Порядок разработки стратегии развития и повышения эффективности сельскохозяйственного производства

Авторы: Гончаров А. А.

.

Рубрика: Экономические науки

Страницы: 22-31

Объём: 0,63

Опубликовано в: «Наука без границ» № 3 (8), март 2017

Скачать электронную версию журнала

Библиографическое описание: Гончаров А. А. Порядок разработки стратегии развития и повышения эффективности сельскохозяйственного производства // Наука без границ. - 2017. - № 3 (8). - 22-31.

Аннотация: Предложена стратегия развития и повышения эффективности сельскохозяйственного производства, которая ориентирована на реализацию приоритетной технологической платформы «ФудНэт». Предлагаемая стратегия направлена на широкое применение точного земледелия, органического сельхозпроизводства, использование альтернативных источников сырья, развитие сбыта сельскохозяйственной продукции без посредников, ограниченное использование геномики.

Аграрный сектор экономики России на сегодняшний день функционирует в относительно благоприятных условиях. Это во многом объясняется существующим эмбарго на поставку сельхозпродукции из ЕС, США, ряда других стран, которое было введено нашей страной в августе 2014 года. Немаловажную роль играет также ослабление курса рубля и наметившееся усиление господдержки АПК. Комплекс данных факторов определённо решает старую проблему российских сельхозпроизводителей – конкурентоспособность продукции.

Современное положение хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики далеко не однозначно. Прежде всего, указанные выше факторы не являются величинами постоянными. Поэтому мы можем логично предположить, что высока вероятность того, что в силу изменения макроэкономической ситуации в мире, положение на отечественном рынке сельхозпроизводства может вернуться на исходные позиции до введения санкций. Кроме того, наметившийся рост объёмов производства сельхозпродукции на сегодняшний день зачастую достигается экстенсивным путём. Ни в коей мере не приуменьшая всю важность данного организационно-управленческого решения, мы должны сказать, что это не является показателем повышения эффективности сельхозпроизводства.

Следовательно, текущая экономическая ситуация настоятельно требуют положительного решения вопроса относительно повышения эффективности производства в сельском хозяйстве. Для этого требуется разработка актуальной стратегии развития и повышения эффективности сельскохозяйственного производства, которая бы отвечала современным вызовам мирового социально-экономического пространства.

Предлагаемая к рассмотрению стратегия развития и повышения эффективности сельскохозяйственного производства (далее – Стратегия) базируется на положениях и критических замечаниях ведущих экономистов-аграрников, занимающихся изучением данной проблемы [1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11]. Разработка Стратегии осуществляется на примере одного из аграрных регионов России – Орловской области.

Цель Стратегии – повышение эффективности сельхозпроизводства, направленное на обеспечение конкурентоспособности аграрного сектора экономики и реализации политики импортозамещения до 2030 года.

Задачами Стратегии выступают:

а) осуществление модернизации материально-технической базы хозяйствующих субъектов за счёт приобретения мощной и энергетически эффективной сельхозтехники на первом этапе реализации Стратегии; на её втором этапе – расширение объёмов SKD-производства сельхозтехники в регионе; на третьем этапе – активное развитие CKD-производства сельхозтехники;

б) ускорение темпов обновления основных средств производства, позволяющих сокращать энергетические затраты сельхозпроизводителей на протяжении всех этапов реализации Стратегии; на втором и третьем этапе – расширение сферы использования альтернативных источников энергии в рамках технологической платформы «ФудНэт»;

в) повышение инновационного потенциала сельхозпроизводства путём создания замкнутой цепочки «аграрная наука (экономическое, сельскохозяйственное, медицинское направления)» – «аграрное образование (аналогичные предыдущему элементу направления)» – сельхозпроизводитель и АПК в целом, что должно быть направлено на обеспечение аграрного сектора экономики управленческими и рабочими кадрами, соответствующими современным макроэкономическим вызовам;

г) улучшение качества землепользования путём реализации хозяйствующими субъектами подходов технологической платформы «ФудНэт»; на всех этапах реализации Стратегии устанавливается ограничение и/или полный запрет на использование удобрений, кормов на генетически модифицированной основе; широкое применение технологии No-Till; на втором и третьем этапах Стратегии – активизация методов органического земледелия;

д) повышение продуктивности животных путём селекции, приобретения высокопродуктивных пород животных, с обеспечением рекомендованных для них норм кормления, совершенствование кормовой базы; модернизация селекционно-генетических центров; умеренное применение геномики;

е) обеспечение конкурентоспособности сельхозпроизводителей на рынке B2B; рост присутствия сельскохозяйственных товаропроизводителей со своей продукцией / продуктами её переработки на рынке B2C в рамках реализации технологической платформы «ФудНэт».

Индикаторами Стратегии являются:

а) уровень развития инфраструктуры сельского хозяйства региона;

б) урожайность сельскохозяйственных культур;

в) продуктивность животных;

г) энергоэффективность и энерговооружённость сельхозпроизводителей;

д) конкурентоспособность сельхозпродукции и продуктов её переработки.

Приоритеты Стратегии:

а) развитие инфраструктуры аграрного рынка Орловской области;

б) активное внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;

в) обеспечение технологической готовности путём перехода к пятому технологическому укладу в сельхозпроизводстве и АПК региона в целом;

г) активизация импортозамещения в семеноводстве и животноводстве;

д) повышение экологической безопасности сельхозпроизводства, сельхозпродукции;

е) обеспечение доступа сельхозпродукции и продуктов её переработки в розничную торговую сеть.

Достижение поставленной цели и решение задач в рамках Стратегии осуществляется по следующим этапам.

На первом этапе (2017–2018 гг.) устанавливается выполнение следующих организационно-управленческих решений:

1) оптимизация нормативно-правовой базы региона в рамках управления отраслями и предприятиями АПК, направленной на улучшение экономических отношений в аграрном секторе;

2) поддержание благоприятного инвестиционного климата в регионе с дальнейшим повышением его уровня, направленное на привлечение долгосрочных инвестиций посредством инструментов АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) и других финансовых институтов для широкомасштабной модернизации МТБ сельхозпроизводителей;

3) активизация деятельности научно-исследовательского института зернобобовых культур (ФГБНУ ВНИИЗБК) по селекции семян, направленной на обновление семенного фонда с предложением сортов высокой урожайности, устойчивости к локальным природно-климатическим условиям выращивания; перспективным сокращением импортных гибридных семян F1; расширение деятельности селекционно-генетического центра (ООО «Знаменский СГЦ»);

4) разработка пилотных проектов по созданию симбиоза «аграрная наука – аграрное образование – сельскохозяйственное производства», путём распространения в сфере образования на постоянном уровне методов master-skills, демонстрационных экзаменов в профильных вузах и колледжах региона.

На втором этапе (2019–2021 гг.) выполнения Стратегии устанавливается реализация организационно-управленческих решений следующего порядка:

1) активизация локальных инструментов повышения эффективности сельхозпроизводства, направленная на его ускоренное развитие и обеспечение роста производства в аграрном секторе до первого места по экономике региона;

2) активизация деятельности местных промышленных предприятий по производству сельхозтехники, направленной на организацию совместных предприятий с производителями из других регионов России и зарубежными компаниями, восстановление ранее функционирующих предприятий АПК региона, в частности ООО «Орловский комбайновый завод»;

3) разработка пилотных проектов в ведущих сельскохозяйственных организациях региона по использованию альтернативных источников энергии в форме солнечной энергии, энергии от переработки отходов жизнедеятельности животных;

4) функционирование полноценных проектов в рамках симбиоза «аграрная наука – аграрное образование – сельскохозяйственное производство» по подготовке кадров для крупных хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики региона в форме регулярной стажировки будущих и действующих специалистов, управленческого персонала в крупнейших аграрных университетах мира; организация поездок по обмену опытом в ведущие аграрные компании;

5) в рамках технологической платформы «ФудНэт» до конца 2021 года устанавливается:

– повышение доли органического производства в общем объёме производства области до уровня не менее 15 %;

– формирование конкурентоспособной розничной торговой сети на территории региона, реализующей сельхозпродукцию / продукты её переработки с привлечением мощностей локальных предприятий пищевой промышленности; приоритет реализации продукции / продуктов переработки – органическое сельхозпроизводство;

– обеспечение конкурентоспособности сельхозпродукции / продуктов её переработки на потребительском рынке региона за счёт применения маркетинговых инструментов лидогенерации; лид сельхозпродукции / продуктов её переработки: население с уровнем доходов выше среднего по экономики области, школьники и обучающиеся, активная часть населения;

6) обеспечение сельхозпроизводителей конкурентоспособным семенным фондом отечественного производства на уровне не менее 50 % общего объёма.

На третьем этапе реализации Стратегии (2022–2030 гг.) установлено выполнение следующих организационно-управленческих решений:

1) обеспечение CKD-производства сельхозтехники в регионе с долей локализации на уровне не менее 50 %; функционирование не менее одного предприятия по производству сельхозтехники с 100 % российским капиталом;

2) полномасштабное использование энергосберегающих технологий не менее чем 75 % хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики к концу 2030 года;

3) создание и развитие селекционных и/или генетических центров в структуре профильных образовательных учреждений региона в рамках симбиоза «аграрная наука – аграрное образование – сельскохозяйственное производство» при сохранении достигнутых на предшествующем этапе показателей по данному направлению;

4) доведение объёма использования гибридов F1 до уровня не выше, чем 5 % в общем объёме семенного фонда; обеспечение сельхозпроизводителей породами сельскохозяйственных животных, устойчивых к вирусам и болезням;

5) в рамках технологической платформы «ФудНэт» устанавливается:

– обеспечение производства органической сельхозпродукции на уровне не менее 50 % в общем объёме производства;

– доступность органической продукции в розничной торговой сети за счёт преференций областного бюджета.

Предлагаемая Стратегия имеет несколько вариантов реализации.

Первый вариант – оптимистический, он предполагает укрепление господдержки сельхозпроизводства, как на федеральном, так и на региональном уровне. Предполагается полномасштабное выполнение финансовых обязательств государства в рамках мер «янтарной корзины» ВТО. На втором и третьем этапе реализации Стратегии допускается реализация элементов «голубой корзины» ВТО. Активная государственная деятельность в сфере АПК позволит добиться значительного повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора региона. Это даст возможность в полной мере реализовать поставленную цель и задачи Стратегии с перспективой постановки дополнительных задач более высокого уровня.

Второй вариант реализации Стратегии – реалистический. Согласно ему предполагается сохранение текущего тренда макроэкономической ситуации в стране и регионе, удержание Орловской областью текущего рейтинга инвестиционной привлекательности. Государственная политика в области мер «янтарной корзины» ВТО останется на текущем уровне. Подобное развитие ситуации позволит в полной мере выполнить поставленные цели и задачи Стратегии. Мы считаем, что согласно реалистическому варианту развитие органического сельхозпроизводства, геномики, принципов технологической платформы «ФудНэт» в рамках продвижения сельхозпродукции на рынок B2C и формирования паритетных отношений на рынке B2B, политики импортозамещения будет выполнена в полном масштабе за исключением модернизации материально-технической базы сельхозпроизводства.

Третий вариант Стратегии – негативный. Мы предполагаем, что в силу изменений глобальной макроэкономической обстановки, ситуация на агарном рынке России и отдельного региона в частности вернётся к эпохе до введения контр-санкций (период времени до августа 2014 г.). Направления реализации Стратегии ограничатся поддержанием достигнутых рубежей эффективности сельхозпроизводства, уровень модернизации материально-технической базы аграрного сектора экономики будет либо законсервирован, либо слабо модернизироваться путём импорта зарубежной техники.

На основе проведённого нами синтеза перспективных направлений развития сельхозпроизводства [3, 8, 12], мы определили первостепенные вызовы практической реализации Стратегии.

1. Экономические вызовы Стратегии. Макроэкономическая обстановка в сфере АПК носит дивергентный характер и не благоприятствует повышению эффективности сельхозпроизводства и росту его конкурентоспособности. Производственная деятельность в сельском хозяйстве в настоящее время ведётся в условиях жёсткой конкуренции, испытывая влияние, как со стороны поставщиков сырья и техники, так и со стороны предприятий, занимающихся переработкой сырья или оптовых предприятий, закупающих у сельскохозяйственных товаропроизводителей произведённую ими продукцию.

В первом случае устанавливаются крайне высокие цены, практически монопольного характера, а во втором случае – не обеспечивается полноценное получение дохода от реализации сельхозпродукции. Всё это в комплексе снижает возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей повышать эффективность своей деятельности и обеспечивать конкурентоспособность продукции на рынке.

Таким образом, сельхозпроизводители осуществляют свою деятельность на рынке B2B не в условиях паритета, что отличает их от хозяйствующих субъектов других сфер АПК. Подобная ситуация может сохраниться и в последующие годы реализации Стратегии, т. к. оптово-розничное звено торговли обладает более мощными финансовыми ресурсами и рыночной силой, формируя до 25 % ВВП нашей страны. Это вынуждает сельхозпроизводителей реализовывать продукцию с минимальной наценкой к себестоимости либо практически по демпинговым ценам. Как результат, финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей на сегодняшний день достаточно сложное. Поэтому, на наш взгляд, в условиях низкого курса рубля, требуется полноценное выполнение со стороны государства финансовых обязательств по реализации мер господдержки в рамках «янтарной корзины» ВТО. Только в таком случае можно будет обеспечить полномасштабное выполнение политики импортозамещения.

На основании вышесказанного, мы можем сформулировать основные группы экономических вызовов до 2030 года для сельхозпроизводства региона:

а) сохранение стагнации в экономике России – на фоне сокращения реального платёжеспособного спроса, нивелируется положительный эффект низкой стоимости рубля, ограничивая тем самым потребительский спрос на качественную сельхозпродукцию / продукты её переработки, прежде всего – органического сельского хозяйства;

б) тенденция повышения доли крупных сельскохозяйственных организаций в структуре хозяйствующих субъектов сельхозпроизводства – современные методы ведения производства требуют интенсивного внедрения инновационных дорогостоящих технологий; при таком развитии событий фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства имеют всё менее конкурентоспособные позиции;

в) диверсификация сельхозпроизводства – предполагается дальнейшее развитие сопутствующих производств (переработка сельхозпродукции; выход на потребительский рынок со своей продукцией / продуктами её переработки посредством собственного торгового предприятия);

г) сопряжение сегмента сельхозпродукции с рынком биотоплива – данное направление начало своё активное продвижение со стороны ряда гигантов автомобильной промышленности в начале XXI века (в частности, «Volkswagen AG Group» (Германия) и его структурными подразделениями, в первую очередь – «Audi AG»; «Geely Automobile Holdings Limited» («Geely») в лице владеющим им европейским брендом «Volvo Personvagnar AB») – в перспективе грозит повышением цен на сельхозпродукцию, её последующей волатильностью аналогично ценам на сырьевые ресурсы;

д) формирование единых продуктовых цепочек в АПК, совмещающих рынки B2B и B2C – данный тренд отвечает технологической платформе «ФудНэт». Он предполагает создание единого комплекса производства сырья, сельхозпродукции, её переработки, с дальнейшей реализацией на розничном рынке, как правило, под одним брендом (примером такой продуктовой цепи являются ООО «Знаменский СГЦ», ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ЗАО «АВК «Эксима»).

2. Технологические вызовы Стратегии. Современное технологическое состояние сельхозпроизводства не позволяет в полной мере обеспечивать повышение эффективности производства, его конкурентоспособности на мировом рынке, проводить политику импортозамещения и обеспечивать продовольственную безопасность. Требуется переход к новой генерации «зелёной революции». С нашей точки зрения технологические вызовы до 2030 года будут носить в себе следующие структурные компоненты:

а) расширение сферы применения технологии «нулевой» обработки почвы и точного земледелия – в обозримом будущем является одним из наиболее экологически безопасных и энергоэффективных методов повышения эффективности сельхозпроизводства;

б) развитие направления органического сельхозпроизводства – по своей сути это возвращение к традиционному земледелию, которое имеет большие перспективы в силу обеспечения максимально возможной для современных условий экологической безопасности сельхозпродукции / продуктов её переработки;

в) увеличение доли биоэнергетики – внедрение системы генерации энергии посредством отходов сельхозпроизводства;

г) формирование системы сельского хозяйства с постоянно низкими внешними затратами (LEISA – Low External Inputs Sustainable Agriculture);

д) повсеместное распространение генетически модифицированных организмов в сфере АПК – проблема охватывает всю цепочку данного комплекса экономики, от сырья и удобрений, через производство сельхозпродукции, до процесса её переработки в готовый потребительский продукт; развитие данной проблемы на российском аграрном рынке при благоприятных макроэкономических условиях может затормозиться путём реализации программы развития «Технологическая платформа БиоТех2030».

3. Социальные вызовы Стратегии. Повышение эффективности сельхозпроизводства и его конкурентоспособности по умолчанию возможно при наличии определённого трудового капитала. Предшествующие годы социального развития Орловской области имеют предпосылки для пессимистического прогноза. Мы можем назвать следующие социальные вызовы для Стратегии до 2030 года:

а) сокращение численности сельского населения – концентрация населения в сельской местности носит неравнозначный характер, но прослеживается единый тренд: уровень концентрации выше около городов;

б) рост миграционных потоков – развитие миграционных процессов, прогнозируемое увеличение численности населения за счёт мигрантов, формируют перспективу существенного пересмотра структуры сельхозпроизводства.

Предлагаемая Стратегия учитывает приоритетные тенденции на мировом аграрном рынке. Её практическая реализация позволит аграрному сектору экономики Орловской области по максимуму воспользоваться преимуществами текущей макроэкономической ситуации и реализовать имеющийся в регионе потенциал. Более того, Стратегия позволит использовать превентивные меры в отношении приоритетных вызовов современного рынка. Это даст сельхозпроизводителям региона уникальную возможность реально повысить свою эффективность.

Список литературы

  1. Адуков Р. Х. Основы стратегии и критерии оценки управления АПК // АПК: Экономика, управление. – 2016. – № 12. – С. 24–29.
  2. Закшевский В. Г., Закшевский Г. В. Методические подходы к разработке стратегии социально-экономического развития сельского хозяйства региона // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2016. – Т. 1. – № 1. – С. 46–49.
  3. Зиновьева О. И. Концепция дорожной карты развития рынка «ФудНэт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tboil.ru/tboilevents/files/eventfiles/879/%D0%A4%D1%83%D0%B4%D0%9D%D1%8D%D1%82-%D0%9C%D0%A0%D0%93-20012016_v2.pdf.
  4. Казанников А. А. Устойчивое развитие агропродовольственной системы как социальный и рыночный императив // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. – № 2. – С. 87–94.
  5. Косякова Л. Н. Основные направления инновационного развития и классификация инноваций отрасли животноводства // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2016. – № 42. – С. 226–232.
  6. Кундиус В. А. Ресурсный потенциал и стратегические ориентиры развития агропромышленного комплекса Алтайского края // АПК: Экономика, управление. – 2016. – № 7. – С. 30–39.
  7. Леметти Ю. А. Внешние факторы устойчивого развития сельского хозяйства Российской Федерации // АПК: Экономика, управление. – 2011. – № 7. – С. 89–93.
  8. Нечаев В. И., Михайлушкин П. В., Слепнева Т. Н. Долгосрочные вызовы развитию рынка «ФудНэт» в России и проблемы устойчивого роста аграрной сферы // АПК: Экономика, управление. – 2016. – № 10. – С. 60–66.
  9. Серков А. Ф., Чекалин В. С., Виноградова В. Ф. Научные подходы к стратегии развития АПК // АПК: Экономика, управление. – 2010. – № 11. – С. 36–41.
  10. Ушачев И. Г. Стратегические направления устойчивого развития агропромышленного комплекса России // АПК: Экономика, управление. – 2016. – № 11. – С. 4–15.
  11. Чернова О. А., Климук В. В. Императивы продовольственной безопасности в планах развития АПК юга России // Региональная экономика. Юг России. – 2016. – № 3 (13). – С. 71–78.
  12. Чутчева Ю. В., Нефедова О. С. Органическое сельское хозяйство – новый взгляд на развитие аграрной экономики России // Наука без границ. – 2016. – № 4. – С. 5–9.

 

Материал поступил в редакцию 02.03.2017
© Гончаров А. А., 2017