число, то q>р.

б) если при умножении k-значного числа А на однозначные числа р и q в результате приходим к неравенству А×р<А×q , то р<q.

2. Свойство третье.

а) если произведение нечетного числа р≠5 на множимое в числе единиц имеет цифру 5, то в числе единиц множимого стоит цифра 5.

б) если произведение четного числа р≠0 на множимое в числе единиц имеет нуль, то в числе единиц множимого стоит цифра 5.

в) если произведение некоторого однозначного числа на множимое, в числе единиц которого стоит цифра 5, оканчивается цифрой 5 (цифрой нуль), то однозначный сомножитель является числом нечетным (четным).

г) пусть число А имеет в числе единиц число а, не равное нулю. Если произведение числа А на однозначные числа р и q, отличные от 1, имеют в числе единиц число а, то а=5, а, р и q – нечетные.

д) пусть число А имеет в числе единиц число а. Если произведение числа А на различные однозначные числа р, q и r, отличные от а, в числе единиц имеют соответственно р, q и r, то а=6, а, р, q и r принадлежат множеству {2, 4, 8}.

4. Свойство четвертое. Если в процессе деления приходится сносить две (или более) цифры делимого, то в соответствующем месте частного буквой (или звездочкой) зашифрован один (или более) нуль.

Таким образом, числовые ребусы с региональным содержанием, развивают гибкость мышления, обостряют сообразительность, тренируют память, вырабатывают способность логически мыслить, анализировать и в конечном итоге формируют у школьника познавательный интерес.

Список литературы
1.      Лихтарников Л. М. Числовые ребусы и способы их решения // СПб.: Издательство «Лань», Книготорговая фирма «МИК», 1996. – 125 с.
2.      Толмашов А. Г. Обучение математике в начальной школе поликультурной модели: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие // Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2012. – 96 с.

Материал поступил в редакцию 24.03.2019
© Савченко В. В., 2019